Рабочая учебная программа курса «Риторика»
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Милехина Ольга Николаевна

Рабочая учебная программа курса «Риторика» базовый уровень, 2 класс /адаптированная на основе  авторской программы

Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской    «Риторика»/               

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ritorika.docx55 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Рабочая учебная программа

курса «Риторика»

базовый уровень, 2 класс

/адаптированная на основе

 авторской программы

Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской

«Риторика»/

Составитель:

Милехина О.Н.

учитель начальных классов

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика» Образовательная система «Школа2100».

  Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

          Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

        Основные задачи:

  • дать возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире,
  • осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни,
  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения,
  • развивать поэтический слух,
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
  • обогащать чувственный опыт ребёнка,
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
  • расширять кругозор детей.

        Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация младшими школьниками системы ценностей.

  • Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
  • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
  • Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
  • Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
  • Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
  • Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Место предмета в базисном учебном плане

        Программа  рассчитана  на  35 часов,  по  1 часу  в  неделю.

        При появлении обучающихся по С(К)ОУ 7 вида темы необходимые для изучения помечаются  звёздочкой (*).

СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ   УЧЕБНОГО  КУРСА

2 класс (35 ч)

ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

 Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. 

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

 Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

 ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов.

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

 Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

ТРЕБОВАНИЯ  К УРОВНЮ   ПОДГОТОВКИ

Учащиеся должны знать:

- общественные нормы,   социально одобряемые и неодобряемые формы поведения в обществе;  

- базовые ценности общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);

    -  наизусть 8—10 стихотворений русских и зарубежных классиков;

    -  5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;

    - имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.

Учащиеся должны уметь:

- взаимодействовать  со своими учителями;

- взаимодействовать  между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде;

— читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;

— читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;

— практически различать сказку, рассказ и стихотворение;

— объяснять заглавие прочитанного произведения;

— высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;

— устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;

— пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;

— делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

— отгадывать загадки;

— находить в тексте слова, характеризующие поступки героя;

— различать слова автора и героев;

— определять тему произведения по заглавию;

— различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;

— находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;

— ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;

— составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.

Учащиеся должны  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • самостоятельно выбирать и читать книги;
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
  • определять содержание книги по заглавию, аннотации;
  • находить в словаре значение неизвестного слова.

ПЛАНИРУЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений: 

– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; 

– анализировать тактичность речевого поведения в семье;

– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
            Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий: 

– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

– отличать подробный пересказ от краткого;

– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить),формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей; 

– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

            Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений: 
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи; 

– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

– определять тему, основную мысль несложного текста;

– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

– давать оценку невежливому речевому поведению.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

 «Риторика 2 класс» (35 ч)

Наименование разделов/

тем

Всего часов

Всего

Теория

Практика

ОБЩЕНИЕ  17 часов

1. Что такое успешное общение. Речь как средство воздействия на мысли, чувства.

           1

1

-

2.Чему учит риторика.

           3

2

1

3. Как мы говорим.

           9

6

3

4. Вежливая просьба.

           2

2

1

5. Учусь читать и писать.

           2

1

1

ТЕКСТ 18 часов

1.Тема  и основная мысль.

           3

3

2. Пересказ.

           3

1

2

3. Вежливый отказ.

           2

1

1

4. Типы текстов.

           1

1

-

5. Рассуждение.

           3

3

-

6. Описание.

           2

2

-

7. Невыдуманный рассказ.

           2

2

-

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ  

           2

1

1

ИТОГО

35

26

9

          Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в формах

        -публичные выступления   ребёнка;

-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

-иллюстрирование, выразительное чтение;

-сочинение  стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

-решение риторических задач;

-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя  во внеурочное время)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  

КУРСА «Риторика,   2 КЛАСС»

2  класс, базовый уровень. 2012-2013 учебный год.

    35 часов, 3 часа в неделю.

   

п.п

Тема урока

Кол-во часов

    Дата

Основные виды учебной деятельности учащихся:

(Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

                                                            ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)

1

Речь в жизни человека. Уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях.

1

Объяснять значение речи, общения в жизни людей (Н). Познакомиться с учебником (Н).

 Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм  приветствия в разных ситуациях (П). Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения (П).

                                                                       РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА

2

Анализ примеров общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.

Правила совместной работы.

     

    1            

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства (Н). Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить (Н).

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

                                                                              ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА

3

Определение риторики как науки.

1

Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н).

Называть адресанта, адресата высказывания (Н). Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н).   Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н).  Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

4

Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания)

1

 

               

5

Речевые роли в разных ситуациях общения.

     1

                                                                                 КАК МЫ ГОВОРИМ

6

7,8,9

Речь устная и письменная. Виды речевой деятельности. Несловесные средства общения: громкость, темп, тон, мимика, взгляд, жесты, поза.

1

3

Называть несловесные средства общения (Н).

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н).

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств  при решении риторических задач (Н).

10

11

12

13

Важность слушания в разных ситуациях. Словесные и несловесные сигналы, которые показывают собеседнику, что его слушают.

Приемы, помогающие понимать звучащий текст.

Несловесные средства, помогающие понять смысл сказанного.  Правила вежливого поведения  во время разговора.

1

1

1

1

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н).

Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н).

Моделировать использование этих средств  в разных ситуациях общения (Н).

Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н).

Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н).

Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н).

Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н).

Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре (Н).

Называть правила вежливости при разговоре (Н).

Объяснять, почему их следует соблюдать (Н).

                                                                                                ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА

14

15

Вежливая просьба.

Скрытая просьба.

1

1

Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П).

Называть речевые формулы вежливой просьбы (П). Характеризовать особенности скрытой просьбы (П). Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П).

                                                                                УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ

16

17

Роль шрифтовых выделений в учебных текстах.

Рисунки, иллюстрации,

таблицы, схемы…

1

1

Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н).

Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н).

Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н).

                                                                                  ТЕКСТ  18 часов

                                                                                     

                                                                      ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

18

19

20

Текст. Определение темы текста и его основной мысли. Роль заголовка в тексте.

Опорные слова. Моделирование текста  по опорным словам.(устно)

Оформление текста на письме. Абзац. Построение текста.

      1

 

      1          

       

      1          

Различать текст и набор предложений (Н).  Объяснять роль заголовка (Н).

Озаглавливать текст (Н). Определять тему и основную мысль текста (Н).

Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте (Н). Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях (Н).

Выделять опорные слова в тексте (Н).

Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н).

Выделять незнакомые слова в тексте (Н).

Выяснять значение непонятных слов (Н).

Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте (Н).

Выделять начало, основную часть, конец текста (Н).

Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях (Н).

                                                                                                          ПЕРЕСКАЗ

21

22

23

Обучение подробному пересказу.

Обучение краткому пересказу

Составление плана к тексту.

     1

     1

     1

Различать подробный и краткий пересказ (П).

Пересказывать текст подробно (Н).

Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н).

Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н).

Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н).

Составлять план текста для пересказа (Н).

                                                                                                         ВЕЖЛИВЫЙ  ОТКАЗ

24

25

Ситуации, в которых можно дать согласие или отказ на выполнение просьбы.

Использование словесных и несловесных средств, которыми можно выразить согласие или отказ.

1

     1

Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н).

Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П).

Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П).

Оценивать степень вежливости отказа (П).

Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н).

Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н).

                                                                                                           ТИПЫ ТЕКСТОВ

26

Типы текстов

1

Различать повествование, описание, рассуждение (П).

Объяснять, чем они отличаются (Н).

                                                                                                            РАССУЖДЕНИЕ

27

28

29

Основные особенности текста-рассуждения.

Ссылка на правило, закон.

Точные и неточные объяснения.

      1            

       1      

       1

Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П).

Называть части рассуждения (Н).

Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н).

Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н).

Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н).

Различать точные и неточные рассуждения (Н).

                                                                                                 ОПИСАНИЕ

30

31

Определение темы и основной мысли в тексте-описании. Признаки предмета.

Описание в объявлении.

Обучение сочинению загадки-описания.

1

1

Определять тему, основную мысль описания (Н).

Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н).

Определять в тексте его описательный фрагмент (Н).

Сочинять загадку, в основе которой  лежит описание (Н).

                                                                                            НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ

32

33

Анализ невыдуманного рассказа. Части рассказа.

Обучение составлению рассказа о случае из своей жизни.

1

1

Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н).

Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н).

Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н).

   ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ

34-35

Чему мы научились на

уроках риторики?

2

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П).

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика: Методические рекомендации. (1,2,3,4 классы) / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1993 - 2005. (1-е и 2-е пер. и доп. изд.)

2. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. - М., 2000-2004.

3. Волшебная сила слов.  Рабочая тетрадь. Сост. Л.Ф. Климанова,  Т. Коти. Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа курса "Окружающий мир"

Рабочая учебная программа по курсу "Окружающий мир". УМК "Шола 2100". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая учебная программа курса "Литературное чтение"

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС. УМК "Школа 2100" Р.Н. Бунев, Е.В. Бунеева...

Рабочая учебная программа курса «Изобразительное искусство»

Рабочая программа составлена по УМК "Школа 2100" в соответсвии с ФГОС....

Рабочая учебная программа курса «Обучение грамоте»

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС, УМК "Школа 2100"...

Рабочая учебная программа курса «Русский язык»

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС. УМК "Школа 2100" Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина....

Рабочая учебная программа курса «Физическая культура»

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. УМК " Школа 2100" Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина...

Рабочая учебная программа. Курс логопедических занятий. Общее недоразвитие речи III уровень. 1 класс.

Рабочая учебная программа курса логопедия 1 класса составлена  на основе «Программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками» под редакцией А.М. Козыревой и лого...