неделя русского языка
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Оксана Юрьевна Таровик

Цель и задачи:

•          углубление знаний школьников по предмету;

•          развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

•          совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи;

•          формирование общей культуры, любознательности и эрудиции учащихся;

•          воспитание эстетической  культуры,  нравственных чувств – патриотизма, гуманизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность как инструмент формирования познавательной активности учащихся. Из опыта работы.

  Актуальность 

Внеклассная деятельность по русскому языку является важной составной частью профессиональной деятельности современного педагога. Одним из средств привития любви и внимания к школьным предметам является проведение предметных недель. Именно эти мероприятия позволяют формировать познавательный интерес у ребят к гуманитарным учебным дисциплинам и нацелено на повышения профессионального мастерства учителя.

  Предназначение.

 Проведение недели русского языка в начальной школе направлено на систематизацию практического и теоретического материала, представление педагогами собственных методических разработок и рекомендаций в данной предметной области. Результаты, полученные по итогам проведенных мероприятий, позволяют учителям выявлять основные пробелы в знаниях, вносить корректировки в учебный процесс.

Содержание

   Предметная неделя русского языка в начальной школе позволяет совершенствовать социально-личностные, общекультурные, коммуникативные, а также образовательные навыки школьников. Она представляет собой совокупность разных видов и форм деятельности, заранее продуманных и подготовленных мероприятий, которые позволяют формировать позитивное отношение к этой дисциплине. Организовали и провели неделю русского языка в начальной школе педагоги, входящие в методическое объединение 4 классов. При составлении учитывали подготовленность ребят, их возрастные особенности. Использовали общие дидактические принципы обучения: последовательность, научность, доступность, систематичность. Задания соответствовали материалу программы, но превышали рамки школьной программы по уровню сложности и были направлены на стимулирование творческого мышления школьников.

Задачи организации предметной декады 

В первую очередь все олимпиады, конкурсы, соревнования, проводимые в этот период, направлены на повышение интереса к русскому языку. Неделя русского языка в начальной школе позволяет выявлять одаренных обучающихся, стимулировать тех школьников, которые хотят углублять свои лингвистические навыки.

Варианты мероприятий 

1 день. Открытие недели русского языка. На линейке дети получили задание, в классах лидеры объяснили правила и содержание недели. Также выбрали учеников для участия в каждом конкурсе.

    В первый день в 4 -х классах был проведён конкурс  по классам «Найди спрятанное слово». На листочках даны слова. Из каждого слова надо взять только один слог и составить из них новое слово.

а) пластинка, картинка, павлин (плас-ти-лин)

б) пастух, плотина, лагерь (пас-ти-ла)

   В конце первого дня  появились первые результаты

2 день.

  В этот день прошёл конкурс: « Король и королева письма». И конкурс брейн – ринг «Грамотей» на большой перемене.

3 день.

В этот день учителя параллели давали открытые уроки для учащихся 4 классов. Также уроки посещали молодые специалисты. Дети выбирали тему урока и записывались на урок по интересам. Задача урока: « Богат наш язык, сказочны его возможности, но есть в нём слабые места». Уроки проходили в игровой форме. Такие занятия вызывают повышение интереса к предмету, развивает творческие способности учащихся, расширяет общий кругозор, развивает ключевые компетенции по предмету. После посещения мероприятия дети писали отзывы об уроке.

На большой перемене был проведен конкурс «Исправь ошибки».

 4 день.

В этот день на стендах 2 и 3 этажа на листе А3  классы оформляли пословицы-перевертыши (5-7 пословиц). Оценивалась оригинальность, детское творчество, популярность.

Все классы хорошо справились с заданием.

После уроков проводилась олимпиада.

5 день В этот день проходили 2 конкурса: «Первый каллиграф». Здесь детей ждали диктанты, позволяющие выявить учеников, которые пишут в тетрадях не только грамотно, но и красиво.

Заключительный день. «В стране фантазий»

Конкурс сочинений – миниатюр о русском языке. Ребята проявили свои творческие способности, писали о значимости и важности русского языка.   В классе выбирали 2 лучших сочинения и оформляли стенд.

В конце  все классы приглашаются на торжественную линейку, посвященную закрытию увлекательного путешествия в страну русского языка. Во время линейки награждают знатоков, вручают грамоты. Анализ недели русского языка в начальной школе учителя проводят на заседании методического объединения. Они выявляют все положительные стороны, анализируют проблемы, появившиеся у ребят при выполнении заданий, предлагаемых им в рамках предметной недели

Заключение 

Ученики, принимающие активное участие в различных мероприятиях, предлагаемых в рамках недели русского языка, имеют возможность продемонстрировать одноклассникам, педагогам, родителям свои индивидуальные способности, творчество, логическое мышление, найти себе единомышленников, увлеченных грамматикой и фонетикой. Педагоги, являющиеся организаторами всех мероприятий в рамках недели русского языка создают комфортные условия для формирования предметных и коммуникативных компетентностей у школьников, помогают детям проявлять свою индивидуальность, стимулируют интерес школьников к гуманитарным предметам. Кроме того, у каждого класса есть реальная возможность продемонстрировать другим школьникам свою индивидуальность, независимость, яркость, сплоченность. В дальнейшем помимо учителей и детей планируем задействовать и родителей школьников. Они могут выступать в качестве полноценных партнеров проекта. Например, при проведении КВН, помимо команд учеников начальной школы, собирается и команда родителей. Кроме того, у мам и пап есть возможность стать членами жюри в творческих конкурсах, помочь педагогам в приобретении призов, оформлении наградных материалов.

После  завершения всех мероприятий педагоги готовят детальный анализ. В нем отмечаются положительные моменты, связанные с конкурсами, викторинами, оценивается количественный показатель участия детей в предлагаемых мероприятиях. Предметные недели, способствуют позитивному отношению школьников к родному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ проведения недели русского языка и литературного чтения в начальной школе.

В данном  материале не только анализируется неделя русского языка и литературного чтения, но и приводится план проведения недели....

План проведения недели русского языка в начальной школе.

Предметная неделя  по русскому языку и литературному чтению  является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных  особенностей учащихся. П...

"Секреты русского языка с Буквознаем" ( в рамках "Недели русского языка")

Лингвистический турнир "Секреты русского языка с "Буквознаем"...

"Наш родной язык" - игра, посвященная неделе русского языка

Познавательная игра «Наш родной язык»Цели: заинтересовать оригинальной формой игры, способствующей формированию у учащихся увлеченного отношения к процессу получения знаний; развивать у детей по...

Открытоя занятие по русскому языку в рамках недели русского языка.

Дети 4 класса проводят урок у детей 2 класса....

Внеклассное мероприятие учителя-логопеда О.С. Максимцевой "Учись красиво говорить и любить родной язык". Неделя русского языка

Данное внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью. Целью мероприятия является создние условий для формирования познавательных мотивов к о...

Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)

На уроке  развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний  глаголов, совершенствуются  умения распознавать спряжение глагола  по суффиксу неопределенной формы, прове...