Внеклассное мероприятие для учащихся 2 класса "Турнир знатоков русского языка" в рамках « Недели русского языка»
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Вольнова Татьяна Николаевна

Этот материал может быть использован в рамках "Неделя русского языка" или в рамках месячника русского языка . Можно провести турнир между паралелями 2 классов и определить "Лучшего знатока русского языка" Очень интересные задания помогут привлечь внимание к этому мероприятию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для учащихся 2 класса "Турнир знатоков русского языка" в рамках « Недели русского языка»

Описание материала. Предлагаем  конспект внеклассного мероприятия по русскому языку во 2 классе. Этот материал будет полезен учителям начальных классов при проведении Недели русского языка.
Цель проведения мероприятия:
Формирование представлений о родном языке как духовной ценности, национальном достоянии русского народа.
Задачи:
1. Прививать интерес к русскому языку, развитию речи учащихся образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками.
2. Развивать интеллектуальные способности учащихся по родному русскому языку.
3.Воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову; совершенствовать навыки коллективной работы.
4. Закрепить знания и умения, полученные на уроках.

5. Повысить общую языковую культуру.

Оборудование: аудиозапись или клип «Песня о русском языке», карточки с изображением рыбок  со слогами,  презентация , смайлики – человечки настроения, карточки для  конкурсов.

Ход мероприятия

Учитель:

  - Ребята, сегодня мы собрались на «Турнир знатоков родного (русского) языка». Слайд.1 Освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не побоитесь трудностей на пути к знаниям. Наша Неделя русского языка поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словосочетанием «родной (русский) язык». Родной (русский) язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.Слайд.2- (нажать на воспроизведение).
(На экране клип «Песня о русском языке». Автор и исполнитель Григорий Гладков.)

Русских слов глубокое теченье
Дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье — 
Говорить на русском языке!

Колосится рожь в широком поле,
Облака купаются в реке.
Мы с тобой о радости и боли 
Говорим на русском языке.

Не померкнет подвиг наших дедов,
Ордена горят на пиджаке.
В майский день друг другу: «С Днём Победы!» —
Говорим на русском языке.

Вот малыш спешит за мамой следом,
И ручонка в папиной руке.
Он уже и с бабушкой, и с дедом
Говорит на русском языке.

Вспоминая белые берёзы,
От родного дома вдалеке, 
Мы, смахнув непрошеные слёзы,
Говорим на русском языке.

Паренёк с фамилией Гагарин
Отправлялся в космос налегке.
Он был первым. И из этой дали
Говорил на русском языке.

Греет нас особенное слово,
Это слово вечное — Москва!
Словно мать, беречь она готова
Все на свете русские слова.

В Риме, Вашингтоне и в России, 
И в английском тихом городке,
Далеко и близко от России
Говорят на русском языке.

У костра звучит родное слово,
И заветный томик в рюкзаке…
Мы и завтра будем с вами снова
Говорить на русском языке.

Греет нас особенное слово,
Это слово вечное — Москва!
Словно мать, Москва беречь готова
Все на свете русские слова.
Учитель:

- Какую важную информацию из песни вы узнали? Слайд.3

 Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

- Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом: четко проговаривать слова, правильно ставить ударение в словах, а самое главное – знать вежливые слова речевого этикета.

- Какие вежливые слова вы знаете? (Ответы детей). А давайте хором повторим эти слова. Слайд.4. 

- Это всё и есть культура речи. Слайд.5
- Сегодня будут задания, которые потребуют от вас хороших знаний. Нам предстоит выяснить и выбрать лучших знатоков русского языка. В своей команде вы назовёте их сами.
(В турнире участвуют 3 класса. В каждой команде по 8 человек. Команда 2 «А» класса – «Грамотеи», команда 2 «Б» класса – «Всезнайки» и команда 2 «В» класса -«Умняшки»)
     (Учитель представляет команды и членов жюри (3 учителя). Далее – психологический настрой.) Слайд.6
- Перед вами – человечки настроения: веселое, грустное, серьезное. Выберите свое настроение. Подумайте, какую отметку вы бы хотели сегодня заработать?
(Ответы детей )

Тур 1. Разминка. Слайд.7

- Часто, когда мы говорим о каких-то качествах человека, мы приводим сравнения с животными. Например, «хитрая, как лиса» или «повторяет, как попугай». Вспомните, какие ещё сравнения с животными  вам знакомы.

Ответы детей: Голодный, как волк;  упрямый, как осёл;  трусливый, как заяц;  здоровый, как бык; неуклюжий, как медведь;  медленный, как черепаха; визжит, как поросёнок;  ржёт, как лошадь ,как с гуся вода, где раки зимуют.

(Капитанам команд загадывается одно из перечисленных сравнений, которое они должны показать при помощи пантомимы так, чтобы болельщики команд угадали сравнение. За каждое угаданное сравнение дополнительный балл).

Тур 2.  Знатоки пословиц и поговорок. Слайд.8

-Я уверена, что вы знаете много народных пословиц и поговорок.

  Сейчас мы будем их вспоминать

  Я называю начало пословицы, а команда должна продолжить.
«Грамотеи»

 Как волка не корми ...( а он все в лес смотрит).

Волков бояться, … (в лес не ходить).
За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь ).
«Всезнайки»
Скажешь курице,     ( а она всей улице).

Волков бояться, … (в лес не ходить).
Каждая лиса свой хвост   ( нахваливает).

«Умняшки»

Зайца ноги (носят), волка зубы  (кормят), лису хвост ( бережет).

Доброе слово и кошке (приятно).

Собака на сене лежит – сама не ест, и другим ( не даёт).
(За каждую правильно названную пословицу – 1 балл.)

Уважаемые болельщики, предлагаю вам вспомнить еще пословицы о животных и о растениях. Вы принесёте дополнительные баллы своим командам.

-Молодцы, ребята, вы очень много знаете пословиц и поговорок, связанных с животными. Значит, вы любите животных. Кто из вас любит животных? Поднимите руки. Ой, как вас много. Молодцы! Я надеюсь, что вы никогда не обидите братьев своих меньших.
Тур 3. «Блиц – опрос». Слайд.10
 -Вы знаете, ребята. что такое блиц-опрос?

( Ответ детей: Ответ на короткие вопросы без раздумывания короткими ответами.)

- Я вам предлагаю блиц-опрос. Готовы? За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.

Вопросы задаю по очереди каждой команде.

«Грамотеи» Слово «белый» по отношению к слову «черный». (Ответ: антоним)
Какая десятая буква в алфавите? (Ответ : и)
Сколько звуков в слове «ель»? (Ответ: 3 звука)
«Всезнайки» Сколько букв в русском алфавите? (Ответ: 33 буквы)

В каком слове сорок гласных? (Ответ: сорок а)

Его проглатывают, упорно не желая о чем – либо говорить, его держат
за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Ответ: язык)
«Умняшки» Сколько гласных звуков в русском языке? (Ответ: 6 букв)

Во время грозы мы наблюдаем гром и молнию. А что вы слышите между ними? (Ответ: и)
Что принадлежит только тебе, а употребляется другими чаще, чем
тобой? (Ответ: твоё имя)

Как уголь превратить в геометрическую фигуру? ( Ответ: Убрать мягкий знак)

- А сейчас вопросы болельщикам. Каждый правильный ответ приносит балл команде.

Вопросы:

1).Что в середине капусты? (Ответ: Буква «у»)

2) Какая азбука состоит из 7 букв? (Ответ: Алфавит)

3) Есть в яблоке и сливе, а в саду нет, есть в луке и в салате, а в огороде нет? (Ответ: Буква «л»)

4) Есть в реке и в озере, а в воде нет, есть в огурце и в арбузе, а в дыне нет? (Ответ: Буква «р»)

5) Какие сто букв могут остановить транспорт? (Ответ: СТОП)

6) Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Ответ: Семья)

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с таким хитрым заданием.

- А сейчас мы хотим проверить, как вы знаете словарные слова в родном (русском) языке? Слайд.11

- А кто мне скажет, что такое словарные слова? (Ответ детей: Это целая группа «непослушных» слов, правописание которых, зачастую, не подчиняется ни одному правилу русского языка. Эти слова невозможно проверить, поэтому их приходится попросту заучивать.)

- Предлагаем проверить, как вы знаете написание словарных слов.

Тур 4. Слайд.12 «Знаток словарных слов»
 Каждой команде мы выдаём ватманы, на которых написаны словарные слова. Надо вставить пропущенные нужные буквы в предлагаемые 7 слов. Тот, кто выполнит задание без ошибок получит 3 балла, с 1 ошибкой – 2 балла, с 2 и более – 1 балл.)

На выполнение задания вам дается 1 мин.

Берёза                          капýста                           медвéдь

воробéй                          корóва                        моркóвь
ворóна                          лиси́ца                        снеги́рь

зáяц                                  лягýшка                        собáка

я́года                                  обезья́на                        урожáй

щавéль                             я́блоко                              я́блоня

земляни́ка                          мали́на                           сорóка

-Пока команды выполняют задание, предлагаем болельщикам придумать оригинальное предложение с любым из этих словарных слов.

-Вы принесете дополнительный балл своей команде. (Болельщики озвучивают свои варианты предложений).

-Итак, ватманы сдаем жюри. И после этого конкурса попросим жюри подвести предварительные итоги нашего турнира.

- А пока наше жюри подводит предварительные итоги, мы проверим, насколько вы грамотные и умеете ли вы говорить правильно. Слайд.13

(На слайде слова. Нужно правильно произнести слово) Слайд.14

бАнты,  шАрфы,

 тОрты, гербЫ,

 адресА, шофЁры,

тракторА,  слЕсари,

 столярЫ,  директорА,

 докторА, договОры,

склАды, обеспЕчение, танцОвщица, сирОты,

договОр, каталОг,

в тУфлях, свЁкла,

щавЕль, жалюзИ,

слИвовый, оптОвый склад

началсЯ,

облегчИт,

вручИт,

включИт,

насорИт, позвонИт, баловАться,

кАшлянуть,

отдалА,

-Чтобы быть грамотными людьми, нужно знать и правильно произносить слова.

-Я думаю, что теперь вы не будете допускать речевых ошибок в словах.

- Послушаем результаты нашего жюри.

(Жюри подводит итоги предыдущих конкурсов)

-Ребята, при помощи чего мы общаемся? (Ответ детей: при помощи речи)

-Какая бывает речь? (Ответ детей : устная и письменная)

-Из чего состоит наша речь? (Ответ детей : из предложений)

- А из чего состоит предложение? (Ответ детей: из слов)

-А из чего состоят слова? (Ответ детей : из слогов)

-Мы командам предлагаем отправиться на рыбалку и выловить как можно больше рыбок-слогов, и из этих слогов составить как можно больше слов.  Помните, это названия ваших братьев меньших или названия растений. Вам даем 2 минуты. Желаем удачи!

Тур 5. «Словообразование» Слайд.15
(На полу разложены рыбки ,на рыбках написаны слоги. Нужно из слогов составить слова-названия растений и животных.)

G:\курсы по родному языку\Новая папка\uchimslogi_3.png

Ответы: ли-са, о-ду-ван-чик, не-за-буд-ка, во-ро-бей, ко-ро-ва, бар-сук, ща-вель, сли-ва, ры-жик, грач, скво-рец, ро-маш-ка, ма-ки, дуб.

Учитель.  

- Пока наши команды рыбачат, я предлагаю задания для болельщиков.
Вопросы на смекалку:
1. Как правильно сказать?
-У рыб нет зуб.
- У рыбей нет зубей.
- У рыбов нет зубов.
(Ответ: У рыб есть зубы.)
2. Какую строчку не может прочитать ни один ученый?
(Строчку, прошитую на швейной машинке )
3. Какую часть слова можно найти в земле?
(Корень)
4. Может ли страус назвать себя птицей?

(Ответ: Нет, страус не умеет разговаривать)

5. Название раннего цветка, антоним которого забывалка.

(Ответ:незабудка)

6. Название самого раннего цветка, антоним которого отец-и-отчим?

(Ответ: мать-и-мачеха)

-Молодцы, ребята, вы очень смекалистые, поздравляем.

-Давайте посмотрим. Как наши рыбаки справились с заданием. Просим жюри подвести итоги.

(Жюри проходят и смотрят, какие слова составили команды, считают баллы).

-Просим капитанов прочитать слова, которые получились. Команды, занимайте свои места.

Молодцы, у вас получилось порыбачить, а теперь посмотрим, на сколько вы творческие личности. Мы вам даем карточки, на них написаны пары слов. Ваша задача составить по одному предложению из данной пары. За полное и красивое предложение вы получите 1 балл.

 Тур 6. «Творческий» Слайд. 16

На карточках:
Лес – лесничий
Рыба – рыбак
Гриб – грибник
Малина-малиновый

Капуста-капустный

Яблоки-яблочный

(Жюри подводит итоги после выполнения задания.)

-Я предлагаю нашим командам поработать учителями и исправить речевые ошибки, которые мы сами же и допускаем. Готовы?

Тур 7. «Исправить речевые ошибки» Слайд.17

На карточках:

«Грамотеи»  Дедушка и бабушка сидит на лавочке.
  «Всезнайки»  У реки росли ивы, березки и другие цветы.
  «Умняшки»  Осенью часто ходят холодные дожди.

(Выслушиваются правильные ответы).

(Жюри подводят итоги)

-Хотите отправиться, ребята, в гости к согласным?

(Ответ детей)

-Хорошо, это наш последний конкурс и мы отправимся в гости к согласным.
Тур 8. «В гости к согласным». Слайд.18

Ваша задача, в словах надо заменить одну согласную так, чтобы вместо одних слов появились другие слова. Подсказка: это названия животных или растений.

На карточках:
   Роща                            (Ответ :роза)
   Кочка                 (Ответ: кошка)

Лес                         (Ответ: лев)

Крыша                 (Ответ: крыса)

Грим                        (Ответ: гриб)

Мука                        (Ответ: муха)

Корона                (Ответ: ворона)

Капля                        (Ответ: цапля)

Палка                        (Ответ: галка)

Молодцы ребята, вы очень хорошо превратили слова в другие слова. Из предметов появились растения и животные.

-На этом наш турнир заканчивается.
- Пока жюри подводит итоги, послушайте стихи о родном (русском)языке.(Читают ученики) Слайд. 19
Ученик 1: Если ты хочешь судьбу переспорить,
                 Если ты ищешь отрады цветник,
                Если нуждаешься в твердой опоре,
                Выучи наш- русский язык!
Ученик 2:Он твой наставник – великий, могучий,
                Он переводчик, он проводник,
               Если штурмуешь познания кручи,
               Выучи родной  (русский) язык!
Ученик 3:Русское слово живет на страницах
               Мир окрыляющих пушкинских книг.
               Русское слово – свободы зарница,
               Выучи родной (русский) язык!
Учитель. Со всеми заданиями вы справились блестяще! А помог вам в этом – родной (русский) язык – это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное. Желаю вам успехов в дальнейшем изучении языка!
Слово жюри, награждение.

-Предоставляем слово капитанам команд. Назовите лучшего знатока родного (русского) языка.

(Капитаны объявляют лучшего знатока.) Награждение. Слайд.20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН юных филологов 2 класс ( в рамках недели русского языка).

В конспекте представлены примерные названия команд ( из расчёта, что в параллели 3 класса)  и их представление в стихах. Задания для команд обыгрываются персонажами сказок. Конспект содержит текс...

внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"

Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся  2 класса, проводится в фо...

Внеклассное мероприятие по английскому языку "Знатоки английского языка"

Такое занятие можно проводить как в конце четверти или учебного года, так и в конце любой изученной темы....

Сценарий внеклассного мероприятия «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)

Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 4 класса «СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА РУССКОГО ЯЗЫКА».

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 4 класса «СПРАВОЧНАЯ  СЛУЖБА РУССКОГО ЯЗЫКА»....

Технологическая карта внеклассного мероприятия в рамках проведения декады русского языка и чтения «Да здравствует книга!»

Цель мероприятияПоказать роль и значение книги в жизни человека, формировать интерес к чтению книгЗадачи мероприятияЗадачи, направленные на достижения личностных результатов:- показать значение книги ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе "Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе "Турнир знатоков русского языка"...