Обобщающий урок русского языка в 3 классе по теме: "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шпакова Елена Александровна
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Имя прилагательное».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilag_-obobshchenie_3_kl.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ  «Демидовская школа-интернат» г.Демидов Смоленская обл.

Обобщающий урок русского языка

по теме:

«Имя прилагательное»

3 класс

УМК «Школа России»

Учитель: Шпакова Е.А.

2016 г.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Имя прилагательное».

Задачи:

Образовательные:

-уметь находить имена прилагательные в предложении и тексте;

-устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными;

-определять род и число имён прилагательных;

-правильно писать родовые окончания имён прилагательных.

Коррекционно-развивающие:

-развивать речь, мышление, внимание, память.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока.

I Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

II Сообщение темы и цели урока.

-Послушайте загадку и определите тему нашего урока.

Я имя ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют ещё…(прилагательное.)

-Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи.

-А чтобы наш урок был интересным, мы совершим путешествие.

-Давайте вспомним, какой праздник будет отмечать наша страна совсем скоро? (12 апреля – день космонавтики).

-Почему он так назван?

-Сегодня мы с вами тоже совершим путешествие в космос. Отгадайте загадку, чтобы узнать, на чём мы полетим?

-Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звёзд.

  Наш народ построил эту межпланетную……..(ракету).

-Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на Земле.

-Начинаем тренировку, чтобы сильным стать и ловким.

III.Минутка чистописания.

1.Подготовка руки к письму.

-А сейчас подготовим руки к письму в тетради.

Мы встали – солнышко восходит. ( Поднять руки вверх.)

Ложимся спать – луна встаёт. ( Ладони под щеку.)

А с нею звёздочки приходят. ( Пальцы сложены в щепоть, указываем «в разные точки неба»).

И ночью водят хоровод. ( Описать руками круг перед собой.)

2.Чистописание.

На доске записаны буквосочетания:

Ый     ий     ой

Ая      яя

Ое     ее

Ые     ие

-Что можно сказать об этих буквосочетаниях? ( Окончания прилагательных.)

-Запишите их до конца строчки. Найдите самое правильное написание и подчеркните его.

IV. Работа по теме урока.

1.Наблюдение над именем прилагательным.

-Космонавт должен уметь прыгать с парашютом. На сколько вопросов ответите, столько прыжков вы совершите. ( За каждый правильный ответ жетоны-парашютики).

-Что такое прилагательное?

-Что обозначает имя прилагательное?

-На какие вопросы отвечает?

-С какой частью речи употребляется?

-Как изменяется?

-Чем является в предложении?

-Для чего используется в нашей речи?

-Молодцы! Вы все справились с этим заданием?

2.Упражнение в распознавании имён прилагательных среди других частей речи.

-Будущие космонавты должны научиться выносить перегрузку на пределе человеческих возможностей.

1). «Найди прилагательное.»

-Вот, ребята, следующее задание. На листочках даны группы слов. В каждой группе вы должны найти имя прилагательное и подчеркнуть волнистой линией. Доказать свой ответ.

Синева, синий, синеть.

Белое, белизна, белеть.

Зелень, зелёный, зеленеть.

Мирный, мир, мирить.

Заботливый, забота, заботиться.

Подарок, дарить, подарочный.

-Давайте ещё раз сделаем вывод: что обозначает имя прилагательное? (Признаки предметов.)

2). « Назовите признаки».

-Кто мне скажет, какие признаки  может обозначать имя прилагательное? (цвет, форму, размер, запах, вкус и т.д.)

-Следующее задание такое: вы должны назвать предметы с определённым признаком. Я показываю картинки и называю признак.

-Например, цвет. Ромашка (какая?) белая.

-Молодцы! И с этим заданием справились!

3.Физкультминутка.

-Космонавты должны не только работать, но и вовремя отдыхать.

-Если я назову имя существительное,- хлопайте, а имя прилагательное.- топайте.

-Машина, учебник, красный, весёлый, маленький, дерево, сильный, капуста, чёрный, весна.

-А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показать признаки предметов: большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, тихий.

4.Упражнение в определении числа имени прилагательного.

-Космонавт должен быстро справляться с разными задачами, трудностями, исправлять неполадки.

-Следующее задание выполним письменно. Посмотрите на словосочетания.

Космическ…     ракеты

Утренн…     туман

Русск…     люди

Берёзов…     роща

Тенист…     аллеи

Богат…     урожай

Полезн…     дело

-Определите число прилагательных и вставьте пропущенные окончания.

-Давайте вспомним, как определить число имени прилагательного.

 

Алгоритм.

Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:

1.Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2.Определить род и число имени существительного.

3.По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.

Помни: род имён прилагательных определяется только в единственном числе.

5.Упражнение в определении рода имени прилагательного.

1).Определение рода имени прилагательного.

-Следующее задание, ребята, такое. Прочитайте имя прилагательное с каждым именем существительным. Обоснуйте свой ответ.

Лесной ( край, поляна, озеро)

Широкий (поле, улица, простор)

Синий (лента, цветок, небо)

Родной (село, страна, город)

Вывод: какого рода существительное, такого рода и прилагательное.

2). «Составь сам».

-Найдите ошибки. Обоснуйте.

Чудесный картина

Жирный пятно

Душистый сено

Чуткий камыши

Жилой дома

Пушистый белка

-Молодцы! Хорошо подготовились! Готовы лететь в космос? Взлёт!

И наша ракета помчалась вперёд.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой земли.

6.Упражнение в определении роли имени прилагательного в речи.

-На борт нашего корабля поступили какие-то странные зашифрованные сигналы. (На доске слово «помогите» вразброс, дети угадывают слово.)

-Поможем инопланетянам? А для этого нужно восстановить текст.

«Восстанови текст».

-Прочитайте текст.

…солнце пригрело землю. Зазвенела … капель. У домов галдят … воробьи. С пригорков побежали … ручейки. Появилась … травка. Прогудел … шмель.

-Что можно сказать о тексте?

-О чём он? Смогли ли мы точно передать настроение текста? Что нужно сделать, чтобы текст стал более полным, ярким, красочным?

-Спишите текст, вставляя вместо точек данные имена прилагательные.

Слова для справок: весеннее, весёлая, крикливые, говорливые, молодая, первый.

-Давайте ещё раз прочитаем слова, которые вы вставили в текст. Какой

частью речи они являются? Для чего нужны имена прилагательные в речи?

-Определите род и число прилагательных.

-Вот мы помогли инопланетянам, они нам говорят: спасибо!(слово зашифровано).

7.Прилагательные – антонимы и синонимы.

-Космос – это дорога без конца и края, но пора возвращаться домой на Землю.

-А для этого нужно выполнить следующее задание: назовите имена прилагательные противоположного значения (антонимы).

Узкий, большой, весёлый, хороший.

-Вот мы удачно вернулись домой.

V. Итог урока. Выставление оценок.

-Из полёта возвратились, мы на Землю приземлились.

-Какую тему мы сегодня обобщили?

Попробуйте рассказать всё, что вы знаете об имени прилагательном.

VI. Домашнее задание.

Тест.

1.Укажи имя прилагательное.

А).утеплять

Б).тёплый

В).тепло

2.Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:

Зимн…   утро

А).-ие

Б).-ее

В).-яя

3.Укажи прилагательное, противоположное по значению данному:

Зелёная нить тонкая, а красная…

А).гладкая

Б).короткая

В).толстая

4.Род и число имени прилагательного зависит от:

А).имени существительного

Б).глагола

В).местоимения

5.Выберите верное утверждение:

А).В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим.

Б).В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.

В).В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока русского языка 4 класс по теме "Склонение прилагательных женского рода"

Презентация связана с литературным чтением и произведением "Синяя птица" . Позволит в интересной и доступной форме усвоить тему урока...

Урок русского языка. Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное" 2 класс

Контрольный диктант проведён  с учётом требований ФГОС....

Презентация к уроку русского языка 6 класс по теме "Имя прилагательное"

Данная презентация поможет учителю при проведении обобщающего урока по теме "Имя прилагательное"...

Урок русского языка 3 класс по теме:"Изменение прилагательных по числам"

Ззнакомство с изменением прилагательных по числам....

Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"

Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....

презентация к уроку русского языкав 4 классе по теме: "Склонение прилагательных женского рода"

Данная презентация позволяет открыть тему: "Склонение прилагательных женского рода" в 4 классе по развивающей системе Л.В.Занкова...