Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

Конспект урока с карточками и презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy.docx196.55 КБ
Файл kartochka_1.docx14.15 КБ
Файл kartochka_2.docx14.52 КБ
PDF icon urok_frazeologizmy.pdf2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Фразеологизмы»

Учитель: Шихалёва Д.С.

Цель: создание условий для продуктивной учебно-познавательной деятельности обучающихся через использование различных методик.

Задачи урока

Образовательные:

  • определить совместно с обучающимися, что такое фразеологизмы;
  • познакомить школьников с фразеологизмами, их значениями;
  • обратить внимание на роль фразеологизмов в предложении (в тексте), в речи.

Развивающие:

  • развивать умение находить фразеологизмы в тексте и в предложении, наблюдать за значениями фразеологизмов и объяснять их;
  • учить работать с фразеологическим словарём;
  • развивать умение употреблять фразеологизмы в речи.

Воспитательные:

  • формировать потребности к новым знаниям;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка;
  • создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения работать в парах, в группе.

Используемые формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.

Планируемые результаты:

Предметные:

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря;

• находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;

• работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове;

• заменять рисунки фразеологизмами.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• находить информацию в словаре;

• вести диалог в процессе решения поставленных задач;

• оценивать результаты своей деятельности

Личностные:

• осознавать богатство и образность русского языка;

• осознавать важность различных форм учебного сотрудничества

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Улыбнитесь друг другу, начнем урок с хорошим настроением!

Эмоциональный настрой на урок

2. Самоопределение к учебной деятельности

- Предлагаю отправиться в путешествие по страницам известной книги Вадима Коростылёва  «Вовка в тридевятом царстве». Кто из нас не мечтал, также как Вовка о том, чтобы без труда исполнялись все желания? Но мы понимаем, что если человек хочет добиться чего-то в жизни, то он должен для этого много трудиться.

- Вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вас ждёт успех! 

- Обратите внимание на картину. Она совсем пустая и не красочная. Наша задача в конце урока показать, активно ли мы работали. За каждый правильный ответ берите жетоны-картинки, которые лежат у вас на партах. Жетоны нам помогут украсить картину, оживить ее. Так мы наглядно оценим нашу работу на уроке.

- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю поработать с анаграммой.

- Тема нашего сегодняшнего урока «Фразеологизмы».

- Как вы думаете, что означает слово «фразеологизм»?

- Фраза – это несколько слов, связанных между собой. Логос – (от греч. Λόγος) учение. Фразеологизм – учение о каких-то фразах, т.е. выражениях.

- Предположите, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Цель нашего урока: с миру по нитке собирать информацию о фразеологизмах, работать засучив рукава, не на страх, а на совесть. Категорически запрещаю: бить баклуши, валять дурака или считать ворон. Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу.

- А что необычного вы заметили в цели урока?

- Найдите фразеологизмы в цели урока.

- А в ходе урока, мы познакомимся со значением фразеологизмов.

На доске: ымзиголоезарФ

(Фразеологизмы)

Ответы детей

  • Узнать, что такое фразеологизмы;
  • Для чего они нужны;
  • Учиться правильно использовать их в речи.

3. Введение в тему

- Попал Вовка в сказку, как и хотел. Подошел он к воротам царского дворца, двери и

отварились. Перед ним царь сидит на троне и говорит Вовке:

Царь: Я проснулся ни свет ни заря, на душе кошки скребут. Пошёл в тронный зал, долго

бил баклуши. Потом поел с горем пополам. Тут как снег на голову ты, Вовка, свалился. Смотришь на меня как баран на новые ворота.

- Вовка ничего не понял. Поможем ему разобраться.

- Посмотрите на слайд. Какие выражения вам не понятны?

- Давайте выясним, что означают эти выражения.

 - Предлагаю поработать в группах (по 4 человека). Возьмите карточку 1.

- Прочитайте цель.

- Прочитайте задание: замените фразеологизмы синонимами, используя слова для справок, и прочитайте полученный текст.

Карточка 1

Цель: заменить фразеологизмы синонимами.

Задание: замените фразеологизмы синонимами, используя слова для справок, и прочитайте полученный текст.

Я проснулся ни свет ни заря (              ), на душе кошки скребут (                                ). Пошёл в тронный зал, долго бил баклуши(                                                ). Потом поел с горем пополам (                           ). Тут как снег на голову(                                  ) ты, Вовка, свалился. Смотришь на меня как баран на новые

ворота (                                 ).

Слова для справок: кое-как, удивленно, рано, бездельничал, внезапно, тоскливо.

- Текст читает консультант одной группы у доски

- А у вас получился такой же текст?

- Какой текст вам наиболее понятен?

- Почему?

- Ребята, как же все-таки мы должны говорить? Нужно ли нам употреблять фразеологизмы?  Докажите.

- Какой можно сделать вывод?

- Фразеологизм – это выражение, которое употребляется в переносном значении и состоит из двух и более слов.(читают на слайде)

- Где можно познакомиться с другими фразеологизмами и узнать их значение?

- Предлагаю, используя словарь, объяснить значение тех фразеологизмов, которые лежат у вас на партах. (каждой паре – свой фразеологизм)

- Назовите значение фразеологизмов.

- Какие из этих фразеологизмов вы используете в речи?

- От кого в повседневной жизни мы можем услышать фразеологизмы?

- Предлагаю использовать в речи фразеологизмы, чтобы ваш словарный запас расширялся.

ответы детей

Я проснулся РАНО, на душе ТОСКЛИВО. Пошёл в тронный зал, долго

БЕЗДЕЛЬНИЧАЛ. Потом поел КОЕ-КАК. Тут ВНЕЗАПНО ты, Вовка, свалился.

Смотришь на меня УДИВЛЕННО.

варианты ответов детей

-Мы почти не знаем такие выражения и редко используем их в речи.

- В словаре фразеологизмов.

4. Физ. минутка

- Я вижу, что уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды, а вы их будете выполнять:

- Встанем, как аршин проглотили.

- Проголосуем обеими руками.

- Согнемся в три погибели.

- Попрыгаем, как заяц.

- Дадим задний ход.

- Посмотрим друг другу в глаза.

- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

- Побьем друг другу челом.

- Разведем руками.

- А теперь - руки в брюки.

- Подержим нос по ветру.

- Намылим друг другу голову.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем.

Отдых обучающихся

Выполняют действия за учителем

5. Работа по теме урока

- Пока мы работали, попал Вовка в сказку «О золотой рыбке».

Хотел мальчик попросить её исполнить 3 желания, но рыбка взамен предложила:

―Если выполнишь без ошибок мое задание, тогда исполню я твои желания.

- Знаний у Вовки, конечно же, нет. Давайте опять ему помогать!

-Подберите к данным фразеологизмам фразеологизмы – антонимы.

- Но сначала вспомним, какие слова мы называем антонимами?

- На доске записаны фразеологизмы. Подберите к ним подходящие фразеологизмы-антонимы.

Слайд

Заварить кашу – расхлёбывать кашу

Засучив рукава – спустя рукава

За тридевять земель – рукой подать

Жить душа в душу – как кошка с собакой

- Подведем итог нашей проделанной работы. Для чего нам нужно знать фразеологизмы и уметь подбирать антонимы к ним?

Антонимы – слова, с противоположным лексическим значением

Выполнение задания, фронтальная работа

- Для того, чтобы украсить, обогатить нашу речь. Уметь применять нужный фразеологизм в разных ситуациях.

6. Закрепление изученного материала

- И попал Вовка в другую сказку — к Василисам Премудрым.

- Василисы Премудрые предложили выполнить задание

-Давайте помогать Вовке. Ведь он ничего не знает.

- Возьмите карточку 2.

-Прочитайте цель: соотнести фразеологизмы с их значением.

- Задание: вставьте пропущенные буквы и объясните орфограмму; распределите фразеологизмы по значению (работа в парах).

Карточка 2

Цель: соотнести фразеологизмы с их значением.

Задание: вставьте пропущенные буквы и объясните орфограмму; подберите фразеологизмы к значению.

1 ряд) «бездельничать»

2 ряд) «обманывать»

3ряд) «быстро»

Сломя голову, с...деть сложа руки, втирать оч(?)ки, бить баклуши, водить (за) нос, во весь дух, вв...дить в заблуждение, со всех но(г,к), считать в…рон.

- Контрольная пара на 1 ряду, какие фразеологизмы подобрали к слову бездельничать?

- Вы согласны с контрольной парой?

- Контрольная пара на 2 ряду, назовите фразеологизмы со значением обманывать.

- Вы подобрали такие же фразеологизмы?

- Контрольная пара 3 ряда, какие фразеологизмы подобрали к слову быстро?

- Вы согласны с парой?

- Какие орфограммы встретились при выполнении задания?

- Что узнали нового, выполняя задание?

- Задание предыдущее мы с вами выполнили за Вовку. Пошел он дальше. Смотрит - стоит

столб. А рядом картинки.

- Угадайте фразеологизмы по картинкам.

Слайды

http://www.vmersine.com/wp-content/uploads/2015/02/151946_original-e1423689204522.jpg ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу фразеологизмы в картинках ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение

-На следующий день мальчик прибежал в школу ни свет ни заря. Он сгорал от стыда, глядя на двойки в своем

дневнике и решил их исправить. У доски он долго собирался с мыслями, но потом без

сучка и задоринки рассказал все домашнее задание. И получил долгожданную ―5!

Больше на уроках он мух не ловил.  

Работа в парах

1 ряд – БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ -  сидеть сложа руки, бить баклуши, считать ворон.

2 ряд – ОБМАНЫВАТЬ - втирать очки, водить за нос, вводить в заблуждение.

3 ряд – БЫСТРО - сломя голову, во весь дух, со всех ног.

- Повторили орфограммы, узнали новые фразеологизмы и их значение.

7. Итог урока

- Давайте вернемся к цели урока.

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Ребята, где можно применить новые знания?

  • Узнать, что такое фразеологизмы;
  • Для чего они нужны;
  • Учиться правильно использовать их в речи.

- Знания фразеологизмов можно применять в общении, в своей речи.

8. Рефлексия

1. Встаньте, если вы на уроке не хлопали ушами.

2. Сядьте, если вы на уроке били баклуши.

3. Поднимите руки вверх, если вы не гоняли лодыря.

4. Опустите руки, если вы работали в поте лица.

5. Повернитесь направо, если вы работали через пень колоду.

6. Похлопайте в ладоши, если у вас сегодня всё горело в руках.

- А на память о нашей встречи, я хочу подарить вам закладки для учебника русского языка с фразеологизмами.

- Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Карточка 1

Цель: заменить фразеологизмы синонимами.

Задание: замените фразеологизмы синонимами, используя слова для справок, и прочитайте полученный текст.

Я проснулся ни свет ни заря (              ), на душе кошки скребут (____________). Пошёл в тронный зал, долго бил баклуши (_______________). Потом поел с горем пополам (                           ). Тут как снег на голову(                                  ) ты, Вовка, свалился. Смотришь на меня как баран на новые ворота (                                 ).

Слова для справок: кое-как, удивленно, рано, бездельничал, внезапно, тоскливо.

Карточка 1

Цель: заменить фразеологизмы синонимами.

Задание: замените фразеологизмы синонимами, используя слова для справок, и прочитайте полученный текст.

Я проснулся ни свет ни заря (              ), на душе кошки скребут (____________). Пошёл в тронный зал, долго бил баклуши (_______________). Потом поел с горем пополам (                           ). Тут как снег на голову(                                  ) ты, Вовка, свалился. Смотришь на меня как баран на новые ворота (                                 ).

Слова для справок: кое-как, удивленно, рано, бездельничал, внезапно, тоскливо.

Карточка 1

Цель: заменить фразеологизмы синонимами.

Задание: замените фразеологизмы синонимами, используя слова для справок, и прочитайте полученный текст.

Я проснулся ни свет ни заря (              ), на душе кошки скребут (____________). Пошёл в тронный зал, долго бил баклуши (_______________). Потом поел с горем пополам (                           ). Тут как снег на голову(                                  ) ты, Вовка, свалился. Смотришь на меня как баран на новые ворота (                                 ).

Слова для справок: кое-как, удивленно, рано, бездельничал, внезапно, тоскливо.



Предварительный просмотр:

Карточка 2

Цель: соотнести фразеологизмы с их значением.

Задание: вставьте пропущенные буквы и объясните орфограмму; подберите фразеологизмы к значению:

«БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ»

Сломя голову, с...деть сложа руки, втирать оч(?)ки, бить баклуши, водить (за) нос, во весь дух, вв...дить в заблуждение, со всех но(г,к), считать в…рон.

Карточка 2

Цель: соотнести фразеологизмы с их значением.

Задание: вставьте пропущенные буквы и объясните орфограмму; подберите фразеологизмы к значению:

«ОБМАНЫВАТЬ»

Сломя голову, с...деть сложа руки, втирать оч(?)ки, бить баклуши, водить (за) нос, во весь дух, вв...дить в заблуждение, со всех но(г,к), считать в…рон.

Карточка 2

Цель: соотнести фразеологизмы с их значением.

Задание: вставьте пропущенные буквы и объясните орфограмму; подберите фразеологизмы к значению:

«БЫСТРО»

Сломя голову, с...деть сложа руки, втирать оч(?)ки, бить баклуши, водить (за) нос, во весь дух, вв...дить в заблуждение, со всех но(г,к), считать в…рон.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".

Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....

«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово".  УМК "Начальная школа 21 века"....

Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...

РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС  Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....

Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.

Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...