Разделительные Ъ и Ь знаки
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

Конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnye_i_znaki.docx25.97 КБ
Файл razdelitelnye_i_znaki.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 «В» классе по теме: «Разделительные Ъ и Ь знаки»

Учитель: Шихалёва Дарья Сергеевна

Цели:

Обучающие. Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова; учить находить орфограммы в словах.

Развивающие. Создать условия для развития познавательной активности, развитие логического мышления, культуры речи.

Воспитывающие. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику, умение договариваться, самостоятельность, воспитывать чувство красоты, любви к родной речи.

Формируемые УУД:

Предметные: актуализировать знания о ъ и ь знаках, научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками, объяснять почему в словах с приставками в одних случаях пишется ъ знак, а в других- нет; различать орфограммы в корне слова.

Метапредметные:  

Регулятивные: учиться принимать и сохранять в памяти цель учебной деятельности, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные: умение использовать знаково-символические средства (схемы) представления информации; извлекать необходимую информацию из текста, анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать собеседника, ориентироваться в целях и условиях общения, плодотворно сотрудничать, проявляя доброжелательное отношение к партнеру, уметь договариваться.

Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со сверстниками, умения пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроках.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Начинается урок.

Он пойдет, конечно, впрок.

Постараюсь все понять,

Чтобы правильно писать! (Слайд)

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:

Эти знаки - буквы две -

Верно служат при письме.

Им почёт и уваженье

За примерное служенье.

Они никак не произносятся,

Но в слова к нам часто просятся. (Разделительные Ъ и Ь знаки)(Слайд)

- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?

Цели: - повторить правила употребления ъ и ь знаков;

           - научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками. (Слайд)

  1. Актуализация знаний.

- Прочитайте девиз нашего урока. (Доска)

«Друз…я, учен…е нас об…единяет!»

- Какое задание можете предложить к выполнению? (вставить пропущенные буквы в девиз)

- Запишите девиз в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

- Какие вставим буквы? Почему?

- Сформулируйте правило правописания разделительных Ъ и Ь знаков по схемам.

- Давайте сверимся с учебником, верно ли мы определили, когда нужно написать разделительный Ъ, а когда разделительный Ь (с.  64 табличка)

- Нам удалось верно сформулировать правило.

- Обозначим орфограммы. (показ на доске)

  1. Работа по теме урока.

- Опираясь на схемы-опоры, выполним первое задание.

Распределите слова в два столбика. Запишем слова, объясняя орфограммы. (На доске)

Семья, подъехать, льётся, разъяснить, съедобный, муравьи, объявить, воробьи.

- Молодцы, вы справились с заданием!

- В каких случаях мы напишем разделительный Ъ, а в каких Ь?

- Закрепим тему в парах, поработаем с карточкой 1. Прочти цель работы, задание.

Карточка 1.      «Угадай слово»  

Цель: закрепление полученных знаний по теме правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

Задание: подберите слова с разделительными Ъ и Ь знаками, объясняющие значение выражений, обозначьте орфограмму.

- Вход в многоэтажный дом - ______________________________

- Снежная буря - _________________________________________

- Растолковать, сделать понятным - _________________________

- Человек, который разносит почту - ________________________

- Пригодный для еды - ____________________________________

-  Ягоды, сваренные в сахаре - _____________________________

- Место в пути, где дорога поднимается - ____________________

- Орудие для охоты - _____________________________________

Ключ: подъезд, вьюга, объяснить, почтальон, съедобный, варенье, подъем, ружье.

- С какой целью выполняли это задание?

- Где нам могут пригодиться эти знания?

  1. Физминутка

 - Давайте немного отдохнём.

Определите на слух, какой знак пишется словах. Хлопок над головой - если в слове Ь, присесть - если в слове Ъ,  наклон вперед - если в слове нет этих знаков.

  • Съедет
  • Мальчик
  • Воробьи
  • Объединение
  • Груша
  • Овечьи
  • Подъезд
  • Хлопья
  • Вьется

  1. Закрепление работы.

- Предлагаю выполнить упражнение в учебнике с. 65 № 108.

- Прочитайте две группы слов.

- Прочитайте задание, которое нужно выполнить.

- Выполняем задание самостоятельно. На выполнение 10 минут.

(Сверка с доской, взимопроверка).

- Кто допустил ошибки при выполнении задания? Какие были ошибки? (коррекция)

- Итоговое задания будем выполнять в группах по 4 человека.

Возьмите карточку 2. Прочитайте цель. Прочитайте задание.

Карточка 2.

Цель: учиться образовывать новые слова с помощью приставки, записывая их орфографически правильно.

Задание: образуйте от данных слов однокоренные слова, заменив в них приставки указанными в скобках.

Поехал (под-), приезд (под-), заявил (об-), выяснил (об-), соединил (раз-), приём (под-), приехал (от-)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Проверьте правильность выполнения задания по ключу. (Доска)

Итог: Чем были похожи слова? Когда мы пишем Ъ знак?

( если остаётся время можно разобрать по составу слова подъезд, подъём ( или составить предложение со словами из карточки, записать под диктовку и сделать его разбор)

  1. Итог урока.

- Над какой темой работали на уроке?

- Когда мы напишем в слове разделительный Ь?

- В каком случае напишем разделительный Ъ?

- Вернемся к цели нашего урока. Достигли поставленных целей?

  1. Рефлексия.

- Проанализируйте свою работу на уроке, используя фразы:

Сегодня на уроке я:

· научился...

· было интересно...

· было трудно...

· больше всего понравились задания...

· мне показалось важным...

· я понял, что...

Домашнее задание:

С. 64 табличка, с. 66 № 109

Спасибо за урок! Урок окончен!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начинается урок. Он пойдет, конечно, впрок. Постараюсь все понять, Чтобы правильно писать!

Слайд 2

Тема урока Разделительные Ъ и Ь знаки

Слайд 3

Цель урока: повторить правила употребления ъ и ь знаков; научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками.

Слайд 4

Девиз урока Друз…я, ученье нас об… единяет ! Ь Ъ

Слайд 6

Друз ь я , учен ь е нас об ъ единяет !

Слайд 7

Работа в парах (карточка 1)

Слайд 8

Вход в многоэтажный дом – Снежная буря – Растолковать , сделать понятным – Человек , который разносит почту – Пригодный для еды – Ягоды , сваренные в сахаре – Место в пути, где дорога поднимается – Орудие для охоты - Проверка работы под ъ езд в ь юга об ъ яснить почтал ь он с ъ едобный варен ь е под ъ ём руж ь ё

Слайд 10

Закрепление. С. 65 № 108

Слайд 11

Взаимопроверка Забавная обез ь янка, железнодорожный раз ъ езд, птич ь и следы, в ъ ехал в гору, под ъ ёмный кран, сер ь ёзный разговор, с ъ едобный гриб, необ ъ ятные просторы, вз ъ ерошенный воробей, об ъ явление об экскурсии, с ъ ёмка фильма, вкусное варен ь е, дружная сем ь я, с ъ ёжился от холода.

Слайд 12

Работа в группе (карточка 2)

Слайд 13

Поехал (под- ) – под ъ ехал, приезд (под- ) – под ъ езд, заявил (об- ) – об ъ явил, выяснил (об- ) – об ъ яснил, соединил (раз- ) – раз ъ единил, приём (под- ) – под ъ ём, приехал (от- ) – от ъ ехал. Проверка

Слайд 14

Итог урока

Слайд 15

Цель урока: повторить правила употребления ъ и ь знаков; научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками.

Слайд 16

Рефлексия Сегодня на уроке я: • научился... • было интересно... • было трудно... • больше всего понравились задания... • мне показалось важным... • я понял, что...

Слайд 17

Домашнее задание С. 64 таблица , с. 66 № 109


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация в уроку русского языка в 3 классе "Разделительные Ь и Ъ знаки". Закрепление.

В презентации представлен учебный материал урока-закрепления знаний по теме "Разделительные Ь и Ъ знаки". Рекомендации по использованию презентации даны в заметках к слайдам....

урок русского языка -«Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками»."

Продолжить работу над правописанием слов с разделительными ъ и ь знаками; формирование орфографической грамотности; развитие устной и письменной речи; активизация познавательной деятельности учащихся...

Тема: «Правописание разделительных ь и ъ знаков»

Презентация к уроку русского языка «Правописание разделительных ь и ъ знаков». 3 класс....

Разделительный ъ и ь знаки.

Маршрутный лист к уроку "Разделительный ъ и ь знаки". Карточки для работы в группах....

Состав слова и разделительные ъ и ь знаки. Перенос слов с разделит, ъ и ь знаком.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) –личностные: - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.метапредметные:коммуникативные: - развивать умени...