Спряжение глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

Конспект урока по русскому языку для проведения в дистанционном формате

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spryazhenie_glagolov_1urok.docx19.78 КБ
Файл spryazhenie_glagolov1_urok.pptx465.29 КБ

Предварительный просмотр:

Онлайн урок по русскому языку по теме «Спряжение глаголов»

Цель: ознакомить обучающихся с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения с ударным окончанием

I.Орг.момент

Здравствуйте! Сегодня мы начнем наш урок со стишка-считалочки. Вот как она звучит:

Я иду, и ты идёшь, 

Я пою, и ты поёшь.

Мы идём, мы поём,

Дружно, весело живём.

Конечно, поэзией это не назовёшь. Но для нас, исследователей русского языка, здесь есть кое-что интересное.

II.Введение в новую тему

Обратите внимание на то, что в считалочке три раза используется глагол «идти» в разных формах и столько же раз глагол «петь». При этом у глаголов меняются окончания.

Иду – окончание , идёшь – окончание -ёшь, идём – окончание  -ём.

Пою – окончание , поёшь – окончание -ёшь, поём – окончание -ём.

Как вы думаете, почему так происходит? Даю вам маленькую подсказку. Посмотрите на местоимения, которые стоят перед глаголами. Перед глаголами «иду» и «пою» с окончаниями -у, -ю стоят местоимения первого лица единственного числа «я». Перед глаголами «идёшь» и «поёшь» с окончаниями -ёшь – местоимения второго лица единственного числа «ты». А перед глаголами «идём» и «поём» с окончаниями -ём – местоимения первого лица множественного числа «мы».

Видите, как только изменилось лицо или число местоимения, изменилось и окончание глагола, который связан с этим местоимением.

Но всегда ли окончание глагола зависит от местоимения, с которым связан этот глагол? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести эксперимент. Взять парочку любых глаголов и поставить их поочерёдно со всеми личными местоимениями. Возьмём, к примеру, глаголы «говорить» и «сказать». Один из них отвечает на вопрос что делать?, а второй – на вопрос что сделать?

Мы знаем, что глаголы в неопределённой форме не изменяются. Попробуем изменять эти глаголы, поставив их во все временные формы.

Ставим их в форму настоящего времени единственного числа с местоимениями первого, второго и третьего лица.

Я говорю, ты говоришь, он говорит.

Обратите внимание! Как только меняется лицо местоимения, сразу же меняется и окончание глагола. Значит, глаголы в форме настоящего времени в единственном числе изменяются по лицам.

Глагол «сказать» мы не можем поставить в форму настоящего времени, так как он отвечает на вопрос что сделать? А подобные глаголы не имеют формы настоящего времени.

Теперь посмотрим, изменяются ли по лицам глаголы в форме множественного числа.

Мы говорим, вы говорите, они говорят.

Да, окончание глагола опять меняется. Значит глаголы настоящего времени и в единственном, и во множественном числе изменяются по лицам.

Теперь поставим эти же глаголы в форму будущего времени. Сначала возьмём их в форме единственного числа. Здесь уже можно взять оба глагола.

Я буду говорить, я скажу. Ты будешь говорить, ты скажешь. Он будет говорить, он скажет.

Теперь эти же глаголы ставим в форму множественного числа.

Мы будем говорить, мы скажем. Вы будете говорить, вы скажете. Они будут говорить, они скажут.

Посмотрите, в форме будущего времени также в зависимости от лица и числа местоимения меняются окончания глаголов. Значит и в будущем времени глаголы изменяются и по числам, и по лицам. Только в сложном будущем времени изменяется не основной глагол (он стоит в неопределённой форме), а глагол «быть».

Теперь проверим, изменяются ли глаголы в прошедшем времени.

Я говорил, я сказал. Ты говорил, ты сказал. Он говорил, он сказал.

Мы говорили, мы сказали. Вы говорили, вы сказали. Они говорили, они сказали.

А вот в прошедшем времени глаголы изменяются только по числам, а по лицам не изменяются.

Вот теперь можно сделать вывод:

У глаголов настоящего и будущего времени, как и у личных местоимений, есть категория лица. У каждого лица глагола есть свои личные окончания. При изменении глаголов по лицам меняются и их личные окончания.

А вы знаете, что изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением?

Спряжение. Вам ничего не напоминает это слово?

А если вы услышите слова «запрягать», «упряжка», что вы себе представите? Наверняка вы скажете, что это лошадь или несколько лошадей, запряжённых в повозку, то есть соединённых с ней. И куда поскачут лошади, туда поедет и повозка.

Вот примерно так соединены между собой личные местоимения с глаголами. В зависимости от лица местоимения меняется и лицо глагола. А значит, меняется и его личное окончание. Потому-то такие изменения и назвали спряжением глаголов.

А можно ли в предложении определить лицо и число глагола?

III.Работа по теме урока

Давайте попробуем это сделать в отрывке из стихотворения Сергея Владимировича Михалкова «Если».

Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

Первое предложение: «Мы сидим и смотрим в окна». Здесь всё очень просто. Глаголы «сидим» и «смотрим» связаны с местоимением первого лица множественного числа «мы». Значит и эти глаголы тоже стоят в форме первого лица множественного числа.

Читаем дальше. «Тучи по небу летят». Глагол «летят». Его окончание – -ят. А вот местоимения в предложении нет. Давайте посмотрим в составленную нами таблицу. Находим глагол с окончанием -ят. Это глагол «говорят», стоящий в форме третьего лица множественного числа. Похоже, что и глагол «летят» тоже стоит в форме третьего лица множественного числа. А ещё слово «тучи» можно заменить местоимением третьего лица множественного числа «они».

Следующее предложение «На дворе собаки мокнут, даже лаять не хотят». В     нём три глагола – «мокнут», «лаять», «не хотят».

У первого глагола, «мокнут», окончание -ут. В нашей таблице есть глагол с таким окончанием, но только в будущем времени. А глагол «мокнут» стоит в настоящем времени, значит мы не можем определить лицо и число по этому окончанию. Что же делать? Давайте к глаголу поставим местоимение, заменив им имя существительное. Мокнут кто? Собаки, они. Местоимение третьего лица множественного числа. Значит и глагол «мокнут» тоже стоит в форме третьего лица множественного числа.

Глагол «лаять» стоит в неопределённой форме – у него лицо и число мы не определяем.

Не хотят. Подставляем местоимение «они». Они не хотят. Здесь тоже глагол стоит в форме третьего лица множественного числа.

Так как определить лицо и число глагола в предложении? Мы с вами определяли по окончанию или по местоимению, которое ставили вместо имени существительного.

Значит, лицо и число глагола можно определить по местоимению, подставив его к глаголу, и по личному окончанию этого глагола.

Ну, а теперь я предлагаю вам прочитать две пословицы – русскую и персидскую:

«Что пожнёшь, то и смолотишь, что смолотишь, то и в амбар положишь».

«Кому пшеницу сеять весной не лень, не клянчит у соседей зимой ячмень».

Как вы думаете, о чём они? - Кто без устали работает, тот без хлеба не останется.

Давайте найдем в пословицах глаголы и определим их лицо и число.

В первой, русской, пословице к глаголам «пожнёшь», «смолотишь», «положишь» можно подставить местоимение «ты». Значит, они стоят в форме второго лица единственного числа.

Во второй, персидской, пословице глагол «сеять» стоит в неопределённой форме. У него мы не определяем лицо и число. А вот к глаголу «не клянчит» можно подставить местоимение «он». Значит это глагол третьего лица множественного числа.

Кстати, обратите внимание на глагол «сеять». В нём, как и в однокоренном имени существительном «сеялка», надо запомнить букву «я» во втором слоге. Это словарные слова.

IV.Итог урока

Ну, а мы вернёмся к глаголам. Что же вам надо запомнить из всего сказанного?

У глаголов настоящего и будущего времени есть категория лица. У каждого лица глагола есть личные окончания. При изменении глаголов по лицам и числам меняются и их личные окончания.

Лицо и число глагола можно определить по местоимению и по личному окончанию этого глагола.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

А какие словарные слова необходимо запомнить? Глагол «сеять» и существительное «сеялка».

Ну что же, друзья мои, пришло время прощаться. До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Спряжение.

Слайд 2

Я иду, и ты идёшь, Я пою, и ты поёшь. Мы идём, мы поём, Дружно, весело живём! 1л.,ед.ч. 1л.,ед.ч. 2л .,ед.ч. 2л .,ед.ч. 1л .,мн.ч . 1л .,мн.ч .

Слайд 3

г оворить сказать (что делать?) (что с делать?) Число Лицо Ед.ч . 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо Настоящее время я (что делаю?)говорю ты (что делаешь?) говоришь он (что делает?) говорит Мн.ч . 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо мы (что делаем?) говорим вы (что делаете?) говорите они (что делают?) говорят Будущее время (что буду делать?) буду говорить (что сделаю?) скажу (что будешь делать?) будешь говорить (что сделаешь?) скажешь (что будет делать?) будет говорить (что сделает?) скажет (что будем делать?) будем говорить (что сделаем?) скажем (что будете делать?) будете говорить (что сделаете?) скажете (что будут делать?) будут говорить (что сделают?) скажут Прошедшее время (что делал?)говорил (что делал?)говорил (что сделал?)сказал (что сделал?)сказал (что сделал?)сказал (что делал?)говорил (что делали?) говорили (что делали?) говорили (что делали?) говорили (что сделали?)сказали (что сделали?)сказали (что сделали?)сказали

Слайд 4

Вывод: У глаголов настоящего и будущего времени, как и у личных местоимений, есть категория лица. У каждого лица глагола есть свои личные окончания. При изменении глаголов по лицам, меняются и их личные окончания.

Слайд 5

изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение - «запрягать» «упряжка»

Слайд 6

Сергей Владимирович Михалков

Слайд 7

Мы сидим и смотрим в окна. Тучи по небу летят. На дворе собаки мокнут, Даже лаять не хотят. 1л.,мн.ч. 3л.,мн.ч. (они) Мокнут (кто?)собаки - они Н.ф . 3л.,мн.ч

Слайд 8

Можно ли определить лицо и число глагола в предложении? ? Лицо и число глагола в предложении можно определить по местоимению, подставив его к глаголу, и по личному окончанию этого глагола. !

Слайд 9

Что пожнёшь, то и смолотишь, что смолотишь, то и в амбар положишь. Кому пшеницу сеять весной не лень, не клянчит у соседей зимой ячмень. ты 2л.,ед.ч. 2л.,ед.ч. 2л.,ед.ч. н.ф . (он) 3л.,ед.ч.

Слайд 10

У глаголов настоящего и будущего времени есть категория лица. У каждого лица глагола есть личные окончания. При изменении глаголов по лицам и числам меняются их личные окончания. Запомни! Лицо и число глагола можно определить по местоимению и по личному окончанию этого глагола. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения;  развивать внимание,...

Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".

Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....

«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе  «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...

Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...