Урок русского языка в 4 классе « Правописание –тся, -ться в глаголах»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Петрова Ольга Николаевна

Урок русского языка в 4 классе

« Правописание –тся, -ться в глаголах»

(УМК «Начальная школа XXI  века»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ им. П.Н. Бережнова  села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Урок русского языка в 4 классе

« Правописание –тся, -ться в глаголах»

(УМК «Начальная школа XXI  века»)

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Iквалификационной категории

Петрова Ольга Николаевна

2016 год

Тема: «Правописание -тся и -ться в глаголах».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технологии:здоровьесбержнения, поэтапного формирования умственных действий, информационно-коммуникационные, самодиагностики и взаимодиагностики изучения темы.

Виды деятельности:формированиеу обучающихся деятельностных способностей, групповая практическая работа с последующей взаимопроверкой, самооценкой; исследовательская деятельность;  комментирование выставленных оценок.

Планируемые результаты

Предметные:научить правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи; учитьразличать случаи написания ться и тся в глаголах.

Метапредметные УУД

Коммуникативные: формирование навыков речевых действий: умение слышать, слушать и понимать партнёра, правильно выражать свои мысли в речи, уметь договариваться, вести дискуссию; уважать в общении партнёра.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе применения правил; исследовать, искать и отбирать необходимую информацию.

Личностные УУД

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Средства обучения: презентация, карточки, учебник

Сценарий урока:

1)Организационный этап.Самоопределение к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече на уроке русского языка. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Вас ожидает много интересных заданий и открытий. А помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

Слайд 2  Словарная работа.

- Прочитайте  слова на слайде. Постройте логическую цепочку из данных слов.

охотник
тайга
волшебник
акварель
аккуратно
пейзаж
альбом
медведь
(«Волшебник аккуратно акварелью написал пейзаж  в  альбоме, а  охотник в тайге  охотился на медведя»)

- А теперь в группах «по цепочке» вспомните  и запишите под диктовку своих товарищей все слова.  Взаимопроверка.

2)  Актуализация знаний.

- Какую тему в настоящее время вы изучаете на уроках русского языка?

                                                                                                   (Глагол)

- Что такое глагол?                                                               ( Глагол – это часть речи…

- На какие вопросы     отвечают глаголы в начальной форме?

(Что делать?Что сделать?)      

- А как определить лицо глагола?

( Надо подставить личные местоимения )

3) Постановка учебной задачи.      

- Сейчас заполните табличку «Что вы знаете о правописании глаголов?»

Слайд 3

Что вы знаете о правописании глаголов?

Тема

Знаю

Не знаю

Хочу научиться

Правописание приставок в глаголах

+

Правописание НЕ с глаголами

+

Правописание –ТСЯ,

- ТЬСЯ в глаголах

+

+

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

+

- Итак, ребята, какую вы будете изучать новую тему?

                                                   («Правописание –ТСЯ, - ТЬСЯв глаголах»)

4) Построение проекта выхода из затруднений.

- Прочитаю вам слова, а вы внимательно послушайте и скажите, чем они вам показались интересными?

Садится,   струится,водица,птица,  синица,  глядится,гордится,
 гордиться,  годится.

( В конце слов слышится [ца])

- А сейчас посмотрите как пишутся эти слова.Слайд 4

Солнце   садится,   струитсяводица,
Птица  синица  
в водицу   глядится.

Меж   грибами   мухомор
Красотой  
гордится.
Нечего
 гордиться  -
Для  супа  не  годится.

- Что вы заметили?( в одних  -  ца,  а в других нет)

- Прочитайте те слова, где  слышится [ца] и пишется  -  ца.

- Какой частью речи они являются ?           ( Имена  существительные)

- Есть ли какая –то  проблема  при написании этих слов?    ( Нет)

- Какой частью речи являются остальные слова?      (Глаголы)

- Что вы заметили у них?             (Слышится   [ца], а  пишется  -тся,  -ться)

- Это проблема?     (Да)

- Сочетание [ца] на конце глаголов  - это опасное место – орфограмма.  Надо найти истину!

Слайд 5

Надо всё нам тут узнать
-тсяи –ться, ну как писать?
И про мягкий знак хитрющий
Поскорее всё узнать.

Физминутка.

- Итак, начнём  наше маленькое исследование.  

Определите форму глаголов в столбиках.  

Слайд 5

кусаться

кусается

купаться

купается

стараться

старается

- Что вы заметили? В какой форме пишется ь, а в какой не пишется?

Вывод 1 (В начальной форме  пишется, а в личной не пишется)

- А теперь внимательно посмотрите на вопросы и на глаголы.

                              Вывод 2  ( Если в вопросе есть ь, то и в глаголе пишется ь.

Если ь отсутствует в вопросе, значит и глагол пишется  без ь)

- Прочитаем  правило в рубрике «Тайны русского языка» и сравним свои выводы.

5) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Выполним упр. 1 с. 101 с комментированием у доски «по цепочке».

- Сделайте вывод о написании –тся, -ться.

       1                             2                               3

 имена                глаголы                   глаголы

 существ.в нач. форме          в форме 3 л.

Физминутка.

6) Самостоятельная работа. Выполнение упр. 2 ( работа в группах)

7)      ---------

8)   Рефлексия деятельности.

- Какая проблема стояла в начале урока?   Мы смогли её выполнить?

- Оцените, пожалуйста, своё участие в работе группы.

Самооценка работы ученика в группе

Критерии

                                баллы                  

    4

3

2

1

1

Мне понравилось  работать в группе

2

Я выдвигал   свои идеи

3

Я чувствовал ответственность за общее дело

4

Я с уважением относился к мнению других, если даже с ним не согласен

5

Я помогал участникам группы, когда они во мне нуждались

6

Я завершал выполнение моих задач в соответствии с графиком работ

7

Я в полной мере участвовал во всех мероприятиях группы

             Оцените, пожалуйста, свое участие в работе группы

     абсолютно согласен – 4 балла

согласен – 3 балла

     частично согласен – 2 балла

     не согласен -1 балл

- Я благодарю всех за работу.  Спасибо за внимание. Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «СОШ им. П.Н. Бережнова села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области» Урок русского языка в 4 классе « Правописание – тся , - ться в глаголах» (УМК «Начальная школа XXI века ») Подготовила и провела учитель начальных классов Петрова О.Н.

Слайд 2

о хотник т а йга в о лшебник а кв а рель а кк уратно п е йзаж а льбом м е дведь

Слайд 3

Что вы знаете о правописании глаголов? Тема Знаю Не знаю Хочу научиться Правописание приставок в глаголах Правописание НЕ с глаголами Правописание - ТСЯ , - ТЬСЯ в глаголах Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Слайд 4

Солнце садится , струится водица , Птица синица в водицу глядится. Меж грибами мухомор Красотой гордится. Нечего гордиться - Для супа не годится.

Слайд 5

Надо всё нам тут узнать - тся и – ться , ну как писать? И про мягкий знак хитрющий Поскорее всё узнать.

Слайд 6

кусат ь ся кусается купат ь ся купается старат ь ся старается

Слайд 7

начальная форма личная форма (что делат ь ?) (что делает?) кусат ь ся кусается купат ь ся купается старат ь ся старается

Слайд 8

1 2 3 имена глаголы глаголы существ . в нач . форме в форме 3 л.

Слайд 9

№ Критерии баллы 4 3 2 1 1 Мне понравилось работать в группе 2 Я выдвигал свои идеи 3 Я чувствовал ответственность за общее дело 4 Я с уважением относился к мнению других, если даже с ним не согласен 5 Я помогал участникам группы, когда они во мне нуждались 6 Я завершал выполнение моих задач в соответствии с графиком работ 7 Я в полной мере участвовал во всех мероприятиях группы Самооценка работы ученика в группе Оцените, пожалуйста, свое участие в работе группы абсолютно согласен – 4 балла согласен – 3 балла частично согласен – 2 балла не согласен -1 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе

Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе. Урок может быть проведён по любой программе.Шевченко Елена Петровна, МОУ СОШ №16, г.Подольск....

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Презентация к уроку русского 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"...

Урок по русскому языку 4 класс "Правописание личных безударных окончаний глагола"

Предмет: русский языкКласс: 4Тема: «Как определить спряжения глагола, если окончание безударное»Тип урока: ОНЗОсновные цели:Предметные1) открытие способа определения спряжения глаголов с безударным ок...

Конспект урока русского языка на тему "Правописание частицы НЕ с глаголами" (2 класс)

Учебные задачи, направленные на достижение метопредметных результатов (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролир...

Урок русского языка по теме " Провописание -тся, -ться в глаголах.( 4 класс УМК "Школа России")

На уроке русского языка ,учащиеся знакомятся с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся,-ться; научатся задавать вопросы к  глаголам....