Главные вкладки

    План- конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Слово и его значение"
    методическая разработка по русскому языку (1 класс)

    План-конспек турока русского языка в 1 классе на тему: "Слово и его значение"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Класс: 1                                                                                                                       15.03.2017г.

    УМК: «Перспектива» 

    Учебный предмет: русский язык

    Тема урока: «Слово и его значение»

    Цель: научить различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение.

    Задачи урока:

    • образовательная: формировать знания о русском языке как родном языке, отрабатывать навыки каллиграфического написания и грамотного списывания.
    •  развивающая: способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления, интереса к русскому языку, коммуникативных способностей, развитию умения анализировать,  делать выводы, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
    • воспитательная: способствовать воспитанию интереса к родному языку.

    Тип урока: урок «открытия нового знания»

    Планируемые результаты:

    предметные: учащиеся научатся различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю); оформлять предложения на письме и в устной речи (заглавная буква в начале и знак препинания в конце предложения); общаться при помощи родного языка; получат возможность научиться формулировать ответы на вопросы; отрабатывать навыки культурного ведения диалога.

    метапредметные: 

    • познавательные – работать с текстом, рисунком, отвечать на вопросы, находить объяснения;
    • коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть устной формой речи, вступать в речевое общение;
    • регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;

    личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

    ХОД УРОКА:

    I. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности.                (1 мин)

    Прозвенел звонок весёлый,

    Мы начать урок готовы.

    Будем думать, рассуждать

    И друг другу помогать.

         - Я приветствую Вас на уроке русского языка.

        - Ребята, скажите, какие качества помогают ученику быть успешным? (Активность, терпение, внимательность.)

       - Я желаю вам  на уроке быть активными, внимательными и тогда Вас ждут новые открытия!

        - Итак, мы начинаем урок. На уроке русского языка мы продолжаем отрабатывать правильное, красивое и аккуратное написание букв, сочетаний. Поэтому, первое задание – чистописание.

    II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.        (6 мин)

    1. Чистописание

    - Давайте вспомним правила посадки во время письма.

    (Тетрадь наклонно положу)

     Ручку правильно держу

     Сяду прямо, не согнусь,

    За работу я возьмусь

    - Подчеркните самую красивую букву

    2.Орфографическая работа

    - Узнайте слово по его значению. Запишите его.

    1) Приспособление для управления движущейся машиной.  (руль)

    2) Небольшие неядовитые змеи. (ужи)

    3) Мужское русское имя, в сказках он часто бывает дурак.  (Иван)

    4) Большая кукла в огородах для отпугивания птиц.  (чучело)

    5)Так называется наша страна.  (Россия)

    6) Человек, который учит.   (учитель)

                         Проверка у доски. Объяснение и подчеркивание орфограмм.

    Самопроверка.

    - Проверьте  и оцените свою работу:

    «!» – я молодец, написал правильно и красиво;

    «+» -выполнил задание, но были ошибки, которые исправлены;

    «?» - допущены ошибки, написано неаккуратно.

    3. Игра» Пойми меня»

    Учитель показывает предметы – клубок, ручка, тетрадь

    - Итак, все предметы вам хорошо знакомы? Я положу их в эту коробку. Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Лиза, подойди, пожалуйста, и подай мне этот предмет.

    -Я не могу этого сделать

    - Почему?

    - Я не знаю какой предмет вы загадали.

    - Как же быть ребята?  ( назвать этот предмет)

    - Что я должна использовать, чтобы назвать этот предмет?

    ( слово)

    - Я называю его. Клубок, подай мне его, пожалуйста.

    - Что можно сделать с клубком? ( играть, вязать, бросать)

    - Я прячу этот предмет и называю слово- КЛУБОК. Можно ли со словом сделать тоже, что и с клубком?

    - А что можно сделать со словом? ( произнести, прочитать, услышать)

    - Чем отличается слово от предмета?

     (С предметом можно совершать такие действия-спрятать, потрогать, а слово можно услышать, прочитать, написать, произнести).

    Напишите это слово.

    -Какое задание можно выполнить с этим словом?

       (поставить ударение, разделить на слоги, построить модель этого слова.)

    Клубок у нас не простой, а волшебный и он предлагает нам отправиться в путь.

     В сказочную страну. Выполним ещё одно задание и постараемся догадаться в какую страну.

    III. Постановка учебной задачи. Формулировка цели урока.              ( 6 мин)

    Работа в группах (Карточки)

     Прочитай слова:

    I группа: сирень, белка, ель, камыш, пронва, ландыш, змея, крокодил.

      II группа: тополь, ёжик, сосна, папоротник, сторба, ромашка, заяц, волк.

     - Красными карандашами подчеркните слова, которые обозначают названия животных, а зелёным – слова, которые обозначают названия растений.

     - Какие слова подчеркнули красным карандашом, какие слова зелёным?             Проверяйте. (слайд).                                                                                                                                                        -    Где вы затруднялись? (В слове сторба, пронва такого слова не бывает, оно ничего не обозначает.) 

     - Какому мнению пришли? (Слова могут обозначать что-то, то - есть, иметь значение.)

     - Значит, какая тема сегодняшнего урока?

    -о чём мы будем говорить сегодня на уроке?  ( о словах и о его значении)

     - Откройте учебники, прочитайте тему урока. Слово и его значение.

    -Страна в которую мы отправимся как будет  называться? (Страна СЛОВ)

    IV. Реализация учебной задачи урока.                                                            ( 6 мин)

    Работа с СД.  Рассказ профессора И.И.Самоварова  (Отрезок 4)

    - Что является скорлупой слова, по словам профессора? (звуковая оболочка)

    - С чем сравнивает Иван Иванович значение слова? (с ядром)

            Упр. 28 с.15

    Рассмотрите модели слов. Расскажите, как устроено слово?

    (Слово состоит из звуков и букв)

    -Чем отличаются звуковые модели 1 и 2 слова?

    (Первым звуком – в первом слове 1 звук мягкий, а во втором- твёрдый)

    -Чем отличаются звуковые модели  2 и 3 слова?

    (Гласная и согласный звуки поменялись местами)

    -Меняется ли при этом значение слова? (да)  

    -Почему не следует заменять или переставлять местами звуки в слове?

    (Звуки в словах нельзя переставлять , потому что меняется значение слова)

    -Обозначьте звуки буквами и запишите слова.

    Вывод на с. 15:

    Всё в мире можно обозначить словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий мир.

    Физкультминутка. 

    Вышла уточка на луг – кря, кря, кря.

    Полетел зелёный жук – ж – ж – ж.

    Зашумел в пруду камыш – ш – ш – ш.

    И опять настала тишь.

    Утром бабочка проснулась,
    Улыбнулась, потянулась,
    Раз - росой она умылась,
    Два - изящно покружилась,
    Три - нагнулась и присела,
    На четыре - улетела.

    Хомка,
    Хомка-хомячок,
    Полосатенький бочок.
    Хомка раненько встаёт:
    Шейку моет, глазки трёт.
    Подметает Хомка хатку
    И выходит на зарядку. 1,2,3,4,5
    Хомка хочет сильным стать.

    V.Продолжение работы по теме урока                                                (6 мин)

    Упр. 29 с.16  Работа по рисунку слева.

    -Что изображено на рисунке слева? (Ладья- судно с парусом и вёслами)

    -Почему другие слова не подходят к рисунку?

    (Лодка не подходит,  так как у лодки нет парусов.

     Парусник  тоже не подходит, так ка  у парусника нет весел, он использует  парус и силу ветра.  

    Корабль судно с прямым парусным  вооружением на всех мачтах,  которых может три и более.)

    Рассказ И.И. Самоварова  (отрезок 1-3)

    Работа по рисунку справа упр. 29 с.16

     Зрительная гимнастика.

    - Давайте отдохнем и выполним зрительную гимнастику.

    VI.  Самостоятельная работа с самопроверкой и самооцен-кой.          (10 мин)  

    - А теперь мы выполним  

    Упр. 30,  на с.15  

    Как вы его будете выполнять. Условное обозначение  вам подсказывает.

    - Будем самостоятельно выполнять.

    Самопроверка  Взаимопроверка.

    - Обменяйтесь тетрадями, проверьте написание предложений, оцените друг друга:

    «!» – списано аккуратно, без ошибок;

    «+» -выполнено задание, но были ошибки, которые исправлены;

    «-» - допущены ошибки, написано неаккуратно.

    -Какие слова помогли вам отгадать загадку.

    Упр. 31 с.17 

     Самостоятельно постройте модель слова   радуга.

     Один ученик работает на обратной стороне доски.

     Проверка: сверка с доской.

    Составьте устно предложение с этим словом.

    VII. .  Включение в систему знаний и повторение.                                   (6 мин)

    1.Упр 32 с.17

    -Прочитайте пословицу. Как ответили на вопрос?

    (Ядро- значение слова. Пустые слова- бесмыслица)

    2.Выполнение заданий в рабочей тетради

     упр 1 с.9

    Мы с вами  с жителями страны не будем прощаться, потому что и следующий урок русского языка мы проведем в этой  же стране.

    VIII.  Итог урока .                                                                                                  ( 2 мин)

    Услышим скоро мы звонок,

    Пора заканчивать урок,

    Но прежде,  подведём итог.

    - Мне приятно, ребятки, что Вы сегодня хорошо работали, были активными, внимательными.

            - Что узнали сегодня на уроке?

    (У каждого слова должно быть значение)

    (Слова могут обозначать предмет, действие или признак предмета.)

    (Если в слове поменять хотя бы один звук  может поменяться его значение)

    - Что вы взяли для себя с урока?

     (говорить нужно только хорошие слова, нужно думать о том, что мы говорим).

    - Над чем мы должны думать, прежде всего, когда произносим слова?

    (над значением слова).

    IХ. Рефлексия.                                                                                         (2 мин)

    Посмотрите на доску. Что видите? (солнышко и тучку) Лучики и капельки у вас на партах. Кто доволен своей работой на уроке и у кого хорошее настроение - прикрепите лучик к солнышку.  Кому урок показался трудным и считает, что у него не всё хорошо получалось  – капельку к тучке.

     Солнышко засияло своими лучиками. Я довольна вами.

    Значит наш урок достиг своей цели!

    - Урок окончен, спасибо всем.

    I группа:  Сирень,  белка,  ель, камыш,  пронва,  ландыш,  змея,  крокодил.

    - Красными карандашами подчеркните слова, которые обозначают названия животных, а зелёным – слова, которые обозначают названия растений.

    II группа:  тополь,  ёжик, сосна, папоротник,  сторба,  ромашка,  заяц,  волк.

    - Красными карандашами подчеркните слова, которые обозначают названия животных, а зелёным – слова, которые обозначают названия растений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект урока. Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».

    Тема урока: «Три типа склонения имен существительных». Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных. Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип...

    План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

    " 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

    План- конспект урока русского языка (2 класс) коррекционная школа VIIIвида по теме: Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога

    Разработка урока по теме: "Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова и слога" На этом уроке дети украшают ёлку к Новому году, но им мешает дед Буквоед....

    План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г.

    План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г....

    План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г.

    План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г....