Обучение грамоте Тема: "Слова, называющие признак предмета"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Муртазина Лилия Мавлидзяновна

Обучение грамоте

Тема. "Слова, называющие признак предмета"

Цель: Дать начальные понятия о признаках предмета.

Оборудование. Опорные таблицы, обобщающие пройденный материал, карточки, задающие формы работы (коллективную, парную и т. д.); нарисованный на доске клоун, к которому на магнитах прикреплены  воздушные шарики (большой из красной бумаги, маленький – желтый и еще один маленький – красный); набор предметных и сюжетных картинок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote.doc300 КБ

Предварительный просмотр:


СИСТЕМА Д.В.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА

Обучение грамоте

Тема. "Слова, называющие признак предмета"

Цель: Дать начальные понятия о признаках предмета.

Оборудование. Опорные таблицы, обобщающие пройденный материал, карточки, задающие формы работы (коллективную, парную и т. д.); нарисованный на доске клоун, к которому на магнитах прикреплены  воздушные шарики (большой из красной бумаги, маленький – желтый и еще один маленький – красный); набор предметных и сюжетных картинок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку, настрой на работу.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

II. Повторение

Учитель. Посмотрите на наши "запоминалки". Вот сколько мы уже знаем! Что мы изучаем на уроках обучения грамоте?

Дети. Мы изучаем слова.

У. Зачем нужны слова? Какую работу они выполняют?

Д. Слова называют предметы, действия.

У. На какой вопрос отвечают слова, называющие предмет?

Д. Слова, называющие предмет, отвечают на вопросы: кто? что?

У. Что называют слова, отвечающие на вопрос: что делает?

Д. Эти слова называют действия предмета.

III. Работа в группах. Дидактическая игра "Вопрос, предмет, действие"

У. Давайте поиграем в игру, в которой надо называть предмет и его действие! Все вместе!

– Первый ряд ставит вопрос к предмету, второй – называет предмет, первый ряд – ставит вопрос к действию, третий – называет это действие.

IV. Новый материал


                                                     

– Слушайте задание, выполняйте его только в том случае, если оно задано четко и точно, не попадитесь в ловушку".
На доске – клоун с шариками.

 Назовите предмет.

Д. Кто? Клоун.

У. Назовите действие предмета.

Д. Что делает? Стоит.

У. Назовите этот предмет.

Д. Что? Шарик.

У. Назовите этот предмет (показывает на другой шарик).

Д. Что? Шарик.

У. Выйдите к доске и возьмите шарик.

Д. "Ловушка"! "Ловушка"!
К доске выходит Миша.

Миша. Я не могу выполнить задание. Оно задано неточно.

У. Уточни задание.

Миша. Надо спросить, какой шарик.
Вопрос выносится на доску.

Какой?

У. Я отвечу одним словом – красный. Повторите это слово хором. Что называет это слово? Предмет?

Д. Нет.

У. Действие предмета?

Д. Нет.

У. Что же называет слово, которое отвечает на вопрос: какой? Вспомните уроки математики. Там вы сравнивали предметы по цвету, форме, по другим...

Д. Признакам!
Слово выносится на доску.

Признак

У. Продолжим игру. Уточняйте задание для Миши хором. Миша, возьми шарик.

Д. Какой?

У. Миша, возьми красный шарик.

Д. Какой?

У. Миша, возьми красный большой шарик.
Миша выполняет задание.
– Какие признаки шарика я назвала?

Д. Большой, красный.

У. Назовите словом еще какие-либо признаки этого предмета.

Д. Шарик какой?
– Воздушный.
– Легкий.
– Красивый.

У. Вот сколько слов вы назвали! На какой вопрос они отвечают?

Д. Какой?

У. Что они называют?

Д. Признак предмета.

У. У нас получилась новая "запоминалка".

– Но как нам обозначить слова-признаки на модели?
Дети предлагают свои варианты:

– Как удобнее? А как в учебнике?
Дети заглядывают в учебник и договариваются об обозначении слов, называющих признаки, значком .

V. Физкультминутка
VI. Работа по учебнику*

У. Посмотрите на картинку на с. 12. Назовите предмет слева.

Д. Мяч.

У. Назовите предмет справа.

Д. Мяч.

У. Как их различить?

Д. Один большой, а другой маленький.

У. Что называют слова "большой", "маленький"?

Д. Они называют признаки предмета.

У. Посмотрите на схему. Как вы думаете, о чем догадался дядюшка Ага?

Д. О том, что у одного предмета может быть несколько признаков.

VII. Работа в тетради

У. У вас в тетрадях нарисованы разные фигуры. Я буду называть признаки этих фигур, а вы найдете и раскрасите их в нужный цвет.
В тетрадях.

VIII. Работа в парах. Дидактическая игра

У. А сейчас я загадаю загадки. Я назову признаки одного предмета, а вы догадайтесь, какой предмет я загадала.

Модель №1 Загадки типа «Признак»

Какой?

Кислый, жёлтый, овальный.

Д. Лимон!

Модель №2 Загадки типа «Признак - А НЕ-сравнение»

Какая?

А НЕ

Что? (кто?) такое же?

скользкая

А НЕ

льдина

холодная

А НЕ

вода

зеленая

А НЕ

елка

У. А теперь вы поработайте парами и придумайте такие загадки.

IX. Итог урока

 Вывод. Паспорт объекта.

Объект

Имя признака (вопрос)

Значения признака (ответы)

Слова, обозначающие признаки предметов

На какие вопросы отвечают?

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Какова модель этих слов?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по письму и развитию речи 4 класс Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов.

Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов. Цель: развивать умения характеризовать предмет, согласовывать название признака с названием предмета. Задачи: образовательные: Упражняться ...

Урок письма и развития речи по теме "Слова, обозначающие действия одушевлённых предметов и отвечающие на вопрос что делает?"

Урок формирования умения ставить вопрос к словам,  обозначающих действия одушевлённых предметов....

Конспект урока русского языка. Тема "Понятие о словах, называющие признаки предметов.( имя прилагательное)". 2 класс.

Русский язык. Тема "Понятие о словах, называющие признаки предметов ( имя прилагательное)". 2 класс....

Презентация к уроку обучения грамоте "Заглавная буква Ч. Слова- предметы кто?что?"

Презентация составлена на основе страницы темы урока с включением национально-регионального компонента (населёнными пунктами Республики Коми). Иллюстрационный материал поможет ученику лучше воспр...

Урок русского языка 2 класс по теме "Слова, называющие признаки предметов"

урок очень интересный, методически грамотный.К нему есть презентация....

1 класс обучение грамоте тема "Слова, отвечающие на вопрос кто?Что?

Урок обучения грамоте в 1 классе  по программе "Школа России"....

Урок русского языка по теме: "Слова, обозначающие названия признаков" 4 класс коррекционная школа

Конспект урока русского языка по теме: "Слова, обозначающие названия признаков" 4 класс коррекционная школа...