План - конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку
Мастер-класс
Тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости»
Цели урока:
Тип урока: комбинированный (повторение и изучение нового материала, подготовка детей к изучению следующей темы "Разделительный мягкий знак").
Цель методическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную и групповую формы организации познавательной деятельности.
Цель урока:
- Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце и в середине слова мягким знаком.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить представление учащихся о способе обозначения мягкости согласных звуков гласными буквами;
Развивающие:
- Формирование активной познавательной деятельности, учить детей мыслить, объяснять, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать, делать вывод, развивать ассоциативную память;
- Обогащать словарный запас учащихся для развития монологической речи.
Воспитательные:
- Воспитание умения работать совместно с другими учащимися (нравственное воспитание);
Оборудование: карточки, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация.
Используемые технологии: технология деятельностного метода, уровневая дифференциация, ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки), технология поддержки и сопровождения в учебном процессе.
1.Орг. момент.
- Проверьте готовность к уроку.
-Какой урок начинается?
- Чему мы учимся на уроках русского языка?
2. Игра «Я беру тебя с собой»
(Гость, пирог, гусь, пеньки, арбуз, дверь, тополь, рысь, друг, коньки, волк, мебель, замок, пень, ладонь, рыбак, огонь.)
-Я собиралась в путешествие.
-Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты чем – то похожие на мой, а я буду говорить могу ли я взять их с собой.
- Я беру с собой ель.
-А что у вас?
Дети: Я беру с собой и говорит, что у него на рисунке.
-По какому признаку собирали множество? (Слова с мягким знаком)
-Подумайте, какова будет тема урока?
3.Запишите слова
а) кон- конь
Первый звук в слове обозначен буквой к
Второй звук- буквой о
Третий звук обозначен буквой н
- Почему получились разные слова?
- Достаточно ли было информации для записи слова?
-Почему попали в ловушку?
- Какой вопрос нужно было задать?
б) мел – мель
- Для чего нужен ь в этих словах?
-Где он стоит?
-После каких букв?
- Какую работу выполнил мягкий знак в этих словах? (Обозначил мягкость предшествующего звука и изменил смысл слова)
- Приведите свои примеры таких пар слов, чтобы из – за мягкого знака менялся смысл слов. (брат – брать, кров – кровь, ест – есть,…)
4.Составьте звуковые схемы слов к рисункам (ЛОСЬ, БАНЬКА) , запишите слова, покажите работу букв. Работа в парах.
5. Игра «Спрячь мягкий знак в середину слова» (Устно)
день –
пень –
зверь –
огонь-
- Для чего нужен ь в этих словах?
- Где он стоит?
- Между какими буквами?
6. Работа с неозвученными моделями слов
- Посмотрите на модели слов.
-Скажите в каких словах нужен мягкий знак?
- Сколько в русском языке способов обозначения мягкости согласных на письме?
- Какие?
7. Вывод. Паспорт объекта.
Объект | Имя признака (вопрос) | Значения признака (ответы) |
ь | Звук? | Не обозначает звука. |
| Работа буквы | Обозначает мягкость предшествующего согласного звука. |
|
| Может менять смысл слова |
| Место в слове | На конце слова и в середине слова |
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится, но в слово
Часто просится.
8. Составляем загадки об объектах. (Работа в группах)
Объекты – слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости предшествующего согласного звука)
Загадки типа «Признак -А НЕ -сравнение»
Модель №1
Какой? | А НЕ | Что (кто?) такое же? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модель №2
Что делает? | А НЕ | Что (кто) такое же? |
|
|
|
|
|
|
Модель №3
Где встречается? | А НЕ | Что (кто) такое же? |
|
|
|
|
|
|
‐ Для чего нужен мягкий знак в этих словах?
‐ Где он стоит?
‐ После каких букв?
‐ Для чего нужен мягкий знак в этих словах?
‐ Где он стоит?
‐ Между какими буквами?
8. Итог урока.
- Тайны какой буквы мы сегодня раскрыли?
- Сколько в русском языке способов обозначения мягкости согласных на письме?
- Какие?
-Как вы думаете, все ли мы знаем о мягком знаке?
- Впереди нас ждет еще встреча с мягким знаком, и вы узнаете новое об этой букве.
-Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность.
- Посмотрим на рейтинг ваших достижений.
- Молодцы, ребята! До новых встреч на уроках русского языка!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
14_aprelya_russkiy_yazyk.docx | 59.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости»
Цели урока:
Тип урока: комбинированный (повторение и изучение нового материала, подготовка детей к изучению следующей темы "Разделительный мягкий знак").
Цель методическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную и групповую формы организации познавательной деятельности.
Цель урока:
- Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце и в середине слова мягким знаком.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить представление учащихся о способе обозначения мягкости согласных звуков гласными буквами;
Развивающие:
- Формирование активной познавательной деятельности, учить детей мыслить, объяснять, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать, делать вывод, развивать ассоциативную память;
- Обогащать словарный запас учащихся для развития монологической речи.
Воспитательные:
- Воспитание умения работать совместно с другими учащимися (нравственное воспитание);
Оборудование: карточки, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация.
Используемые технологии: технология деятельностного метода, уровневая дифференциация, ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки), технология поддержки и сопровождения в учебном процессе.
1.Орг. момент.
- Проверьте готовность к уроку.
-Какой урок начинается?
- Чему мы учимся на уроках русского языка?
2. Игра «Я беру тебя с собой»
(Гость, пирог, гусь, пеньки, арбуз, дверь, тополь, рысь, друг, коньки, волк, мебель, замок, пень, ладонь, рыбак, огонь.)
-Я собиралась в путешествие.
-Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты чем – то похожие на мой, а я буду говорить могу ли я взять их с собой.
- Я беру с собой ель.
-А что у вас?
Дети: Я беру с собой и говорит, что у него на рисунке.
-По какому признаку собирали множество? (Слова с мягким знаком)
-Подумайте, какова будет тема урока?
3.Запишите слова
а) кон- конь
Первый звук в слове обозначен буквой к
Второй звук- буквой о
Третий звук обозначен буквой н
- Почему получились разные слова?
- Достаточно ли было информации для записи слова?
-Почему попали в ловушку?
- Какой вопрос нужно было задать?
б) мел – мель
- Для чего нужен ь в этих словах?
-Где он стоит?
-После каких букв?
- Какую работу выполнил мягкий знак в этих словах? (Обозначил мягкость предшествующего звука и изменил смысл слова)
- Приведите свои примеры таких пар слов, чтобы из – за мягкого знака менялся смысл слов. (брат – брать, кров – кровь, ест – есть,…)
4.Составьте звуковые схемы слов к рисункам (ЛОСЬ, БАНЬКА) , запишите слова, покажите работу букв. Работа в парах.
5. Игра «Спрячь мягкий знак в середину слова» (Устно)
день –
пень –
зверь –
огонь-
- Для чего нужен ь в этих словах?
- Где он стоит?
- Между какими буквами?
6. Работа с неозвученными моделями слов
- Посмотрите на модели слов.
-Скажите в каких словах нужен мягкий знак?
- Сколько в русском языке способов обозначения мягкости согласных на письме?
- Какие?
7. Вывод. Паспорт объекта.
Объект | Имя признака (вопрос) | Значения признака (ответы) |
ь | Звук? | Не обозначает звука. |
Работа буквы | Обозначает мягкость предшествующего согласного звука. | |
Может менять смысл слова | ||
Место в слове | На конце слова и в середине слова |
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится, но в слово
Часто просится.
8. Составляем загадки об объектах. (Работа в группах)
Объекты – слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости предшествующего согласного звука)
Загадки типа «Признак -А НЕ -сравнение»
Модель №1
Какой? | А НЕ | Что (кто?) такое же? |
Модель №2
Что делает? | А НЕ | Что (кто) такое же? |
Модель №3
Где встречается? | А НЕ | Что (кто) такое же? |
‐ Для чего нужен мягкий знак в этих словах?
‐ Где он стоит?
‐ После каких букв?
‐ Для чего нужен мягкий знак в этих словах?
‐ Где он стоит?
‐ Между какими буквами?
8. Итог урока.
- Тайны какой буквы мы сегодня раскрыли?
- Сколько в русском языке способов обозначения мягкости согласных на письме?
- Какие?
-Как вы думаете, все ли мы знаем о мягком знаке?
- Впереди нас ждет еще встреча с мягким знаком, и вы узнаете новое об этой букве.
-Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность.
- Посмотрим на рейтинг ваших достижений.
- Молодцы, ребята! До новых встреч на уроках русского языка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
План конспект урока по русскому языку 4 класс программа "Гармония" по теме "Спряжение глаголов" групповая форма работы + презентация к уроку.
Урок по теме "Спряжение глаголов" - урок открытия новых знаний в теме второй..Дети узнают, что у глаголов бывает два спряжения и делают первые пробы в определении спряжения глаголов. К уро...
План-конспект урока по русскому языку 1 класса Тема урока: Буквосочетания ЖИ-ШИ
Цели урока: Создание условий для запоминания правила написания буквосочетаний ЖИ-ШИ Задачи: - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: развивать орфографические навыки.- РАЗВИВАЮЩИЕ: 1. развивать внимание;2...
План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Целью урока является дать понятие о родственных словах,о значении слова в группе родственных слов,развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов.Познакомить учащихся с тем,что ...
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.
Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика". Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности. В работе есть дидактические игры, работа в груп...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....