Урок русского языка « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

ЦЕЛИ: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение определять орфограмму в слове;

Развивать умение находить слова, обозначающие предмет и задавать к ним вопросы; развивать мышление;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvosochetaniya_chn_chkcht.shchnnch.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

Класс: 2

ЦЕЛИ: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение определять орфограмму в слове;

Развивать умение находить слова, обозначающие предмет и задавать к ним вопросы; развивать мышление;

Воспитывать коллективизм

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; определять слова – предметы, задавать правильно вопросы к ним.

Формировать УУД:

- Личностные:определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки.

Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке  и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Оборудование: 1) для учителя: учебник, рабочая тетрадь, карточки с  дополнительными заданиями, изображение ёлки; 2) для обучающихся: учебник, рабочая тетрадь, простая тетрадь, ручка, карандаш.

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Мысленно пожелайте удачи сегодня себе и одноклассникам. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

Актуализация знаний.

«Паутинка-разминка» или блиц-опрос, используя мяч:

«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:

- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

- Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

- Какой сегодня день? (Понедельник, 22 декабря.)

- Записываем в тетради: Число. Классная работа.

Минутка чистописания.

Для минутки чистописания мы выберем букву. А какую, вы определите, прослушав скороговорку. Какой звук больше всего выделяется, какой буквой ее обозначают.

Червяк чинил свой чемодан,
Потом, бурча, чинил диван.(Звук [ч], буква - ч)

- Сидим правильно. Следим при письме за осанкой.

- Кто мне скажет, какой скоро праздник (Новый Год).

- Какой главный символ, главное украшение этого праздника? (елка).

- Безусловно елка. Но что делают с этим  новогодним деревом? (Украшают).

У нас на уроке тоже будет своя елка. Но не обычная новогодняя. Мы её с вами украсим своими шарами знаний. За каждое выполненное задание нашу елку украсим  специальными шарами. А что у нас в конце получится, узнаем в конце урока.

Для того, чтобы украсить елку первым шаром, выполним первое задание.

Формулировка  темы урока

На доске слова

М…локо, п…нал, алф…вит,доч…ка, т…релка

- Определите, какие буквы пропущены. (молоко, пенал, алфавит,дочка,тарелка)

- На какие группы можно разделить данные слова (словарные слова, орфограмма - чк)

На какой вопрос отвечают слова первой группы? (что?)Второй? (кто?)Все слова обозначают что?

О какой орфограмме мы говорили на прошлых занятиях (чк,чн,щн,нч – орфограммы, пишутся без мягкого знака).

Сформулируйте самостоятельно тему нашего урока. Над чем мы продолжим работу? (Писать слова на орфограммами чк,чн,щн, нч)

Вот первое украшение, которым мы украсим нашу ёлку(1)- м

Работа по теме урока.

- Следующее украшение. И следующее задание.

С этим заданием вы справитесь в парах.

Посмотрите внимательно на доску. Каким образом, по-вашему мнению, образовались новые слова?

Молоко – молочный (с помощью орфограммы чн) - о

На какой вопрос отвечает первое слово? Второе (что.Какой)

- Можно ли данные слова назвать однокоренными?

Вам тоже нужно будет образовать новые слова с помощью орфограмм чк,чн,щн,нч.

В течение 2 минут выполняем задание. После – проверяем.

Для начала вспомним правила работы в парах (работаем дружно, не мешая другим.После выполнения работы вместе поднимаем руки.)

(Работа в парах)

- Справились с заданием. Молодцы! А наша ёлка получает еще одно украшение. - л

А теперь немного отдохнём.

Физкультминутка.

Пальчики в замок сцепили,

Вправо, влево покрутили.

Кисти вниз, потом подняли.

Так недолго помахали.

Каждый пальчик на руке

Помассировать в руке.

Пальцы в кулачки сомкнули,

Кисти рук слегка стряхнули.

- Усаживаемся.

- За правильный отдых можно и получить награду, и украсить ёлку. Ещё одно украшение.–о

Закрепление по теме урока

Продолжим работу по рабочей тетради.

- Откройте с.5,з.5. Прочитайте самостоятельно задание. Что просят сделать?

- Образуйте однокоренные слова по образцу. (Работа в тетрадях)

С помощью каких буквоосочетаний вы образовали новые слова? (чн)

- Скажите, в Новый Год ребята всегда готовят подарок Деду Морозу? Что это подарок, который можно не делать руками, но можно рассказать? (стихотворение)

- Кто рассказывал Стихотворение Деду Морозу, поднимите руки.

- А сами вы пробовали сочинять стихотворение?

- Сейчас у вас будет такая возможность, на время превратиться в поэта.

Учебник – с.9,з.3. Нужно нам с вами закончить данное стихотворение, подобрав соответствующую рифму. А кто скажет, что такое рифма? (созвучие концов в стихотворении)

Работа по учебнику.

А какая орфограмма в данном двухстишии? (нч)

- Умницы!

Обобщение по теме

- Давайте сделаем вывод.

- С какими орфограммами мы сегодня работали? Вспомним правило.

(Буквосочетания чк,чн,щн,нч – орфограммы. Пишутся без мягкого знака).

Проверим ваше внимание. Если я назову слова с данными орфограммами, вы поднимите руку. Если на другую орфограмму, либо словарное слово, то просто сидите правильно как ученики.

Посмотрим который ряд с заданием справится лучше.

- дочка, почка, мощный, ворона, отлично, прочно, дорога, здравствуйте.

Молодцы! Справились все! Каждый ряд может украсит своей игрушкой ёлку.(Один ученик с каждого ряда украшает елку).

Посмотрим, что получилось. (МОЛОДЦЫ!)

Действительно, сегодня мы большие молодцы. Поднимите руки, кто доволен своей работой на уроке? У кого возникли трудности?

Итог урока

Запишем домашнее задание.

-Задание будет творческим. Сочинить небольшие стихотворения. Рифмы вам уже даны. С.9,з.4

А теперь встанем. Спасибо всем за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....

Урок русского языка во 2 классе "Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Урок поможет систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих., работая по любому УМК....

Технологическая карта урока русского языка "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ"

Технологическая карта урока русского языка "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ"...

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...

Карточки для урока русского языка. "Буквосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН, ЖИ-ШИ"

Карточки по русскому языку 2 классСочетания ЖИ-ШИ1. Верш...на, ваш..., выш...ть, выш...вка, ж...лой, ш...мпанзе, сш...вать, ж...ла, ж...во пись, ж...то, ш...рма, ж...вность, ш...тьё, ж...зненный, ж......

Урок русского языка "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу "

цель:Способствовать формированию умения правильно писать буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу;создать условия для ознакомления со словарным словом товарищ.Правописание буквосочетаний ж...

Конспект урока русского языка. "Буквосочетания чк, чн, чт" 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формировать у уч-ся навыки правописания буквосочетаний: ЧК, ЧН, ЧТ; формировать умение заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных с...