Урок русского языка "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу "
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Васильева Наталья Андреевна
цель:Способствовать формированию умения правильно писать буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу;

создать условия для ознакомления со словарным словом товарищ.

Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. Слово с непроверяемым написанием товарищ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_bukvosochetaniy_zhi.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ№14

Урок русского языка во 2 классе

Тема: «Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу»

Учитель начальных классов:

Васильева Наталья Андреевна


ТЕМА: Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу

Тема

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу

Педагогические цели

Способствовать формированию умения правильно писать буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу;
создать условия для ознакомления со словарным словом
товарищ.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Личностные
результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности
и осознают личностный смысл учения

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск информации в учебном тексте; логические – устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

Основное содержание темы, понятия
и термины

Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. Слово с непроверяемым написанием товарищ.

Образовательные
ресурсы

Таблица «Орфограмма “Буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу”»

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Начинается урок,

   Он пойдет ребятам впрок.

   Постарайтесь все понять,

   Хорошо запоминать.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Индивидуальная.

Практический. Письмо

ьт  ье

льет

шью

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Актуализация знаний.

  1. Словарная работа

  1. Орфографическая работа.

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,
практический. Письмо

- Послушайте текст о словарных словах. Запишите их в строчку через запятую, подчеркните орфограмму.

  • Этот предмет – обувь. Её носят весной, замой, осенью. Дети любят ходить в этой резиновой обуви по лужам. апоги.)
  • Этот предмет – дерево. Осенью его листья приобретают ярко-красную окраску. Про него люди сочинили поговорку «Дрожит как …. лист» (осина)
  • Это овощ. Завезён к нам из Америки. По-итальянски -это помидор, по – индейски - ….(томат)
  • Этот овощ завезен мореплавателем Колумбом из Америки. При царском дворе его подавали как десерт. А сейчас его подают к столу как гарнир. артофель)

- Запишите слова под диктовку через запятую, подчеркните опасные буквосочетания.

Ночка, мечта, молочный, звездочка, точно.

Записывают и запо-
минают правописание слов, подчеркивают орфограммы, ставят ударение.

Повторяют написание

Словарных слов

Письмо

IV .Проверка
выполнения
домашнего
задания.

Творческое
задание

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа

Организует проверку домашнего задания, устанавливает
правильность и осознанность его выполнения

Зачитывают записи, отвечают на вопросы

Осуществляют контроль установления правильности выполнения заданий

Упражнение

V. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа, сообщение
учителя

- На какие группы можно разделить эти согласные звуки: [Ж], [Ш],  [Ч'], [Ш']. (Звонкие и глухие, мягкие и твердые)

- Назовите всегда мягкие звуки.( [Ч'], [Ш'])

- Назовите всегда твердые звуки. [Ж], [Ш],  

-Послушайте грамматическую сказку про эти звуки.

Жили- были на свете шипящие Ж,Ш,Ч,Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать  начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот  только никак не могут найти три гласные – Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились до вечера проискали.  И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что  Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало, едят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пору них и дружба врозь. Никогда ни стоят они вместе, а только так:  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

– Сформулируйте цель сегодняшнего урока


Слушают учителя, отвечают на вопрос. Формируют цели урока, читают тему.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

 VI. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Шипящие
согласные звуки (с.10 упр. 11)

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

– Спишите. Подчеркните буквы, обозначающие шипящие согласные звуки

Читают, объясняют смысл пословиц, выполняют письменные
задания

Анализируют смысл пословиц, высказывают мнение. Распознают буквы, обозначающие шипящие согласные звуки

Беседа по вопросам, письмо

2. Словарно-орфографическая работа. Товарищ

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,
практический. Письмо

Проводит работу со словарным словом «товарищ»,
организует его запоминание

Записывают и запо-
минают правописание слова

Усваивают написание

непроверяемого слова

Письмо

VI I Физминутка

Коллективное выполнение упражнений

Проводит физминутку:

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте,  

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Всё в порядок приведите

И писать друзья начните.

Выполняют физминутку

VIII. Продолжение работы по теме урока.

1.Классификация звуков
(с.10 упр. 12)

2.Правописание

буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу (с.10 упр. 13). Правило
(учебник, с. 11)

Фронтальная.

Словесный.

Рассказ, беседа

Фронтальная,

парная.

Словесный.

Чтение, беседа

– Произнесите звуки. В какие группы их можно объединить? Выполните задание

Организует работу с упражнением. Контролирует выполнение. Знакомит с правописанием жи–ши, ча–ща, чу–щу

Рассказывают о шипящих согласных звуках, приводят примеры слов

Читают слоги. Называют звуки и буквы.

Подбирают слова
со слогами
жи–ши, ча–ща, чу–щу

Характеризуют шипящие согласные звуки. Распознают данные звуки в словах

Различают непарные твердые и мягкие
шипящие звуки. Устанавливают причинно-следственные связи

Беседа,
рассказ

Упражнение,
правило

VI. Закрепление знаний и способов действий. Объединение слов в группы (с.11, упр. 14)

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте. В какие группы можно объединить слова?

Комментирует задания,
контролирует выполнение

– 1) жи; 2) ща; 3) ча;
4)
чу; 5) ши; 6) щу.

Отвечают на вопросы, выполняют задание

Осуществляют классификацию слов по самостоятельно выделенным критериям.

Различают слог
и часть слова

Упражнение

         

VII. Рефлексия

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Письмо под диктовку. Учащиеся выполняют деление слов для переноса, один учащийся работает у доски.

Вышить, шила, чайник, кувшин, щука, уши, чай.

- Правильно ли написал ваш сосед? Оцените его.

«!»- молодец, ты все написал правильно.

«+»хорошо, но немного ошибся.

«-» - тебе нужна помощь учителя.

Учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют зеленой пастой

Ооценивают деятельность соседа  на уроке

Взаимопроверка.

Подведение итогов

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

  • С какими орфограммами познакомились на уроке?
  • Что должны помнить в написании этой орфограммы?
  • Какое задание вам было интересно выполнять?
  • Что не получилось?
  • Где допустили ошибки?
  • Кому нужна помощь учителя?

Отвечают на вопросы учителя в зависимости от усвоенного материала на уроке.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VIII. Домашнее задание.

Подготовка
к письму под диктовку (с.11.упр. 15)

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание. Понимают
цели, содержание
и способы выполнения задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...