Имя существительное как член предложения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Сальникова Юлия Борисовна

конспект урока русского языка в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели:

  • развивать умение правильно ставить вопрос к имени существительному в предложении и определять синтаксическую роль слов этой части речи, повторить правописание безударных гласных проверяемых ударением, правописание согласных в приставках, в корнях.
  • сформировать умение правильно употреблять имя существительное в речи, умение выделять общие и существенные признаки, способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти.
  • воспитывать интерес к русскому языку, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.

Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, карточки – подсказки разных уровней сложности, компьютерная презентация, словарик.

Ход урока

 I. Организационный момент

Учащиеся рассаживаются группами, по 5-6 человек в каждой. Таким образом, в классе получилось 5 столов – групп.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах карточки настроения, покажите какое у вас настроение.

- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого оно плохое, мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением.

II. Актуализация знаний

Отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (Имя существительное)

— Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное - самостоятельная часть речи.

Послушайте отрывок стихотворения А.А. Фета (на доске) и ответьте, в чём его необычность?

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

(Стихотворение состоит практически из одних существительных, а нам все понятно)

- Особой отличительной чертой этого стихотворения является то, что оно состоит из существительных. Здесь нет глаголов, которые бы совершали действие. Оно «безглагольное», в нем нет резкого движения. Но мы видим пейзаж, который описывает автор. Все вокруг замирает от восторга и умиления, глядя на героев. Их светлое и чистое чувство подобно заре, такое же светлое чувство поселяется и в душе после чтения стихов поэта. Всю эту смысловую нагрузку несут существительные. Вот какая важная эта часть речи. Сколько же их в стихотворении Фета? Назовите их.

III. Постановка целей урока

- Произведем морфологический разбор первого существительного по плану:

  1. Часть речи.
  2. Морфологические признаки:
  • Начальная форма: существительное (именительный падеж единственного числа);
  • Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение;
  • Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.

- Какого пункта не хватает в нашем плане? Что еще мы не выяснили об этом существительном? (Синтаксическую роль.)

- Синтаксическая роль, т.е. существительное как член предложения – это и есть тема нашего урока. Определите, каким членом предложения является выбранное нами имя существительное.

IV. Работа по теме урока

- Запишите текст под диктовку:

Увидела белка еловую шишку. Схватила ее лапками и уселась на ветку. Вдруг белка испугалась и выронила шишку. Над лесом пролетел ястреб.

- Найдите в каждом предложении грамматическую основу.

- Определите, какой частью речи выражено подлежащие.

- Найдите второстепенные члены предложения, выраженные существительными.

- Какие вы знаете второстепенные члены?

- Вспомните, на какие вопросы они отвечают? От какого слова ставится вопрос?

дополнение

определение

обстоятельство

На какие вопросы отвечает?

кого, чего?

кому, чему?

кого, что?

кем, чем?

о ком, о чём?

какой?

какая?

какое?

какие?

чей? чья? чьë? чьи?

где? куда?

когда? откуда?

почему?

 зачем? как?

От какого слова зависит?

глагол

имя существительное

местоимение

глагол

Какой частью речи выражен?

- Используя таблицу, выясните, какими именно второстепенными членами являются остальные имена существительные.

- Сделаем вывод: какими же членами предложения могут быть имена существительные?

V. Физминутка

VI. Применение нового знания

Прочитайте предложения. Найдите дополнения и подлежащее в них. Объясните, чем вы руководствовались.

1.Горький дым развеет ветер.

2.Сильный дождь залил весь сад.

3.Мороз сковал льдом весь пруд.

- Какие трудности при нахождении дополнения вы испытываете?

VII. Работа в группах

- Что может помочь сформировать умение определять, каким членом предложения является существительное?

- Поработаем над алгоритмом нахождения дополнения в предложении. Используя рабочие материалы (разрезанные листы с описанием действия), составьте алгоритм нахождения дополнения в предложении. Определите последовательность действий при решении этой грамматической задачи.

  • Найди грамматическую основу.
  • Найди слово, от которого зависит ВЧП
  • Выясни, что он обозначает?
  • На какой вопрос отвечает?
  • Какой частью речи выражен?

- Используя составленный алгоритм, найдите в предложении дополнение. Докажите свое мнение. Произведите синтаксический разбор предложения.

Зубастый зверек грызет с визгом дубок.

VIII. Закрепление изученного материала

Анализ записанных на доске предложений. Учащиеся называют грамматические основы и дополнения. Выполняют взаимопроверку, сверяя с образцом на доске.

Вечером развели мы костер.

Яркий огонь костра осветил поляну.

Ураган приближался к городу.

От цветка исходил нежный аромат.

-Объясните правописание безударных гласных в корнях выделенных слов.

IX. Физминутка

Я буду называть словосочетание. Если в нем есть: дополнение – сидим, подлежащее – встаём, обстоятельство - хлопаем.

Начинаются дожди. (встали)

Я жду каникулы.(сидим)

Поедем в музей.(хлопаем)

Буду помогать бабушке.(сидим)

X. Работа с учебником.

-  Постройте из слов 1 -2 предложения. Какой порядок слов вы выберете? Нужно ли для связи слов изменять их формы и использовать предлоги? (с. 51 упр. 97)

- Запишите предложения. Укажите имена существительные. Какими членами предложения они являются? (с помощью таблицы-памятки).

. XI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Продолжите фразу:

  • Грамматическую основу предложения составляют …. и …
  • В предложении есть главные члены и .....
  • Второстепенные члены предложения – это ...., ....., ...... .
  • Часть речи, которая обозначает названия предметов, отвечает на вопросы кто? или что? называется….
  • Имя существительное в предложении может быть …, …, …

- Над каким из заданий вам было интереснее всего работать?

- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

- Какие вопрос, задания, информацию вы бы хотели услышать?

- Поднимите карточки, которые выражают ваше настроение.

XII. Домашнее задание.

с. 51 упр. 97 (завершить)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."

Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...

Конспект урока. Тема: "Роль имен существительных в предложении (второстепенные члены предложения)". 3 класс. УМК "Школа России".

Конспект урока по русскому языку на тему: «Роль имен существительных в предложении (второстепенные члены предложения)»...

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание окончаний существительных 1 склонения. Разбор предложений по членам предложений.

Конспект урокапо русскому языкуна тему: Правописание окончаний существительных 1 склонения.Разбор предложений по членам предложений....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи и члены предложения. Имя существительное".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи и члены предложения. Имя существительное".Тип урокаПовторение пройденногоПедагогические задачиСоздать условия для совершенствов...