Письмо строчной буквы ж
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Сальникова Юлия Борисовна

конспект урока по обучению грамоте (письмо)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ Ж

Цели урока: 

  • предметные: познакомить детей с алгоритмом написания строчной буквы «ж»; учить писать слоги, слова, предложение с буквой «ж»; закреплять письмо изученных букв.
  • метапредметные: развивать устную и письменную речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, творческие и коммуникативные способности, навыки классификации, умение формулировать тему и цель урока, подводить итог урока, выражать отношение к результату своей работы.
  • личностные: создать условия для формирования внутренней позиции обучающихся, характеризующейся интересом к происходящему на уроке и положительной мотивацией учебной деятельности. Воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение работать в парах.

Оборудование: «Пропись» (под ред. В.А. Илюхиной), мультимедиа; карточки со словами: прямая наклонная линия, качалочка, крючковая линия, секретик; изображение жука; таблица слогов; материал для рефлексии урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Послушайте и отгадайте загадку.

В жаркой Африке гуляет,

Длинной шеей удивляет,

Сам высокий, будто шкаф,

Жёлтый, в пятнышках…жираф

- Какой звук слышится в начале слова жираф? Дайте характеристику этому звуку.

- Придумайте слова, в которых слышится звук [ж].                

-  Какой буквой на письме обозначается звук [ж]?

III. Формулирование темы. Постановка цели урока.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Учитель показывает строчную букву ж (мультимедиа)

- Какова цель урока?

- Для чего нужно уметь писать букву ж?

IV. Открытие новых знаний.

-  Посмотрите внимательно на букву. Из каких элементов она состоит?

- Элементы каких букв есть в букве ж?

- Если бы вы были учителем, как бы вы объяснили алгоритм написания строчной буквы ж?

К доске выходит ученик, пробует объяснить алгоритм написания строчной буквы» «ж».

- Послушайте алгоритм написания строчной буквы «ж»:

  • ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, «бугорком» уходим вправо, разворачиваем ручку, опускаемся вниз по наклонной линии,
  • выписываем «клюшку»,
  • по «клюшке» уходим вправо вверх и, не доходя 1/3, выписываем «секрет»,
  • по «секрету» – наклонная линия вниз.
    поднимаемся по наклонной на 1/3 снизу, вновь уходим по крючковой вправо вверх,
  • с 1/3 «ломаем секрет»,
  • по «секрету» – наклонная вниз, «качалочка», крючок до середины.

Поэлементная запись буквы ж ведется учителем на доске, а дети эту работу выполняют на учительской строке в прописи на с. 24.
Повторный показ учителем безотрывной записи всей буквы
ж по сокращенному алгоритму с комментированием: 

  • «бугорок»,
  • наклонная вниз, «клюшка»,
  • крючковая до 1/3,
  • «секрет»,
  • по «секрету» – наклонная,
  • «качалочка»,
  • крючок до середины.

- Напишите букву ж «в воздухе» с проговариванием алгоритма.

- Проведите по силуэту жука ручкой линии так, чтобы получилась строчная буква ж.

Письмо буквы по точкам, а затем самостоятельное написание буквы до конца строчки.

- Найдите самую красивую букву, написанную вами, и обведите ее зеленой ручкой. Какая буква вам не очень понравилась и почему?

 V. Физминутка».

        

VI. Работа над новым материалом.

- Пропишите в прописи слоги-слияния с буквой ж: жа, жу, жи

Работа в прописи. Письмо слогов с проговариванием. Учитель акцентирует внимание на особенности написания и произношения слога жи.

- Прочитайте слова с буквой ж, напишите их.

После прочтения и орфографического разбора слова прописывают рядом с образцом.

В слове журавли ученики отмечают все части букв и их соединений. Соединения в середине отмечают черточкой, а соединения на 1/3 – крестиком. Один ученик отмечает серединки, другой – третьи части на доске, а остальные работают в прописи.

В слове жаворонок дети обозначают все «гнездышки» и «шалашики». Один ученик отмечает «гнездышки», другой – «шалашики», а остальные работают в прописи на местах.

        VII. Физкультминутка.

- Если вы в слове  услышите звук  [ж], то нужно присесть, а если не услышите, то нужно подпрыгнуть на месте. (Слова: вареник, ёжик, ведро, жук, ворона, журавли, вертолёт, жизнь).

       VIII. Применение нового знания

Чтение учениками группы слов, близких по смыслу: дружба – дружили – друг.

- Чем похожи эти слова? Как мы называем такие слова?

- Запишите слова, выделите в них общую часть.

На доске схема вопросительного предложения.

- Сколько в нем слов? Какие правила написания предложения вы знаете? Что мы называем предложением?

- Прочитайте в прописях вопросительное предложение.

- Вспомните текст букваря и ответьте на вопрос: кому стало жалко жука?

- Запишите вопросительное предложение.

- Восстановите деформированное предложение и запишите на свободной линеечке.

IX. Закрепление изученного материала

. - Соедините стрелочкой по порядку все элементы, чтобы получилась буква ж.

Дети собирают из рассыпанных букв слово (жало, жара, жаба, лужа.)

- Запишите эти слова с комментированием.

     X. Итог и рефлексия урока

- Назовите тему урока.

- Какова цель урока?

- Что мы для этого сделали?

- Мы достигли цели?

У каждого на столе конверт для рефлексии. В нем лежат листики зеленого, желтого и коричневого цветов.

- Вспомните ключевые слова урока и оцените свою работу. Если вы работали на уроке с желанием, были уверены в себе, вам было интересно и в ваших прописях чистота и порядок, то выберите листик зеленого цвета. Если вы работали с желанием, но не очень уверенно, волновались, да и в прописи были недочеты, то выберите листик желтого цвета. Если вы работали без желания, вам было скучно на уроке, то выберите листик коричневого цвета.

На доске – три ствола дерева. Учитель поясняет, что на первое дерево дети приклеивают листики зеленого цвета, на второе – листики желтого цвета, а на третье – листики коричневого цвета. Дети наклеивают выбранный листик. В результате получаются три дерева. Делается соответствующий вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по письму на тему: Письмо строчной буквы т. Письмо слогов с буквой т.

Формирование навыка письма, разбор изучаемой буквы, ее письмо, составление и запись слогов....

Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".

Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...

Урок письма Знакомство с буквами Л, л, М, м Письмо строчной буквы л

   Познакомить с написанием заглавной и строчной букв М, м, Л, л...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»

Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»   Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [т] [т’], букве &laqu...

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и письму "Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б»"

Цели деятельности учителя: Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими бу...