Сценарий урока (ФГОС) для 3 класса по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Богданова Мария Андреевна
Части речи. Повторение и углубление повторений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработала: Богданова Мария Андреевна

Взято с свйта:

Предмет           русский язык        

Класс      3” Б”    

Технологическая карта

Тема урока

Части речей. Повторение и углубление представлений.

Цель

Создать условия для формирования представления о частях речи и умение их распознавать.

Задачи

-Создать условия для формирования умений определять по изученным признакам слова различных частей речи;

-Классифицировать слова по частям речи, подбирать примеры слов изученных частей речи;

-Выполнять письмо по памяти, составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе;

-Воспитывать трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность. 

Планируемые образовательные результаты

Предметные: владеют первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета; осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владеют умением проверять написанное.

Метапредметные: познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; осуществляют поиск нужной информации в учебнике; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; осознано строят речевое высказывание в соответствии с задачами и составляют тексты в устной форме; овладеют умением смыслового восприятия учебного текста; осуществляют анализ и сравнение.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Коммуникативные: используют в общении правила вежливости, воспринимают текст с учетом поставленной задачи.

Методы и формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, творческая

Образовательные ресурсы

Учебник: Канакина В.П. Русский язык. 3 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций: в 2 ч. Ч.2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2015. С.3-6

Схема “Части речи”

Оборудование

Наглядно-демонстрационный материал

Иллюстрации животных.

Основные понятия и термины

Самостоятельные и служебные части речи, члены предложения, текст, рассказ

Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Андреевна! Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

Итак, приступаем к работе.

-Здравствуйте.

-Слушают учителя.

Актуализация знаний

  1. Повторение изученного. Работа по карточкам

-Ребята, давайте с вами немного вспомним материал, который проходили на прошлом уроке. У меня есть всего 6 карточек. Нужно вставить пропущенную букву и рядом записать проверочное слово. Кто бы хотел получить хорошую оценку?

(Слова: з_лёный, з_мля, в_лна, холо_д, расска_, н_чной, гн_здо, б_жать, п_тёрка, з_ма, л_дяной, сл_ва)

-Пока некоторые ребята выполняют самостоятельную работу, остальные ребята работают со мной. Давайте вспомним изученные части речи, ответив на вопросы:

-Какая часть речи служит для обозначения предмета или явления?

-Продолжите фразу: глагол- обозначает...

-На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Назовите примеры местоимений.

-На какие вопросы отвечает наречие?

-Для чего служит предлог?

-Продолжите фразу: частица- придает различные смысловые...

-Приведите примеры союзов.

-Отлично, ребята. А теперь сдаем карточки, а в конце урока вы узнаете свои оценки.

  1. Минутка чистописания

-Ребята, открывает свои тетради, записываем число, классная работа.

-На первой строке записываем соединение заглавной и строчной буквы [Кк] и так до конца строки.

-После этого, на второй строке записываем слоги с буквой “К”:

      -ка, -ки, -кё, -кя, -ку, так до конца строки.

-На третьей строке мы с вами запишем предложение, где чаще всего встречается буква “К” и подчеркнем главные члены предложения: Князь кушал красную клубнику.

      3. Словарная работа по картинному словарю.

    -Ребята, на следующей строке записываем слово “Словарь:” Сейчас я буду показывать вам иллюстрации, а вы должны записать у себя в тетради то, что на ней изображено. Затем вы поставите над каждым словом ударение и подчеркнете безударную гласную.

-Давайте проверим, все ли правильно вы написали. Мне нужно 2 тетради на проверку, а 1 ученик будет проговаривать в слух, какое слово он написал, где поставил ударение и какую безударную гласную подчеркнул.

-Часть речи, которая служит для обозначение предмета или явления называется существительное

-Глагол обозначает действие предмета

-Имя прилагательное отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

-я,ты,мы,этот,наш

-Наречие отвечает на вопросы: где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

-Предлог служит для связи слов в словосочетаниях

-Частица придает различные смысловые оттенки словам и предложениям

-и,а,но

-Записывают в тетради

-В слове ворона ударная гласная -о, безударная гласная -о; в слове воробей ударная гласная -е, безударная гласная -о, в слове сорока ударная гласная -о, безударная гласная -о, в слове снегирь ударная гласная -и, безударная -е, в слове корова ударная гласная -о, безударная -о.

Самоопределение к деятельности

—    Прочитайте слова. 

—    Распределите их по группам.
—    По какому признаку вы распределили слова?

-Давайте мы назовем части речи каждого слова.


—    Сформулируйте тему урока.

   -Как вы думаете, что мы должны будем сделать?

-Итак, сегодня мы с вами будем повторять части речи.

-звезда, ночной, снег, мы, летит, плывёт, пушистый, я, восемь, десятый.

-По частям речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, имена числительные.

-звезда, снег - сущ., ночной, пушистый- прил., летит, плывет - гл., я, мы - мест, восемь, десятый - числ.

-Тема нашего урока части речи. Повторение и углубление представлений.

-Я думаю, что мы будем определять части речи различных слов и наоборот, к различным частям речи подбирать слова

Реализация проекта выхода из затруднения

        1.  Наблюдения над словами разных частей речи
—    Расскажите отрывок из своей любимой книги.
—    Что обозначают слова, которые вы использовали в своём рассказе?
         2.    Работа по учебнику
—   Откройте учебник на с3. И прочитайте сведения о языке.
—    Как называются большие группы, на которые делятся все слова?


-Давайте выполним упр. 1 на с 3. Прочитайте задание.
—    Прочитайте названия частей речи.
—    Назовите известные вам части речи.

—    Приведите примеры существительных
—    Что такое имя существительное?


—    Что такое глагол?


—    Что такое имя прилагательное?


—    Что такое имя числительное?
—    Что такое местоимение?
—    Назовите части речи, которые вам ещё неизвестны.


3.    Самостоятельная работа

—  Ребята, сейчас мы с вами выполним самостоятельную работу в тетради. Нужно распределить слова в 3 столбика:

1) имена существительные;

2) имена прилагательные;

3) глаголы и раскрыть скобки.
Дети играли (в)квартире. (Под)ст(а, о)лом спряталась (А,а)(н, нн)а, а (К, к)ири(л, лл) (за)шёл (за)занаве(з, с)ку. Мален(ь)кий (И, и)л(ь)я (за)ле(з, с) (под)д(е, и, я)ван. Его бра(д, т) (К, Юостя вош(ё, о)л (в)ва(н, нн)ую, а (Д, д)ени(з, с) (за)б(е, и, я)жал (за)дверь. Около д(е, и, я)вана лёг (на)пол Максим и (на)кинул (на)гол(а, о)ву од(е, и, я)яло. Самый старш(и, ы)й из ребят, (О, о)лег, (вы)шел (в)ко- ридор и (за)брался (за)п(а, о)льто. А в(а, о)дила Э(м, мм)а. (А, 0)на (до) считала (до)ста и (по)шла (на)поиски друзей. Ко(ж, ш)ка (с)пе(б, п)кими ко(г, к)тями см(а, о)трела (на)них (со)шкафа. Б(а, о)л(ь)шая гру(п, пп)а д(е, и, я)тей пугала ки(з, с)ку. 

  1. Работа по учебнику

Упр. 4 (с. 5).
—    Прочитайте задание.
—    Определите части речи.

Как определить часть речи?


—    Выполните письменные задания к упражнению.
(Взаимопроверка.)
—    Прочитайте ниже сведения о языке.
—    Какие части речи являются членами предложения?
—    Какие части речи не являются членами предложения?
Упр. 6 (с. 6).
—    Прочитайте первое предложение. Назовите часть речи каждого слова.
Упр. 6 (с. 6).

-Давайте выполним упр.6 на с.6. Прочитайте текст про себя.
—    Назовите тему текста. {Берёза.)
—    Назовите главную мысль текста.


—    А теперь каждый составляет план текста.

-У кого какой план получился?

-Эти слова обозначают предмет, признак предмета, действие предмета

Большие группы, на которые делятся все слова называются части речи.

-Мне известны такие части речи как имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

-Девочка, школа, туман

-Имя существительное — это часть речи, обозначающее предмет или явление

-Глагол — это часть речи, обозначающая действие предмета.

-Прилагательное — это часть речи, обозначающая признак предмета.

-Чтобы определить части речи, нужно поставить к слову вопрос и определить, что обозначает это слово

-Существительное  глагол - это части речи, которые являются членами предложения

-Предлоги, союзы, частицы не являются членами предложения.

-Тема текста “Береза”

-Главная мысль текста, что береза боролась не только за свою жизнь, но и за жизнь маленьких грачат.

- План
1.    Грачиное гнездо на берёзе,2. Сильная буря.
3.    Берёза устояла.4. Всё кончилось хорошо

Обобщение знаний.

Письмо по памяти

   - Запишите текст по памяти по частям.

-Итак, ребята, какие части речи вы знаете?

-Как определить часть речи?

-Приведите пример существительного

-Приведите пример прилагательного

-Приведите пример наречия

-Приведите пример союза

-Я знаю имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, наречие, местоимение, предлог.

-Чтобы определить часть речи необходимо поставить к слову вопрос и определить, что обозначает это слово.

-Девочка, школа

-Веселый, активный

-Весело, трепетно

-и,а,но

Рефлексия

-Ребята, я считаю, что вы хорошо сегодня работали, поэтому предлагаю оценить свою работу на уроке самостоятельно и поставить себя на ступеньку лестницы успеха.

-Оценивают свою работу на уроке

Итог урока

-Сейчас запишите домашнее задание в дневник: в т. ч. речи к ней 2 примера.

-Ребята, вы замечательно сегодня потрудились на уроке! Было приятно с вами работать!

Урок окончен! До свидания!

-Записывают домашнее задание

-Прощаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 2 класса по русскому языку по теме "Омофоны"

Конспект урока для 2 класса по русскому языку по теме "Омофоны"Тема: Омофоны.Цель" познакомить с понятием "омофоны"....

Конспект урока для 2 класса по русскому языку по теме "Закрепление Омонимов"

Конспект урока для 2 класса по русскому языку по теме "Закрепление Омонимов"Тема" Закрепление.Цель: закрепление знаний об омонимах....

Конспект открытого урока во втором классе по русскому языку с использованием разноуровневой технологии обучения на тему: «Большая буква в кличках животных».

Урок по русскому языку во 2  классе школы VIII вида по учебнику Н.М. Барской. Данный урок был построен с использованием разноуровневой технологии обучения. В данном уроке также применялись здоров...

Рабочая программа по УМК "Школа России" ФГОС 2 класс по русскому языку

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкудля 2 классана 2013-2014 учебный год   Составлена по УМК «Школа России» к учебнику Канакиной В.П. «Русский язык»....

Урок для 3 класса по русскому языку по программе "Перспектива"Тема урока: Антонимы

Урок для  3 класса по теме: Антонимы по программе "Перспектива" с презентацией...

Интегрированный урок в 3 классе(математика + русский язык + литературное чтение + технология) Урок обобщения и систематизации полученных знаний по теме:«Сложение и вычитание чисел в пределах 100».

Вид урока – нестандартный, урок-путешествие. Цели урока: • совершенствовать вычислительные навыки; • систематизировать знания о задаче и её решении; • развивать умение рассуждать, делать выводы; • пок...