Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Филина Елена Николаевна

 

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Корень слова. Однокоренные слова. 

Цели деятельности учителя: 1. Формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова.  2. Развивать речь. 3. Пополнять словарный запас учащихся

Тип урока: Комбинированный.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Предметные

 - формировать умение находить однокоренные слова, выделять корень слова;

Метапредметные:

- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

- учить соблюдению правил работы в группах,  учиться договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности.

- развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.

Методы обучения: словесный, наглядный,  частично-поисковый.

Формы организации: групповая, коллективная.

Оборудование:   учебник «Русский язык. 2 класс» В.Канакина, В.Горецкий, 2012 год;  ручки, карандаши, тетради, карточки для учащихся; презентация  по теме «Корень слова».

Ход урока

      1. Орг. момент

- Ребята, начинается урок. Давайте  все вместе вспомним, зачем мы здесь собрались.

(Дети  проговаривают)

Мы пришли сюда учиться,                                            Слушать как?  (Внимательно)

Не лениться, а трудиться.                                              Работать как?  (Старательно)

    2.Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

Слайд 1  (Рисунок–родственники)

Вопросы:

-Кого вы видите на рисунке? Что может быть общего у этих людей?  Как назвать их одним словом?

На доске пословица:              

Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись на доске, что вы можите сказать о прочитанном.

(Дети определяют, что это пословица и объясняют как её понимают.)

Вопросы детям:

- Как называют мальчика о котором говорят, что у него много ума?   (Умник)

- А девочку?   (Умница)

- Человек который обладает хорошим умом какой?    (Умный)

- Как сказать, что сделал человек который стал понятливей, толковее?   (Поумнел)

-Есть ли, что-то общее у этих слов?  (Общий смысл)

-Проведите аналогию между рисунком и словами, как можно назвать эти слова?

-Какое слово спряталось во всех этих словах?  (Ум)

-Кто из вас уже забежал вперёд и знает как можно назвать общую часть родственных слов? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Слайд 2 (Тема, понять…,научиться…)  

3.Чистописание.

- Записать в тетради число , Классная работа, чистописание.

Уу    

ум   умник  умница  поумнел

Ум да разум надоумят сразу.

-Выделить общую часть в родственных словах.

4.Усвоение новых знаний и способов действий.

Слайд 3 (Гусь, гусыня гусята, гусеница)

-Кого можно назвать родственниками?

Слайд 4 (Вывод:Родственные слова близкие по смыслу.)

Слайд 5 (Море, моряк, морячка, вода)

-Назовите лишнее слово.

Слайд 6 (Вывод: У родственных слов должна быть общая часть-корень.)

Слайд 7 (Обобщённый вывод)

5.Физкультминутка.

6. Закрепление изученного материала.

  1. Игра «Найди однокоренные слова» Упражнение в распознавании однокоренных слов.  Работа в парах.

лес

зимушка

вода

садовый

лесной

лесник

зимний

водичка

садовник

зимовать

водник

пересадить

лесовичок

зимовье

подводный

посадка

жар

жаровня

жаркий

жарить

лёд

ледяной

ледник

обледенел

- Найдите среди этих слов однокоренные. Запишите в тетрадь одну группу. Выделите корень.

   2. Игра «Засели квартиры»  

- Одновременно в 4 квартиры приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в квартиры, нет ли среди них «чужих»?  

гусь

гусиный

густой

гусыня

гуськом

гусёнок

лист

листок

листик

лиса

листва

листопад

лётчик

летать

лето

летучий

полёт

лётный

море

морс

моряк

морской

мореход

морячка

Проверка.

- Какие однокоренные слова вы поселили в первую квартиру?  Почему слово «морс» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).

- Какие слова «заселили» во вторую квартиру? Какое слово «лишнее»? Почему?

-Какие слова будут жить в третьей квартире? Какое «лишнее»? Докажите.

-Какие слова будут жить в четвёртой квартире? Какое «лишнее»? Докажите.

Пропедевтическая работа: - Понаблюдайте, как пишутся корни в однокоренных словах.

     3.Работа по учебнику- с.61,упр.77

-Что получится если в слове убрать корень? (Оно потеряет смысл)

-Выберите из записей на доске корень  (ёный, уч, еник, вы, ил, еница)

-Составьте слова с этим корнем. Запишите , выделите корень.

7. Итог урока.

- Что такое корень?

- Роль корня в слове.

- Как выделить корень в слове?

- Какие слова называются однокоренными?

8. Рефлексия.

- Дорисуйте человечка и покажите, как для вас прошел урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...