РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Атаманчук Алла Николаевна

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями, составленной на основании примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» и на основе авторской программы В. П. Канакиной «Русский язык». (Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._pr._russkiy_1_klass.docx33.14 КБ
Файл ktp_pismo_i_russkiy_1_klass.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями МБОУ Игримской СОШ №1, составленной на основании примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» и на основе авторской программы В. П. Канакиной «Русский язык». (Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011).

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения курса «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения курса:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика курса

Ведущая идея настоящего курса – изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности. Программа направлена на решение познавательной и социокультурной целей.

Познавательная цель предполагает:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

- открытие детям родного русского языка как предмета изучения;

- формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, её составляющих, - звуках речи, слове, предложении.

Социокультурная цель ориентирована на:

- формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, сохранение чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждение интереса и стремления к его изучению;

- развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:

- формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;

- развитие речи, мышления, воображения;

- формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению  на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения;

- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;

- формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.

В настоящей программе формирование универсальных учебных действий предполагает развитие интеллектуальных, познавательных и организационных общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

- осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной учебной задачи для её успешного решения, способность сохранять учебную цель, умение ставить новые учебные цели и работать над их достижением; потребность в творческом самовыражении;

- формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, словарями и т.д.), организовывать сотрудничество;

- развитие способности соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памятке, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.

Данный курс ориентирован на формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. В ходе освоения курса формируются связанные с информационной культурой умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Содержание курса включает систему понятий, сведений, правил, способов действий (познавательных), относящихся:

- к предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространённое слово, виды предложений по цели высказывания и интонации, распространённые и нераспространённые предложения, простые и сложные предложения);

- к слову (прямое и переносное значение, синонимы и антонимы, морфемный состав слова, части речи, лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личного местоимения, глагола, наречия);

- к фонетике (звуки, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.);

- к графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами);

- к орфографии и пунктуации (совокупность правил, определяющих написание слов и расстановку знаков препинания).

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство с различными принципами русского правописания (без введения терминологии). Основной единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка. В каждой теме выделяются те грамматические знания и познавательный опыт, которые служат основой для усвоения орфографических и пунктуационных правил.

Содержание программы представлено такими содержательными линиями, как: основы лингвистических знаний (фонетика и орфография, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис)); орфография и пунктуация; развитие речи.

Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и в осознании значения различных видов речевой деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане

В 1 классе — 99 ч (3 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 86 ч отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 13 ч — урокам русского языка.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам

Планируемые результаты изучения предмета 

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

положительного отношения к урокам русского языка;

уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

интереса к языковой и речевой деятельности;

представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

мотивов к творческой проектной деятельности.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;

понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;

преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

принимать участие в диалоге;

задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

принимать участие в работе парами и группами;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы:

представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;

представление о значимости языка и речи в жизни людей;

представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);

практические умения работать с языковыми единицами;

представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;

представление о правилах речевого этикета;

адаптация к языковой и речевой деятельности.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Обучающийся научится:

первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

составлять текст из набора предложений;

выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

различать устную и письменную речь;

различать диалогическую речь;

отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

определять тему и главную мысль текста;

соотносить заголовок и содержание текста;

составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);

составлять текст по его началу и по его концу;

составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится: различать звуки речи;

понимать различие между звуками и буквами;

устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;

определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;

различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

обозначать ударение в слове;

правильно называть буквы в алфавитном порядке;

различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;

определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

наблюдать над образованием звуков речи;

определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;

обозначать на письме звук [й’];

располагать заданные слова в алфавитном порядке;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;

находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);

произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).

Лексика

Обучающийся научится:

различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);

различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;

определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);

определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);

определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать слово как единство звучания и значения;

определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;

на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;

подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;

на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.

Морфология

Обучающийся получит возможность научиться:

различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);

соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?

Синтаксис

Обучающийся научится:

различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

выделять предложения из речи;

соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;

соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);

составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);

писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

устанавливать связь слов в предложении;

сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);

безошибочно списывать текст с доски и учебника;

писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);

писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);

применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.

Содержание учебного предмета

Обучение письму – 86 часов

Русский язык – 13 часов

Наша речь

Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.

Текст, предложение, диалог

Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Слова, слова, слова…

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Слово и слог. Ударение.

Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).

Звуки и буквы .

Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.

Повторение .

Тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Общеучебные

Метапредметные

Личностные

Добукварный период.   19 час

Обучающийся будет уметь:

- вырабатывать правильную осанку;

- правильно (наклонно) располагать тетрадь на парте;

- рисовать и раскрашивать узоры и бордюры непрерывным движением руки;

- держать ручку и карандаш при письме и рисовании.

Иметь:

представления о штриховке фигур.

знать:

- обозначение на письме речи, предложения, слов, слогов, звуков.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность познакомиться:

-с упражнениями для развития кисти руки и мелких мышц пальцев;

- с обводкой и штриховкой контуров;

- научиться обобщать и классифицировать предметы.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, рубрики, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Коммуникативные УУД:

1. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

3. Выполнять правила безопасного поведения в школе.

4. Адекватно воспринимать оценку учителя.

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать ручку и карандаш при письме и рисовании.

Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

Букварный период. 67 часов

Обучающийся будет уметь:

- писать заглавные и строчные буквы алфавита;

- правильно соединять буквы;

- обозначать звуки буквами рукописного шрифта;

- правильно располагать буквы и слова на рабочей строке;

- списывать слова и предложения с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста);

- писать слова под диктовку, написание которых не расходится с произношением;

- правильно оформлять начало и конец предложения.

Иметь:

представления о гигиенических правилах письма.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, рубрики, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Коммуникативные УУД:

1. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

3. Выполнять правила безопасного поведения в школе.

4. Адекватно воспринимать оценку учителя.

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать ручку и карандаш при письме и рисовании.

Знакомство с начертанием всех заглавных и строчных букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после их предварительного звукослогового анализа. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.

Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка, восклицательный и вопросительный знак в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением.

Знакомство с правилами гигиены письма.

Послебукварный период. 13 часов (Русский язык)

Обучающийся будет уметь:

- применять правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн-щн;

- писать заглавную букву в именах людей и кличках животных, в названиях городов, сёл, деревень, улиц, рек;

- писать под диктовку предложения;

- списывать слова и предложения с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста);

- правильно переносить слова, разделять слова для переноса.

знать:

- написание имён собственных.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, рубрики, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Коммуникативные УУД:

1. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

3. Выполнять правила безопасного поведения в школе.

4. Адекватно воспринимать оценку учителя.

Практическое применение правил о правописании жи-ши, ча-ща, чу-щу, о большой букве в именах людей и кличках животных, в названиях городов, сёл, деревень, улиц, рек, о написании предложений, о переносе слов с буквой в середине слова, с ь в середине слова, о постановке ударения.

Речь и её значение в жизни человека. Знакомство с текстом и его значение.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из таких слов.

Наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением.

Упражнения в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений.

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д.

Выполнение заданий к упражнениям, которые даны в учебнике «Русский язык». Упражнения в звуко-слоговом и звуко-буквенном анализе слов, в составлении слов и предложений по слоговой таблице (шифрование, расшифровывание), упражнения в преобразовании слов, их чтение.

Материально-техническое обеспечение

Учебно-методический комплект «Русский язык» (1 класс) представлен учебником, прописями, пособием «Рабочая тетрадь», методическим пособием, электронным приложением и «Рабочими программами».

Литература для учащихся:

1. Азбука. 1 класс : учеб. для  общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М.: Просвещение, 2012. (с приложением на электронном носителе)

2. Горецкий, В. Г. Прописи: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015

Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В. П. Канакина, В.Г.Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

Прописи (в 4 частях) Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е издание. – М.: Просвещение, 2015.

Рабочая тетрадь по русскому языку. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е издание. – М.: Просвещение, 2015.

  • Дополнительная:
  1. Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. М.: Первое сентября, 2008
  2. Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная.  – СПб: Литера, 2011
  3. Правила русского языка: Орфограммы для учащихся 1 – 6 классов / Сост. М. В. Славная.  – СПб: Литера, 2012
  4. Ракитина М. Г. Русский язык. 3 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2008
  5. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 3 класс. – М.: Астрель, 2012
  6. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по русскому языку: 3 класс. – М.: Астрель, 2012
  7. Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2010
  8. Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника. – СПб: Литера, 2010
  9. Ушакова О. Д. Словарик иностранных слов. – СПб: Литера, 2010

Пособия для учителя:

  1. Голубь В. Т. Уроки обучения русскому языку в 1 классе. – Воронеж: ТЦ «Учитель»
  2. Дмитриева О. Д. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. – М.: ВАКО; 2013
  3. Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 1 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2009

Наглядные пособия:

1. Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В. Г. Горецкого и др. (авторы Т. В. Игнатьева, Л. Е. Тарасова); лента букв.

2. Портреты детских писателей: XIX век: комплект наглядных пособий. – М.: Гном и Д, 2009.

3. Портреты детских писателей: XX век: комплект наглядных пособий. – М.: Гном и Д, 2009.

4. образцы написания письменных букв (комплект).

Материально-технические средства:

Компьютерная техника, видеопроектор, интерактивная доска



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (письма) и русского языка

Количество часов в год – 165 часов

Письмо –89 часов,

Русский язык – 76 часов

Количество триместров

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Количество учебных недель

12 недель

10 недель

11 недель

Количество часов в триместр

60 ч

50 ч

55 ч

Количество тестов

-

1

1

Количество проверочных работ

-

1

1

Количество контрольных работ

-

-

3

№ п/п

Темы уроков обучения письму

Дата

По плану

Фактич.

1 триместр

Добукварный период 21 ч.

Наши пальчики играют.

01.09

Наш друг - карандаш.

02.09

Любимые игрушки.

03.09

Мы лепим, лепим, лепим.

04.09

Путешествие в страну Знаний.

07.09

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

08.09

Письмо овалов и полуовалов.

09.09

Рисование бордюров.

10.09

Письмо длинных прямых наклонных линий.

11.09

Письмо наклонной длинной линии  с закруглением внизу (влево). Письмо наклонной короткой линии с закруглением внизу (вправо).

14.09

Письмо короткой наклонной линии  с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением вверху (вправо).

15.09

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

16.09

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.

17.09

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо.

18.09

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

21.09

Заглавная и строчная буквы А, а.

22.09

Заглавная и строчная буквы О,о.

23.09

Строчная буква и.Заглавная буква И.

24.09

Закрепление изученных букв

25.09

Строчная буква ы.

28.09

Заглавная и строчная буквы У, у.

29.09

Букварный период – 68 ч.

Заглавная и строчная буквы Н, н.

30.09

Заглавная и строчная буквыС, с.

01.10

Письмо изученных букв

02.10

Заглавная и строчная буквы К, к.

05.10

Заглавная и строчные буквы Т, т.

06.10

Заглавная и строчные буквы Т, т.

07.10

Заглавная и строчная буквы Л, л.

08.10

Заглавная и строчная буквы Л, л.

09.10

Повторение и закрепление изученного.

12.10

Заглавная и строчная буквы Р, р.

13.10

Заглавная и строчная буквы В, в.

14.10

Заглавная и строчная буквы Е, е.

15.10

Повторение и закрепление изученного.

16.10

Повторение и закрепление изученного.

19.10

Заглавная и строчная буквы П, п.

20.10

Повторение и закрепление изученного.

21.10

Заглавная и строчная буквы М, м.

22.10

Заглавная и строчная буквы М, м.

23.10

Повторение и закрепление изученного.

26.10

Строчная буква з.Заглавная буква З.

27.10

Заглавная и строчная буквы З, з.

28.10

Строчная буква б.

29.10

Заглавная буква Б.

30.10

Заглавная и строчная буквы Б, б.

09.11

Заглавная и строчная буквы Д, д.

10.11

Заглавная и строчная буквы Д, д.

11.11

Строчная буква я.

12.11

Заглавная букваЯ.

13.11

Заглавная и строчная буквы Я, я.

16.11

Заглавная и строчная буквы Я, я, Е,е.

17.11

Заглавная и строчная буквы Г, г.

18.11

Заглавная и строчная буквы Г, г.

19.11

Повторение и закрепление изученного

20.11

Строчная буква ч.

23.11

Заглавная буква Ч.

24.11

Буква ь.

25.11

Буква ь.

26.11

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

27.11

Строчная буква ш.

30.11

2 триместр

Заглавная и строчная буквы Ш, ш.

01.12

Заглавная и строчная буквы Ж, ж.

02.12

Заглавная и строчная буквы Ж, ж.

03.12

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

04.12

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

07.12

Строчная буква ё.

08.12

Заглавная буква Ё.

09.12

Заглавная и строчная буквы Й, й.

10.12

Заглавная и строчная буквы Й, й.

11.12

Письмо изученных букв, слогов.

14.12

Строчная буква х.

15.12

Строчная и заглавная буквы Х, х.

16.12

Строчная и заглавная буквы Х, х.

17.12

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

18.12

Строчная буква ю.

21.12

Заглавная буква Ю.

22.12

Строчная буква ц.

23.12

Заглавная буква Ц.

24.12

Письмо слов и слогов с изученными буквами.

25.12

Строчная буква э.

11.01

Заглавная буква Э.

12.01

Строчная буква щ.

13.01

Заглавная буква Щ.

14.01

Письмо слогов и слов с буквами Э, э и  другими изученными буквами.

15.01

Заглавная и строчная буквы Ф, ф.

18.01

Заглавная и строчная буквы Ф, ф.

19.01

Строчные буквы ь, ъ.

20.01

Правописание слов с мягким и твердым разделительными знаками.

21.01

Разделительные знаки

22.01

Послебукварный период – 76 ч.

Наша речь. (Начиная с этого урока используется рабочая тетрадь в узкую линейку).

25.01

Какой бывает речь?

26.01

Текст и предложение.

27.01

Предложение.

28.01

Предложение.

29.01

Диалог.

01.02

Роль слова в речи.

02.02

Тест № 1 по теме «Предложение».

03.02

Слова-названия, признаки и действия предметов.

04.02

Слова-названия, признаки и действия предметов.

05.02

Слова-названия, признаки и действия предметов.

15.02

Вежливые слова.

16.02

Однозначные м многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова.

17.02

Однозначные м многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова.

18.02

Слог как минимальная произносительная единица.

19.02

Деление слов на слоги.

24.02

Деление слов на слоги.

25.02

Перенос слов.

26.02

Проверочная работа № 1 по теме «Слово».

27.02

Перенос слов.

29.02

3 триместр

Перенос слов.

01.03

Ударение.

02.03

Ударение.

03.03

Ударные и безударные слоги.

04.03

Звуки и буквы.

05.03

Звуки и буквы.

09.03

Что такое алфавит?

10.03

Что такое алфавит?

11.03

Гласные звуки и буквы.

14.03

Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах.

15.03

Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах.

16.03

Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э.

17.03

Обозначение ударного гласного буквой на письме.

18.03

Тест № 2 по теме «Звуки и буквы»

30.03

Произношение безударного гласного в слове и обозначение его буквой на письме.

31.03

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

01.04

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

04.04

Способы проверки буквы, обозначающей безударный гласный звук.

05.04

Способы проверки буквы, обозначающей безударный гласный звук.

06.04

Диктант по теме «Звуки и буквы».

07.04

Работа над ошибками.

08.04

Согласные звуки и буквы.

11.04

Согласные звуки и буквы.

12.04

Слова с удвоенными согласными.

13.04

Слова с буквами И, Й.

14.04

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

15.04

Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

18.04

Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

19.04

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.

20.04

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.

21.04

Глухие и звонкие согласные звуки.

22.04

Глухие и звонкие согласные звуки.

25.04

Парные глухие и звонкие согласные звуки.

26.04

Парные глухие и звонкие согласные звуки на конце слова.

27.04

Шипящие согласные звуки.

28.04

Шипящие согласные звуки.

29.04

Списывание.

03.05

Проект «Скороговорки».

04.05

Буквосочетания чк, чн, чт.

04.05

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

05.05

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

06.05

Правописание гласных после шипящих.

10.05

Правописание гласных после шипящих.

11.05

Правописание гласных после шипящих.

11.05

Заглавная буква в словах.

12.05

Заглавная буква в словах.

13.05

Диктант по теме «Правописание гласных после шипящих».

16.05

Работа над ошибками.

17.05

Проект «Сказочная страничка».

18.05

Повторение пройденного за год. 

18.05

Итоговый диктант за год.

19.05

Работа над ошибками.

20.05

Алфавит. Повторение.

23.05

Гласные звуки и буквы. Повторение.

24.05

Согласные звуки и буквы. Повторение.

25.05

Предложение. Слово. Слог. Повторение.

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку "Школа России"

данная авторская программаразработана на основе программы   по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК»  УЧЕБНИК  «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ  ...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл

Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс

Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...