Разработка урока по теме "Синонимы"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Разработка урока предназначена для изучения темы "Синонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sinonimy.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ« Основная школа п. Большевик»

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе.

Выполнила учитель начальных классов

Костарева Наталья Владимировна

Учебный предмет: Русский язык

УМК « Школа России»

Тема урока: « Синонимы»

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: Обеспечить условия для формирования у учащихся представления об синонимах, дать понятие синонима.

Задачи урока:

познакомить с термином синонимы, развивать речь; пополнять словарный запас учащихся

 употреблять синонимы разных тематических групп в речи.

сравнивать синонимы по значению

обогащать речь детей словами - нравственными характеристиками.

использовать словари синонимов.

 развивать внимание, логическое мышление.

совершенствование санитарно - гигиенических навыков, каллиграфии.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

-Учащиеся научатся находить в тексте синонимы; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Метапредметные:

 Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

-Активное использование речевых средств и средств для решения познавательных задач.

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Коммуникативные:

- Вести диалог в процессе решения поставленных задач; инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- Контроль, оценка действий партнера.

Регулятивные:

-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-Постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала;

-Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при разных формах работы.

Личностные:

Формирование установки на  здоровый образ жизни, мотивации к труду, к работе на результат.

- Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;

-Осознавать важность различных форм учебного сотрудничества.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 класс автор  В.П.Канакина,  тетради, словари, мультимедийный проектор,

экран, презентация.


№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование

 ( формируемые УУД)

1

Организационный этап.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

Посмотрите, какая сегодня хорошая погода. Солнышко приветствует нас и дарит свои лучики добра, счастья, здоровья. Оно «улыбается» нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу.

Дети приветствуют учителя, друг друга,  проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Актуализация знаний.

Орфографическая минутка

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

 Запишите слово по лексическому значению.

 Поставьте ударение в словах.

( слайд 2)

Дерево с дрожащими листочками.(Осина)

Дерево с белым стволом. (Берёза)

Изображение чего- либо при помощи красок и карандашей. (Рисунок)

Движение воздуха. (Ветер)

Приспособление для копки,выгреба,навалки и пересыпки сыпучих веществ.

( Лопата)

Записывают

 

Записывают слова красиво и аккуратно

Взаимопроверка.

Сверка с образцом на доске. Взаимооценка.

Коммуникативные;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:  - подбирать подходящие по смыслу слова, логические действия .

Предметные:

ставить в словах  ударение.

Регулятивные:

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные:

Формирование мотивации к труду, к работе на результат.

-Осознавать важность различных форм учебного сотрудничества.

3

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Запишите предложение.

(слайд 3)

Пришла поздняя осень.

Каким словом можно заменить слово пришла?

Чем интересны слова наступила,началась, пришла?

 

А кто знает как называются такие слова?

Сформулируйте задачи урока.

Наступила, настала, началась.

У них близкое значение

Слова с близким значением.

Узнать как называются слова с близким значением, какую роль они играют в языке,научиться употреблять их в речи, пользоваться  словарями.

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-умение принимать решение.

Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование  познавательной  цели; поиск

и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

логические действия .

Предметные:

- находить в тексте и в предложении антонимы,

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

Личностные:

Формирование установки на  здоровый образ жизни

4

Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 52. Прочитайте тему урока. (Что такое синонимы?)

Кто уже может ответить на вопрос урока?

Показываю школьный словарь З. Е. Александровой  и других авторов, обращаю внимание на словарь синонимов в конце учебника на с. 141.

Существует множество словарей синонимов, которыми вы должны научиться пользоваться. Посмотрите на слайд.( слайд 4.)

Догадайтесь какими близкими по значению словами ( из четырех букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа.

( слайд 5.)

Читают тему урока.

Синонимы — это

слова с близким лексическим значением.

Смотрят на слайд, читают названия словарей.

Друг, враг, воин, идти, алый, горе, труд ( дело).

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование  познавательной  цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений.

Предметные:

- подбирать к словам синонимы, объяснять их значение;

-работать с словарем синонимов;

Личностные:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания,

5

Первичное закрепление новых знаний

Прочитайте текст упражнения 66.

Какие слова обозначают одно и то же?

Одинаково или по- разному  они произносятся?

Запишите слова ключ, родник, источник.

Слова разные по написанию, но близкие по смыслу называются синонимами.

Мы записали синонимы.

Дети читают.

Родник, ключ.

По-разному

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Предметные:

- находить в тексте и в предложении синонимы.

6

Физкультминутка

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз-наклон

И два наклон,

Зашумел листвою клён.

Выполняют физкультминутку.

7

Первичная проверка понимания

Прочитайте текст упражнения 67.

Объясните значение выделенных слов: Родина, мир, ловкий, разговаривать.

Выполните письменное задание.

Работа с интерактивной доской

Соедините синонимы стрелками на доске.( слайд 6.)

неразговорчивый    отважный

неудачный               алчный

несложный             чудесный

жадный                   молчаливый

смелый                    ошибочный

прекрасный             простой

Родина- место, где человек родился.

Мир-отсутствие войны.

Ловкий- обладающий физической сноровкой.

Разговаривать – общаться с кем- либо.

Дети списывают любую группу слов, подчёркивают безударные гласные.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-умение принимать решение.

Познавательные

структурирование знаний; смысловое чтение;

Предметные:

- подбирать подходящие по смыслу синонимы.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

8

Первичное закрепление.

Работа в парах с  словарём синонимов.

Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

Составляют предложения, используя синонимы из словаря.

Коллективная проверка.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

( распределение ролей при парной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

Предметные:

- составлять предложение,

- подбирать подходящие по смыслу антонимы.

Регулятивные:-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при разных формах работы

Личностные:- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания,

-осознавать важность различных форм учебного сотрудничества.

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выполнить упр. 70 (с. 54).

(слайд 7)

Слушают домашнее задание.

10

Рефлексия

Дополните фразы:

Я   …   знаю, что такое  синонимы.  

Я … умею подбирать синонимы к словам.

Я … умею находить синонимы в предложении, в тексте.

( слайд 9.)

- Какую роль играют синонимы  в нашей речи?

- С какими видами словарей вы познакомились на уроке?

 (слайд 8)

-Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы! ( слайд 9)

Ответы детей

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение  выражать свои мысли;

Познавательные:

структурирование знаний; смысловое чтение.

Регулятивные:

оценивание качества и уровня усвоения материала; Личностные:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...