Конспект на тему: "Предложный и родительный падежи" в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Жигалкина Мария Игоревна

В данном разделе спредставлены конспекты по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Родительный и предложный падежи»

Дата: 13.02.20 г.        

Школа: Трубчевская Гимназия им. Калашникова

Тип урока: Открытие новых знаний

Учебный предмет: Русский язык

ОС: «Школа России»

Учитель: Жигалкина М.И.

Класс:4

Цель: 

Содержательная: Формирование представления об изменении имени прилагательного.

Деятельностная: Формирование умения различать прилагательные множественного числа в родительном и предложном падежах.

Задачи:

Дидактические:

1.Сопоставлять падежные формы множественного и единственного числа;

2.Отрабатывать порядок работы по алгоритму определения падежа имени прилагательного и имени существительного;

Воспитательные: 

1.Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

2.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Развивающие:

1.Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

2.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

3.Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4.Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

Планируемые результаты:

Предметные УУД: 

1.Умение отличать падежные формы имени прилагательного в единственном и множественном числе;

2.Умение работать по алгоритму при определении падежа имени прилагательного и имени существительного;

3.Умение обогащать свою речь именами прилагательными.

Личностные УУД:

1.Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

2.Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

3.Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4.Умнение выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

Регулятивные УУД:

1.Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

2.Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

3.Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4.Умение выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

Познавательные УУД:

1.Умение ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

2.Умение использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

Коммуникативные УУД:

1.Умение слушать и слышать собеседника, вести диалог;

2.Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

3.Умение понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

4.Умение строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

План урока:

1.Этап мотивации.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

2.1. Игра «Узнай по описанию».

2.2. Игра «Лови ошибку».

3. Этап выявления места и причины затруднения.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

4.1. Формулирование темы урока.

4.2.Формулирование целей урока.

5. Этап реализации построенного проекта.

5.1.Работа со схемами.

5.2.Сравнение падежных окончаний мен прилагательных в родит падеже единственного и множественного числа.

5.2.1. Нахождение имён прилагательных в родительном падеже.

5.2.2. Словарная работа.

6.Этап анализа произведения.

7.Этап обобщения и интерпритации.

8. Этап рефлексии учебной деятельности.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1.Этап мотивации 

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Приветствие

-Здравствуйте ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я, меня зовут Мария Игоревна.

-Наш урок я хотела бы начать со стихотворения.

Всё в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

 Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Какова тема стихотворения?

-С помощью чего поэт смог описать красоту нашей природы?

-Какова же роль прилагательных в тексте?

-Правильно, ребята, прилагательные помогают описать красоту природы, ярче представить картины, передать свои ощущения.

Беседа, Фронтальная проверка

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

-Давайте мы с вами проверим, сможете ли вы определить, к какому слову относятся имена прилагательные.

2.1. Игра « Узнай по описанию»

  • Назовите, что это?
  • Кудрявая, зелёная, белоствольная …(береза)
  • Холодная,прозрачная, чистая … (вода)
  • Большой,высокий, каменный …(дом)
  • Сильный,резкий,холодный … (ветер)
  • Белый,пушистый, мягкий … (снег)

2.2. Игра «Лови ошибку».

-А всё ли вы знаете об именах прилагательных? Проверим. Поиграем в игру «Лови ошибку». Я прочитаю вам фразу, а вы определите, верна ли данная информация.

1.Падеж имён прилагательных определяется по падежу имени существительного, с которым оно сочетается. (правильно)

2.Имена прилагательные во множественном числе  изменяются по родам. (изменяются только по падежам, по родам не изменяются)

3.Имена прилагательные в винительном падеже:

-отвечают на вопрос какие? Имеют окончания –ые, -ие, если сочетаются с неодушевлёнными именами существительными.

4.Имена прилагательные в винительном падежах отвечают на вопрос каких? Имеют окончания –ых, если сочетаются с одушевленными существительными. (верно)

5. В словосочетании жёлтые птенцы прилагательное стоит в винительном падеже. (в им.падеже)

Беседа, фронтальная работа

3.Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

-Какие затруднения у нас могут возникнуть при написании падежных форм прилагательных. (могут быть ошибки в написании окончаний)

-Что мы должны сделать, чтобы избежать ошибок? (Определить падеж и поставить вопрос)

-Давайте откроем табличку, на странице 38-ой и посмотрим, в каких падежах вопросы совпадают.

Беседа

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1.Формулирование темы урока. Иминительный, винительный падежы вы уже рассмотрели.

-Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Родительные и предложные падежи).

4.2.Формулирование целей урока.

Какую цель поставим на нашем занятии?

1.Научиться различать Р. П. и П.п у имен прилагательных во множественном числе;

-Откройте учебник на стр.43

-Какие задачи поставим?

-Будем учиться находить прилагательное в родительном падеже.

-Задавать вопрос от существительного к прилагательному

-Вставлять пропущенные буквы.

-Составлять предложения.

-Молодцы, такие задачи перед собой и поставим.

Беседа

5.Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1.Работа со схемами (упр.90)

-Как же нам научиться различить  родительный и предложный падежи? Я думаю, нам поможет схема в упр.90.

-Прочитайте словосочетания в родительном падеже, в каком падеже стоит прилагательное, задайте вопрос, какое окончание имеют прилагательные? .Прочит 2-е словосочетание (аналогично).

-Сделайте вывод, в каких падежах имена прилагательные во множественном числе могут иметь окончания –ых, -их.

- В каком ещё падеже имена прилагательные имеют окончания. –ых, -их? (В винительном падеже, если сочетается с одушевлёнными именами сущ.)

-Как же нам отличать родительный, предложный, винительный падежы имен прилагательных, если один вопрос? (по сущ.)

5.2.Сравнение падежных окончаний имен прилагательных в родит падеже единственного и множественного числа.(упр.91)

-О чём в говорится в стихотворении?

Что вы представили, читая стихотворение? 

5.2.1. Нахождение имён прилагательных в родительном падеже.

-Найдите имена прилагательные в родительном падеже.

-Почему разные окончания у имён прилагательных.? (одно в единственном числе другое во множественном)

-Выпишете эти словосочетания выделите окончания.

-Как вы определяете падеж имён прилагательных.

5.2.2. Словарная работа

-Ребята, обратите внимание на новое словарное слово (богатство)

-Объясните его значение.

-В каком значении это слово употреблено в нашем стихотворении? (Красота нашей природы)

-Запишите слово в словарик.

-Можно ли назвать слова богатство и хозяйство синонимами?

Беседа

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

6.1. Работа с текстом.

-Вся жизнь Михаила Михайловича Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он любил лес и всё живое. Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера то с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой.

-Давайте посмотрим как Пришвин говорил о природе.

-Прочитаёте предложения.

-Какое предложение показалось вам наиболее красивым? Что в нем привлекло ваше внимание?

6.2.Списывание со вставкой пропущенных букв с комментированием.

-С какими орфограммами мы с вами работали?

-Какие окончания имею прилагательные в родительном, предложном падежах? (-ых, -их)

-Молодцы!

Беседа

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Самостоятельная работа (упр.94)

-Сейчас мы проверим, как вы сами сможете определить падеж имён прилагательных. Откройте упражнение 94.

-Что вы видите?

-Что в первом столбике, что во втором? В каком падеже даны имена прилагательные?

-Как определить?

-Нам нужно  словосочетания поставить в предложный падеж.

-Скажите изменятся ли на ваш взгляд окончания имен прилагательных?

-Давайте посмотрим образец.

-Прочитайте, в каком падеже? какое окончание?

-Поверим как вы усвоили?

-Первое словосочетание второго столбика разберёт …

-Теперь 1 вариант выполняет 1 –й столбик точно также , а 2-й вариант 2-й столбик.

-Устная проверка.

-Обратите внимание на слово ботинки, какую букву вставим?

Беседа

8.Этап включения в систему знаний и повторение

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Составление предложения из слов (упр.93)

-С чем мы работали в предыдущем упражнении?

-Чем отличается словосочетание от предложения?

-Прочит 1-ю строчку слов. Это предложение?

Как из набора слов составить предложение?

-Составьте предложение, что у вас получилось?

-Запишите это предложение, найдите прилагательные, в каком падеже они стоят? Как вы это определили?

-Какие окончания написали? Выделите окончания.

( Эту работу вы продолжите дома)

-Что на уроке мы узнали нового?

-С чем познакомились?

Беседа

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Какова была цель нашего урока?

-Как же отличить имена прилагательные в родительном и предложных падежах? (По вопросу)

-Достигли ли мы цели?

-Чему мы ещё учились на уроке?

(Сост. словосочетания, сравнивать…)

-Что было вам особенно интересно на сегодняшнем уроке?

-Поднимите руки, кто доволен своей работой на уроке.

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Предложный падеж имён существительных»

Урок русского языка давался в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по теме «Предложный падеж имён существительных»....

Конспект урока по тема: «Предложный падеж имён существительных» 4 класс

Познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи....

Конспект урока по русскому языку "Родительный падеж имени существительного"

Данный конспект урока разработан в соответствии с ФГОС по УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку "Родительный падеж" 4 класс

Конспект урока по теме "Родительный падеж"....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ"

Тема: Родительный падеж– Развитие умений определять падеж (Р.п. или В.п.) у форм, имеющих сходные признаки (вопрос и окончание), объяснять выбор падежной формы с опорой на подстановку.Этапы урок...