Конспект урока "Ударение"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Абалмасова  Алина Александровна

Цель: Формировать представление об ударении, ударном и безударном слогах, познакомить со случаями, когда в словах ударение не ставится; развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов.

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Предметные: закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию.  Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; — понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; — оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные:  в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; — составлять целое из его частей; — на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

 Коммуникативные: — адекватно реагировать на обращение учителя;

— использовать в общении правила вежливости; — участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);

— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;

Личностные: Взаимодействовать в группе, паре, проявлять интерес к изучаемой теме;  знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; иметь представление о причинах успеха в учебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_udarenie.docx802.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока: ударение.

  1. Необходимо дать:
  1. Понятие «ударение»
  2. Понятие сильного и слабого слога
  3. Определение сильного и слабого слога
  4. Термин + этимология
  5. Понятие «ударного» и «безударного» слога
  6. Схема слова деленного на слоги с ударение.
  7. Особенности русского ударения

А) Разноместность

Б) Подвижность

  1. Необходимость правильной постановки ударения

А) При неправильной постановки ударения меняется смысл

Б) При неправильной постановки ударения теряется смысл .

  1. Языковой материал:
  1. Слово
  2. Слово
  3. Слово
  4. Слово + другие слова(2-3)
  5. Схема слова
  6. А)Слова

Б) Слова с разным ударением

  1. А)Слова ы которых меняется ударение

Б)Слова в которых теряется смысл при изменении ударения.

  1. Повторение.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята!  

Внимательно проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке?
Ручка, учебник и тетрадка?
Все дружно беритесь скорей за работу.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Повторение.

«Ребята, отгадайте загадку»

Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

Лиса

«Нарисуйте схему этого слова» (вызвать к доске ученика)

 

«Из чего состоит наше слово?»

«Разделим слово на слоги, т.е. прохлопаем его»

ЛИ-СА

«Сколько слогов получилось?»

«Назовите первый слог»

«Назовите второй слог»

«Нарисуйте схему слова деленного на слоги»

«А теперь мы с вами поиграем в игру «День – ночь». Закрываем все глазки – засыпаем»

Рисуем на доске

«Открываем глазки – просыпаемся. Что изменилось ?»

  1. Актуализация знаний.

«Сравните две этих схемы. Найдите общее…»

«Найдите отличия…»

«Сегодня на уроке мы и будем говорить об этой «черточке-палочке»»

  1. Изучение нового материала.
  1. Понятие ударение.

Вывесить на доске картинки.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=918b805ad7c6c494505e83aaf6ba990d&n=33&h=215&w=247                      https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=bf8bd960fb7bc74f357abbebb40c0e8c&n=33&h=215&w=250

«Кто изображен на картинках ?»

«Опишите картинки…»

«Ребята, а важно ли заниматься спортом ? …. Правильно, чтобы быть сильным и здоровым нужно заниматься спортом. А вы занимаетесь спортом ?»

  1. Понятие сильного и слабого слога.

« Итак, на картинках изображен сильный и слабый человек. Слоги в словах так же как и наши герои бывают сильными и слабыми, вот это черточка и показывает, что наш слог сильный. Давайте расставим картинки под наши слоги»

«Где сильный слог, а где слабый?»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=bf8bd960fb7bc74f357abbebb40c0e8c&n=33&h=215&w=250           https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=918b805ad7c6c494505e83aaf6ba990d&n=33&h=215&w=247

  1. Определение сильного и слабого слога.

«Для того, чтобы определить какой слог сильный а какой слабый, мы с вами поиграем в игру «Позови слово». Представляем, что мы находимся в лесу и нам надо позвать слово. Как мы зовем друг друга в лесу? … Правильно, громко и протяжно. Послушайте как я  позову слово – лиса.»

ЛИ-СА

«Как я произнесла слоги?» (Один громко, другой тихо)

«Тот слог который я произнесла громче и есть сильный слог»

«Какой по счету я произнесла слог громче?»
«Значит он и является сильным. Следовательно слог который я произнесла тише – слабый»

«Так какой слог слабый и почему?»

«Так какой слог сильный и почему?»

«Сравните два этих слога, чем же они отличаются?»

«Вот эта черточка и показывает какой слог сильный»

  1. Термин + этимология.

Вывесить картинки.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=603c169679bb7650ca2df8c3c3b6b9b3&n=33&h=215&w=394

«Что это?»

«Что делает барабан?»

«Что делают барабанными палочками?»

http://img2.1001golos.ru/ratings/1383000/1382304/pic1.jpg?1434608786 

«Что это?»

«Что дождь делает?» (Бьет об землю)

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=37f47da00c8ffc7a639c561efd7c1d27&n=33&h=215&w=210

«Что это?»

«Что делает молния?»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a67a86b0c2b5cde9a0c32767e970dec6&n=33&h=215&w=215

«Что это?»

«Что делает молоток?»

«Что общего у этих картинок?»

Показать на ударение « Вот точно так эта черта ударяет о слоги и делает их сильными. Поэтому эта черта, которая ударяет и делает слоги сильными, называется – ударением.»

  1. Понятие ударного и безударного слога.

«Теперь что можете сказать о слове ЛИСА?»

1 слог – без ударения

2 слог – с ударением

« Значит слог без ударения и будет называться – безударным. А слог который будет находится под ударение,  называется  -  ударным»

  1. Схема слова деленного на слоги с ударением.

Вывешиваю картинки на доски.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4840016898d33aa53fc5a45adf9f2dd5&n=33&h=215&w=148

«Кто это?»

«Разделите слово на слоги «Прохлопайте»»

«Нарисуйте схему к этому слову»

           

 «А теперь поставим ударение. Позовем слово»

СО-ВА

«Какой слог мы произнесли громче, какой тише ?»

«Значит какой у нас будет сильный  ударный , а какой слабый и безударный?»

        

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c5f21ee129fbbee9c003fa19a4e42f09&n=33&h=215&w=193

«Что это?»

«Разделите слово на слоги «Прохлопайте»»

«Нарисуйте схему к этому слову»

           

«Позовем слово»

«Какой слог мы произнесли громче, какой тише ?»

«Значит какой у нас будет сильный  ударный , а какой слабый и безударный?»

«Нарисуйте схему с ударением»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=46fdd098d08c08fda2089fe612b3b439&n=33&h=215&w=212

«Что это?»

«Разделите слово на слоги «Прохлопайте»»

«Нарисуйте схему к этому слову»

        

        

«Позовем слово»

«Какой слог мы произнесли громче, какой тише ?»

«Значит какой у нас будет сильный  ударный , а какой слабый и безударный?»

«Нарисуйте схему с ударением»

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0780/000621ff-74136d7a/hello_html_m340a6858.png

«Что это?»

«Разделите слово на слоги «Прохлопайте»»

«Нарисуйте схему к этому слову»

        

«Позовем слово»

 «Какой слог мы произнесли громче, какой тише ?»

«Значит какой у нас будет сильный  ударный , а какой слабый и безударный?»

«Нарисуйте схему с ударением»

http://seekingfit.com/wp-content/uploads/2016/02/4195_banana.jpg

«Что это?»

«Разделите слово на слоги «Прохлопайте»»

«Нарисуйте схему к этому слову»

        

«Позовем слово»

 «Какой слог мы произнесли громче, какой тише ?»

«Значит какой у нас будет сильный  ударный , а какой слабый и безударный?»

«Нарисуйте схему с ударением»

http://franshizoff.ru/photos/igrat-v-stroit-dom-i-ogorod-dlya-detey-10-let-38823-large.jpg

«Что это?»

«Разделите слово на слоги «Прохлопайте»»

«Сколько слогов?»

«Нарисуйте схему к этому слову»

        

«Если в слове у нас один слог, то ударение мы не ставим , так как слог один и ударный»

http://www.stihi.ru/pics/2011/05/29/2815.jpg

«Кто это?»

«Разделите слово на слоги «Прохлопайте»»

«Сколько слогов в слове ?»

«Нарисуйте схему к этому слову»

           

«Ударение ставим над схемой?»

(конец  1 урока)

  1. Особенности русского ударения

А) Разноместность

         

«На каком слоге стоит ударение в 1 слове?»

«На каком слоге стоит ударение в  2 слове?»

«На каком слоге стоит ударение в 3 слове?»

«На каком слоге стоит ударение в 4 слове?»

«На каком слоге стоит ударение в  5 слове?»

«Чем же все они отличаются ?» (В разных словах ударения стоит га разных местах)

«Значит в русском языке  ударение может падать в каждом слове по разному. Где-то на 1 слог, где-то на 2 слог…»

Б) Подвижность

Вывесить картинку

https://images.vingle.net/upload/t_ca_l/pwbyivxy2bfrjggvbgyy.jpg 

«Что это?»

«Разделите слово на слоги «Прохлопайте»»

«Сколько слогов в слове?»

«Позовем слово»

 «Какой слог мы произнесли громче, какой тише ?»

«Значит какой у нас будет сильный  ударный , а какой слабый и безударный?»

«Нарисуйте схему к этому слову»

«Измените слово так, чтобы оно обозначало много предметов»

Вывесить на доску картинку

http://4.bp.blogspot.com/-HqfDhz2A3YE/Uj_3RtbMblI/AAAAAAAAMy4/LQ4Q8vTsjmg/s1600/112-how-to-draw-mountain-for-kids.gif

«Правильно, горы»

«Разделите слово на слоги «Прохлопайте»»

«Сколько слогов в слове?»

«Давайте «позовем слово»»

«Какой слог мы произнесли громче, какой тише ?»

«Значит какой у нас будет сильный  ударный , а какой слабый и безударный?»

«Нарисуйте схему к этому слову»

«Почему изменилась схема?»

Вывесить картинку

http://image.shutterstock.com/z/stock-vector-illustration-of-very-cute-fox-87743827.jpg

«Кто это?»

«Разделите слово на слоги «Прохлопайте»»

«А теперь поставим ударение. Позовем слово»

«Сколько слогов?»

 «Позовем слово»

 «Какой слог мы произнесли громче, какой тише ?»

«Значит какой у нас будет сильный  ударный , а какой слабый и безударный?»

        

«Измените слово так, чтобы оно обозначало много предметов»

Вывесить на доску картинку

http://wl.static.fotolia.com/jpg/00/95/83/10/400_F_95831053_dQxlj9meo036qEG00WbzQ6MISWmZgbqA.jpg

«Правильно, лисы»

«Разделите слово на слоги «Прохлопайте»»

«Сколько слогов в слове?»

«Давайте «позовем слово»»

«Какой слог мы произнесли громче, какой тише ?»

«Значит какой у нас будет сильный  ударный , а какой слабый и безударный?»

«Нарисуйте схему к этому слову»

Вывесить картинку

http://dd66.ru/uploads/News/2bf245bf2bc4c491ee16207b4fa523c82ea58a81.jpg

«Кто это?»

«Разделите слово на слоги «Прохлопайте»»

«Сколько слогов в слове?»

«Позовем слово»

 «Какой слог мы произнесли громче, какой тише ?»

«Значит какой у нас будет сильный  ударный , а какой слабый и безударный?»

«Нарисуйте схему к этому слову»

«Измените слово так, чтобы оно обозначало много предметов»

Вывесить на доску картинку

«Правильно, девочки»

«Разделите слово на слоги «Прохлопайте»»

«Сколько слогов в слове?»

«Давайте «позовем слово»»

«Какой слог мы произнесли громче, какой тише ?»

«Значит какой у нас будет сильный  ударный , а какой слабый и безударный?»

«Нарисуйте схему к этому слову»

«Сравните все слова»

«Значит в одних словах при изменении ударение меняет свое место а в других словах устается неизменным»

8. Необходимость правильной постановки ударения

А) При неправильной постановки ударения меняется смысл.

«Что это?»

«Разделите слово на слоги «Прохлопайте»»

«Сколько слогов в слове?»

«Позовем слово»

 «Какой слог мы произнесли громче, какой тише ?»

«Значит какой у нас будет сильный  ударный , а какой слабый и безударный?»

«Нарисуйте схему к этому слову»

«А если я изменю нашу схему и поставлю ударение на второй слог»

Рисую схему

«Что общее у этих схем?»

«Чем отличаются эти схемы?»

«А теперь давайте произнесем это слово в соответствии с нашей схемой. Что получится?»

Вывешиваю картинку.

 

«А почему слово зАмок превратилось в слово замОк?»

«Так можно ли менять место ударения в слове?» (нет)

«Почему?»

«При неправильной постановки ударения, смысл слова меняется»

Б) При неправильной постановки ударения теряется смысл слова.

Вывесить картинку

«Что это?»

«Разделите слово на слоги «Прохлопайте»»

Изобразить схемы

«Произнесем это слово так, как показывают нам схемы»

 кОнфета                                          конфетА                                                 конфЕта  

«Еще раз произнесем  1 слово»

кОнфета

«Что оно обозначает?»

«Произнесем 2 слово»

конфетА

«Что оно обозначает?»

«Произнесем 3 слово»

конфЕта

«Что оно обозначает?»

«Какие слова ничего не обозначают ?»

«Что мы сделали со словами?»   (поменяли ударения)

«Так, можно ли менять ударения в словах?»

«Нет,  меняется смысл слова или же вообще теряется.»

  1. Закрепление.

Вывесить картинки (лист, ручка, барабан)

«Ребята, составим схемы к этим картинкам и поставим правильно ударение»

  1. Картинка – лист

«Прохлопаем слово»

«Сколько слогов в слове ?»

«Будем делить слово? Почему?»

«А будем ставить ударение? Почему?»

«Нарисуйте схему»

  1. Слово- ручка

«Прохлопаем слово»

«Сколько слогов в слове ?»

«Позовем слово»

«Нарисуйте схему»

  1. Слово – барабан

«Прохлопаем слово»

«Сколько слогов в слове ?»

«Позовем слово»

«Нарисуйте схему»

«Ребята, послушайте загадки ?»

Без рук, без ног, а ворота открывает. – Ветер

«На какой слог падает ударение?»

«Нарисуйте схему»

Рисую схему

«А эта схема правильная? Почему?»

  1. Рефлексия

«С чем мы сегодня познакомились?»

«Что вы нового узнали?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального ( коррекционного) обучения по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.»

Тема. «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.» Цель :  Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.Задачи:Развивать фонем...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне, которые проверяются ударением, и которые нельзя проверить ударением» (с использованием мультимедийного оборудования)

Данный урок русского языка проводился как открытый урок для родителей учащихся 2 класса. Целью урока было ознакомление родителей с возможностями применения мультимедийного оборудования  в на...

План - конспект урока по теме "Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения" .1 класс

Разработка урока по русскому языку по теме "Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения."  1 класс....

Конспект урока"Ударение. Определение ударного слога" 2 класс УМК «Школа России»

Конспект урока"Ударение. Определение ударного слога" 2 класс УМК «Школа России»предназначен для учителей начальных классов....

конспект урока ударение 1

Конспект урока....