Конспект урока русского языка в 3 классе "Окончание". Школа России.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект

урока русского языка в 3 классе.

Школа России.

 

Тема урока: «Окончание».

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: углубить представления об особенностях окончания как части слова; развивать умение находить окончания в словах.

Выполнила - Еркудова Инна Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что такое окончание?22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока русского языка в 3 классе.

Школа России.

Тема урока: «Окончание».

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: углубить представления об особенностях окончания как части слова; развивать умение находить окончания в словах.

Планируемые результаты

Узнаем:

  • что такое окончание;

Научимся:

  • находить окончание в слове;
  • приводить примеры слов с разными окончаниями;
  • различать формы слов и однокоренные (родственные) слова.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.

На доске (слайд): «Сделал дело, гуляй смело».

Как вы понимаете эту пословицу?
Почему мы начинаем урок с этой пословицы?
– Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания!

  1. Проверка домашнего задания

  1. Актуализация знаний

Индивидуальная работа

На доске (слайд): - Найдите лишнее слово в каждой строке и запишите остальные слова. Выделите в словах корень.

1.) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Гористый, гора, горчица, горная.

На доске (слайд): Прочитайте.

Рыбаки наловили много рыбы. Часть рыбы сдали на рыбный завод. А бабушка испекла рыбник - пирог с рыбой.

 - Найдите однокоренные слова и выделите в них корень.

  1. Самоопределение к деятельности

На доске (слайд):  Прочитайте слова. На какие две группы мы можем разделить эти слова?

 - Лисонька, лиса, лисий, с лисой, лисёнок, у лисы.

1. Однокоренные слова (лиса, лисонька, лисий, лисёнок)

2. Формы слова (лиса, с лисой, у лисы)

- Что вы можете сказать о лексическом значении слов первой группы? (ответы детей)

 - Что вы можете сказать о лексическом значении слов второй группы? (Одинаковое)

 - Запишите слова второй группы с предлогами.

 - Какая часть слова меняется? Где находится эта изменяемая часть слова (в конце слова).

 - Кто знает, как она называется?

 - Эта часть слова называется окончанием. Сформулируйте тему урока.

  1. Работа по теме урока

  1. Понятие об окончании

На доске (слайд):   - Прочитайте предложения.

        Наша дача находится за городом. Каждое ленто мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).

 - Что вы заметили?

 - Понятен ли вам смысл предложений?

 - Что нужно сделать, чтобы предложения стали понятными (изменить форму слова дача).

 - Прочитайте предложения, изменяя форму слова.

 - Когда вы меняли форму слова, какая часть слова изменялась? (Окончание)

  1. Работа по учебнику

 Упражнение 142 (с. 79)

 - Прочитайте текст. О чем он?

 - Найдите и прочитайте выделенные слова. Что можно о них сказать? (Изменилась форма слова. Одно лексическое значение).

 - Что меняется в словах (Окончание).

 - Какое письменное задание в этом упражнении нужно выполнить? Прочитайте его.

 - Выполнение письменного задания. (Учитель записывает слова на доске и показывает, как выделяется окончание в словах).

Обратите внимание! (Чтение правила с. 79).

Упражнение 143 (с. 79)

  - Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

 - Что означает цифра 4 в конце предложения (Разобрать предложение по членам).

 - Спишите четвертую пословицу и разберите предложение по членам.

 - Найдите в предложениях формы слова роса.

 - Выпишите формы слова роса, выделите в них изменяемую часть. (Опираясь на образец)

Обратите внимание! (Чтение правила с. 80).

  1. Физкультминутка

  1. Продолжение работы по теме урока

Упражнение 144 (с. 80)

 - Прочитайте.

 - Составляет ли  каждая пара слов словосочетание? Почему?

 - Составьте словосочетания, изменяя форму слова лиса, и запишите их. Выделите окончания. (Проверка)

Упражнение 145 (с. 80)

 - Прочитайте.

 - Понятен ли смысл предложений?

 - Что нужно сделать, чтобы получились предложения? (Изменить форму слов)

 - Выполните письменное здание. (Проверка)

Обратите внимание! (Чтение правила с. 80).

Сведения о языке (Чтение правила с. 80).

  1. Рефлексия

 - На доске (слайд):   - Найдите лишнее слово в каждом ряду.

 - Объясните свой выбор.

Берёза, берёзовая, берёзу, берёзой.

Берёзка, берёзовые, берёза, берёзу, берёзонька

  1. Подведение итогов урока

 - Что нового вы узнали на уроке?

 - Что такое окончание?

Домашнее задание:

 - Правило на с. 80 выучить наизусть;

 - Упражнение 146 (с. 81). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)

На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....

План-конспект урока русского языка. 1 класс . Школа России

Данный урок осуществляет в первую очередь задачу системности использования ИКТ в образовательном  процессе, развивает познавательный интерес  и воспитывает у детей бережное отношение к приро...

Конспект урока русского языка по УМК "Школа России" по теме "Большая буква в словах"

Конспект урока по русскому языку (письмо) в период обучения грамоте по УМК "Школа России" по теме "Большая буква в словах"...

Конспект урока русского языка 4 класс "Школа России"

Конспект по теме "Повторение правописания безударных гласных"...