Понятие о глаголе в начальной школе
статья по русскому языку (4 класс)

Дубровская Елена Викторовна

Глагол одна из важнейших самостоятельных частей речи, самая сложная и наиболее емкая в русском языке, обозначающая действие как процесс. 

Предлагаю комплекс упражнений по изучению категории времени глагола в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛАИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» С. САМБУРГ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Учитель начальных классов

I квал. категории

Дубровская Елена Викторовна 

Понятие о глаголе в начальной школе

Глагол  одна из важнейших самостоятельных частей речи, выражающая общекатегориальное значение «процессуальный, (т.е. развивающийся во времени, динамический) признак предмета» в таких морфологических категориях, как вид, предикативность/атрибутивность, личность/безличность, залог, наклонение, время, лицо, глагол по своим грамматическим свойствам резко противопоставляется имени: Обе женщины ждали, на этот раз вполне веруя обещанию Разумихина; и действительно, он успел притащить Зосимова (Д.) [44].

Глагол самая сложная и наиболее емкая часть речи в русском языке, обозначающая действие как процесс. Понятие процесса в грамматике мыслится обобщенно и включает деятельность, работу, движение, состояние, становление, восприятие, мышление и т.д. [14].

Начальной, исходной, формой глагола является инфинитив. Он входит в систему глагольных форм, хотя и отличается весьма своеобразной структурой. Семантически неопределенная форма аналогична именительному падежу имени существительного со значением действия: ловить – ловля. Имя существительное определяет действие как предмет, а инфинитив – как процесс. Неразрывная связь неопределенной формы с глаголом поддерживается морфологические и синтаксически: ей присущи видовые различия, переходность и непереходность, возвратность и невозвратность, и залоговые значения [40].

По грамматическим свойствам глагол четко противопоставлен имени, и особенно центральной именной части речи  имени существительному. Прежде всего, в глагольной словоформе можно выделить не одну флексию, а несколько флективных аффиксов, служащих для выражения грамматических значений глагола. Помимо окончания, обычно устанавливается также словоизменительный суффикс (чит-а-л-и, бер-и-те), а в формах страдательного залога глаголов несовершенного вида  и словоизменительный постфикс (строи-л-а-сь) [42].

Значение действия у глагола выражается категориями:

вида: отношением действия к его внутреннему пределу  (решать – решить) (категория вида присуще всем глаголам).

Совершенный вид обозначает действие, в развитии которого имелся или будет иметься внутренний предел (т.е. был или будет достигнут результат): решил  решит, написал  напишет, купил  купит, запел  запоет, сходил   сходит и т.д. Несовершенный вид обозначает действие без указания на внутренний предел, в этом случае внимание сосредоточивается на представлении, констатации самого действия: читает - читал   будет читать, ходит – ходил - будет ходить, посвистывает – посвистывал  будет посвистывать, поет – пел - будет петь [15].

наклонения: отношением действия к действительности (решаю – решай – решал бы).

Категория наклонения   это грамматическая категория в системе глагола, определяющая модальность действия. В русском языке различаются три наклонения: изъявительное,  сослагательное и повелительное.

Изъявительное наклонение выражает действие, мыслимое говорящим как вполне реальное, фактически протекающее во времени (настоящем, будущем, прошедшем): Урал хорошо служит, служил и будет служить нашей Родине.

Сослагательное наклонение выражает действие глагола, которое говорящий мыслит как желаемое или возможное, но зависящее от какогото условия: Без тебя я бы не добрался до города.

Повелительное наклонение выражает волю говорящего – просьбу, приказание или побуждение к совершению действия, обозначенного глаголом: Оставь свои мечты [15].

времени: отношением действия к моменту речи (решаю – решал – буду решать).

Категория времени в традиционном понимании выражает отношение времени действия глагола к моменту речи. Подробнее категорию времени мы рассмотрим ниже.

Настоящее время показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи: Я вижу.

Прошедшее время обозначает действие, предшествовавшее моменту речи: Много часов я бежал…

Будущее время выражает действие, которое совершится после момента речи: Она скоро умрет [15].

залога: отношение действия к субъекту (производителю действия) и объекту действия (предмету, над которым действие производится) [40] (я решаю задачу – задача решается мною); лица – отношением действия к субъекту (решаю – решать – решает).

Основные залоги: действительный, средневозвратный и страдательный.

Действительный залог имеют глаголы переходные, обозначающие действие, производимое субъектом и активно направленное на объект. Действительный залог имеет синтаксическую характеристику: субъект действия является подлежащим, а объект  дополнением в винительном падеже без предлога: Мир победит войну.

Средне возвратный залог имеют глаголы, образованные от переходных глаголов (действительного залога) посредством аффикса  ся. Они выражают действие субъекта, не переходящее на прямой объект, а как бы возвращающееся к самому субъекту, сосредоточенное в нем; ср.: возвращать книгу и возвращаться (самому), сосредоточить внимание и сосредоточиться (самому).

В зависимости от лексического значения основ и характер; синтаксических связей глаголы средне возвратного залога могу выражать оттенки значения, по-разному характеризующие отношение между субъектом и объектом действия.

Страдательный залог по значению соотносится с действительным залогом. Но имеет свою морфологическую и синтаксическую характеристику. Страдательный залог выражается присоединением к глаголам действительного залога аффикса –ся. Кроме того,  значение страдательного может быть выражено формами страдательных причастий: Кран эксплуатируется рабочими. Тема изучена [40].

Глагольные формы имеют значение числа и рода (в форме прошедшего времени) [43].

По своим признакам глагол противопоставлен имени. Значение действия может быть выражено не только глаголом, но и существительным: бег, прыжок, ходьба. Однако действие, обозначенное существительным, опредмечивается в нашем сознании, мыслиться как предмет; оно не приписывается какому-либо производителю и осмысливается безотносительно ко времени, тогда как действие, обозначенное глаголом, обычно предполагает какой либо действующий предмет (лицо) и характеризуется с точки зрения времени. Действие, обозначенное существительным (ходьба), выражается в формах рода, числа и падежа, действие же, обозначенное глаголом (хожу),  в формах вида, залога, наклонения, времени и лица составляют специфику глагола как части речи. Каждая глагольная форма обладает или всеми, или частью этих категорий. Глагол имеет так же категории числа и рода, но эти категории не специфичны для глагола, так как свойственны многим частям речи [41].

Система глагольного словоизменения характеризуется большей сложностью, чем у имен. Для каждого русского глагола необходимо установить его принадлежность: а) к словоизменительному классу и б) к типу спряжения.

Глагольные словоизменительные (морфологические) классы  это традиционно устанавливаемые классы глаголов с учетом трех признаков:

1)  характера модификации основы при словоизменении  учитывается прежде всего соотношение основ инфинитива и настоящего будущего времени; ср., например: чита(тъ) читаj(ут) (соотношение -a-/-aj-);

2) продуктивности/непродуктивности класса (т.е. пополняется или не пополняется тот или иной класс новой глагольной лексикой);

3) типа спряжения (различаются глаголы I и II спряжения; разноспрягаемые глаголы; глаголы особого спряжения).

Согласно В. В. Виноградову, система глагольных классов строится таким образом:

А. Продуктивные классы:

1) играть  играют, знать  знают (соотношение основ инфинитива и настоящего будущего времени: -a-/-aj-);

2) синеть  синеют, зреть  зреют (соотношение основ: -e-/-ej-);

3)  реализовать реализуют, ковать — куют, горевать — горюют (oва/yj- или -ева/yj-);

4)  любить  любят, хвалить хвалят (-и-/-0-);

5)  тянуть тянут, пнуть — пнут (-ну-/-н-; ср. с глаголами 4-го непродуктивного класса).

Глаголы продуктивных классов (кроме 4-го) изменяются по I спряжению.

Б. Непродуктивные классы:

1) искать ищут (I спряжение);

2) ворчать — ворчат (II спряжение);

3) блестеть — блестят;

4) мёрзнуть — мёрз, мёрзнут;

5) нести несут;

6) жечь жгут;

7) вести — ведут;

8) тереть — трут;

9) бить бьют;

10) выть — воют;

11) колоть — колют;

12) дуть дуют;

13) жить живут;

14) давать дают;

15) деть денут;

16) взять возьмут;

17) живописать живописуют [40].

Вне классов находятся непродуктивные изолированные группы или даже единичные глаголы: слать  шлют, быть  будут, дать  дадут, есть  едят.

Глагол меняется по наклонениям, временам, лицам, числам и родам. Такое изменение называется спряжением. В современной русистике выделяются два типа спряжения: первое и второе. Две эти формы отличаются личными окончаниями настоящего или будущего простого времени: -у(-ют), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют) для первого спряжения и –у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят) для второго спряжения. Принадлежность к тому или иному спряжению глаголов с безударными окончаниями определяется по неопределенной форме этих глаголов [40].

Глаголы бежать, хотеть, чтить являются разноспрягаемыми, они используют окончания обоих спряжений. Глаголы дать, есть называются глаголами особого (архаического) спряжения, у них особая система окончаний в формах единственного числа и характерное для этих глаголов формальное соотношение основ единственного и множественного числа [44].

Спрягаемым формам глагола противопоставлены неспрягаемые формы: инфинитив, причастие и деепричастие. Инфинитив и деепричастие не имеют форм словоизменения, а причастие склоняется по образцу имения прилагательного.

Причастием называется «гибридная», по В.В.Виноградову [7], форма глагола, обладающая признаками глагола и прилагательного. Именными свойствами причастия являются его изменяемость по родам, числам, падежам по образцу прилагательного; наличие категории полноты-краткости; согласование с существительным; синтаксическая роль определения или именной части сказуемого [44]: любящий, принесший, вышедший, читаемый. Глагольные признаки – категория вида, категория залога, категория времени (настоящее и прошедшее).

Деепричастие – неизменяемая форма глагола, обозначающая действие (состояние, отношение) как сопутствующий признак другого действия (состояния, отношения). В.В. Виноградов определял деепричастие как «гибридную» форму, объединяющую свойства глагола и наречия [40]: читая, говоря, изменив. Глагольными признаками являются значение процессуального признака, вид, залог.

Категории вида и залога свойственны всем глагольным формам, категории наклонения, времени и лица – только спрягаемым (категорию времени в значениях настоящего и прошедшего времени имеют причастия), категория числа – всем глагольным формам, кроме инфинитива и деепричастия, категория рода – только формам прошедшего времени, сослагательного наклонения и причастиям.

Все морфологические признаки глагола взаимосвязаны.

Синтаксической спецификой глагола и объясняется то обстоятельство, что он имеет в предложении самое большое число синтаксических связей. Глагол – организующий центр предложения.

Основная синтаксическая функция глагола – простое глагольное сказуемое (Наступила весна). В функции сказуемого выступают спрягаемые формы глагола. Неспрягаемые формы обычно в предложении выполняют другие функции. Так, инфинитив может выступать в роли любого члена предложения (подлежащее и сказуемое – Жить – Родине служить), основная функция причастия – определение (Заразительно смеялась играющая девочка), деепричастия – обстоятельство (Рассмеявшись, девочка побежала дальше).

Итак, глагол – часть речи, выражающая действие или состояние как процесс и характеризующаяся такими грамматическими категориями, которые указывают на отношение высказываемого к моменту речи, действительности, участникам речевого акта и тому подобное (то есть времени, наклонения, спряжения, вида, залога, лица), а так же синтаксическим употреблением в функции сказуемого и особой системой формо- и словообразовательных моделей [2].

Поскольку темой нашего исследования является изучение категория времени глагола, опишем ее в следующем параграфе.

  1. Категория времени глагола

Словоизменительная категория времени выражает в противопоставлении форм настоящего, прошедшего и будущего времени отношение процессуального признака ко времени его осуществления [44].

Грамматическим содержанием категории времени глагола является понятие отношения действия к моменту речи. Это понятие позволяет разграничить в данной категории три соотносительных грамматических значения настоящего, прошедшего и будущего времени, каждое из которых имеет свои формы выражения. Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, совпадающее с моментом речи, в форме прошедшего времени - действие, предшествующее моменту речи, в форме будущего времени - действие, следующее за моментом речи (играю – играл – буду играть).

Категория времени связана с категориями наклонения и вида. Только глаголы изъявительного наклонения имеют формы времени. Только глаголы несовершенного вида имеют три формы времени. У глаголов совершенного вида отсутствует форма настоящего времени [14].

Тесная связь категории времени с категорией вида дает некоторым лингвистам основание рассматривать изъявительное наклонение как систему, состоящую из пяти форм времени глагола: настоящего несовершенного вида (играю), будущего несовершенного вида (буду играть), прошедшего несовершенного вида (играл), будущего совершенного вида (сыграю), прошедшего совершенного вида (сыграл).

Время глагола может определяться либо по отношению к моменту речи, либо по отношению ко времени другого действия. В первом случае время называется абсолютным, а во втором случае относительным. Например, в предложении: Когда тучи рассеялись, выглянуло солнце форма прошедшего времени выглянуло обозначает действие, предшествующее моменту речи (абсолютное время), а форма прошедшего времени рассеялись обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом выглянуло (относительное время).

Настоящее время спрягаемых форм не имеет специфических показателей, кроме совокупности личных окончаний.

Формы настоящего времени, которые имеют только глаголы несовершенного вида, образуются от основы настоящего времени с помощью личных окончаний и представляют систему, состоящую из трех форм единственного и трех форм множественного числа (играю, играешь, играет, играем, играете, играют) [14].

Взаимосвязанными признаками общего значения форм настоящего времени являются:

 включение момента речи в проявление действия в различных характеристиках;

 наличие у временного периода проявления признаков прошлого и будущего времени [45].

Общее значение настоящего времени - совладение действия с моментом речи  реализуется в частных значениях собственно  настоящего и несобственно настоящего времени.

Значение собственно –настоящего времени (по другой терминологии настоящего актуального) выражено лишь при точной временной ориентации действия, которое осуществляется в момент речи (Что ты сейчас делаешь? Читаю. Вижу, бежит кто-то).

Значение несобственно – настоящего времени (настоящего неактуального) не имеет точной временной ориентации действия и выступает в следующих оттенках:

 расширенного настоящего. Действие охватывает ограниченный отрезок времени, включая момент речи, до и после момента речи: Уже много лет я живу в этом городе (т.е. жил, живу и собираюсь жить дальше);

 постоянного настоящего. Действие включает в себя момент речи и все периоды времени до и после момента речи: Эта река впадает в озеро;

 абстрактного настоящего. Действие не привязано к моменту речи, мыслится абстрактно, безотносительно к конкретному деятелю: Что имеем – не храним, потерявши – плачем;

 потенциального настоящего. Действие не привязано к моменту речи, выражает свойство, качество деятеля: Он хорошо поет.

Значения и оттенки значений настоящего времени глагола формируются в контексте, между ними нет четких границ [15].

Выделяются два типа переносного употребления форм настоящего времени:

 в контексте прошедшего времени (вместо форм прошедшего совершенного и несовершенного), его принято называть настоящим историческим (Работница вытерла руки полотенцем и уходит. Вместо нее на раздаче появляется подмена – другая женщина. Вл.Сол. Возможна замена на ушла, появилась);

 в контексте будущего времени (вместо будущего совершенного и несовершенного), его принято называть настоящим воображаемого будущего (Вообразите же, что вы встречаетесь с ней потом, через несколько времени, в высшем обществе, встречаетесь где-нибудь на бале. Она танцует, Около вас льются упоительные звуки Штрауса, сыплется остроумие высшего общества. – Д. Возможна замена на встретитесь, она будет танцевать, будут литься звуки, будет сыпаться остроумие) [45].

будущее время характерно только для спрягаемых глагольных форм (причастия не имеют будущего времени).

Общим значением формы будущего времени является выражение проявления действия после момента речи. Будущее время характерно только для спрягаемых глагольных форм (причастия не имеют будущего времени). Образование (а частично и значение) формы будущего времени зависит от значения вида глагола [44].

От глаголов совершенного вида образуется простая форма будущего времени. Для этого к основе настоящего-будущего времени добавляются личные окончания настоящего времени (сыграю, сыграешь, сыграет, сыграем, сыграете, сыграют).

От глаголов несовершенного вида можно произвести сложную форму будущего времени: к спрягаемым формам вспомогательного глагола быть добавляется инфинитив основного глагола (буду играть, будешь играть, будет играть, будем играть, будете играть, будут играть) [15].

Двувидовые глаголы образуют обе формы будущего времени, простую и сложную, в зависимости от контекста: Его завтра казнят (что сделают?); Палач будет казнить (что будет делать?) его на площади. Следует отметить, что форма простого будущего времени казню омонимична форме настоящего времени.

Общее значение будущего времени  действие, осуществляемое после момента речи,  реализуется в следующих частных значениях:

 будущего конкретного: В октябре сыграем (будем играть) свадьбу;

 будущего повторяющегося: Соревнования будут проводиться ежемесячно; Всегда пройдет и поздоровается [15].

Форма будущего простого времени употребляется не только для обозначения действия, которое произойдёт после окончания речи; в контексте она может получать и другие значения. Укажем некоторые из них.

Форма будущего простого может получать значение настоящего времени:

а) когда она, стоя в одном ряду с формами настоящего времени, рисует в рассказе короткие, недлительные действия, быстро сменяющие друг друга: И бубен свой берёт невеста молодая. И вот она, одной рукой кружа его над головой, то вдруг помчится легче птицы, то остановится – глядит, и влажный взор её блестит из-под завистливой ресницы. (Л.);

б) когда в сочетании с отрицанием она указывает на полное отсутствие действия, которое не проявляется даже на мгновение: Тишина, не шевельнётся ни один лист (Ч.);

в) когда ею показывается ограниченная возможность или (с отрицанием) полное отсутствие возможности действия в настоящем времени: Живём в одном городе, почти рядом, а увидимся раз в неделю (Остр.), т. е. можем увидеться. Словечка б простоте не скажут – всё с ужимкой (Гр.), т. е. не могут сказать.

Как и форма настоящего времени (настоящее историческое), форма будущего простого времени употребляется в рассказе о прошлом, чтобы представить прошлое более картинно, наглядно, в следующих случаях: [13].

а) когда рисуются действия недлительные, короткие, сменяющие друг друга: Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт большая рыба. И прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной (Т.);

б) когда в сочетании с отрицанием показывается полное отсутствие действия, которое не проявилось даже в слабой: Всё было тихо, волна не подымется, листок не шелохнётся (А.);

в) когда в соединении с частицей как форма будущего простого служит для обозначения мгновенного и внезапного действия: Подал ей Жилин назад кувшин. Как она прыгнет прочь, как коза какая. (Л. Т.)

Подобно формам настоящего времени форма будущего простого может обозначать действие как постоянное свойство предмета: Как аукнется – так и откликнется. (Посл.) Старый человек на ветер слова не бросит [13].

Прошедшее время обозначает отнесенность действия, состояния или отношения в план прошлого, т. е. представляет действие как предшествовавшее моменту речи или иной точке отсчета временных отношений: Два дня спустя я встретил ее в многочисленной компании (Д.); Казалось, буря вёрсты крыла (Маяковский); Затосковал я и дядюшке пишу письмо (Г) [44].

Если формы настоящего и простого будущего времени не обладают специальным показателем времени (личное окончание глагола указывает на лицо и число), то формам прошедшего времени такие показатели свойственны.

У спрягаемых форм прошедшего времени есть два грамматических показателя:

а) формообразовательный суффикс -л-/-л’- (говорил, читала), чередующийся с нулевым суффиксом прошедшего времени только у немногих глаголов непродуктивных классов в форме мужского рода единственного числа типа нёс, пёк, высох;

б) неизменяемость по лицам и изменяемость по родам, что связано с происхождением современной формы прошедшего времени из причастной формы; ср. формы прошедшего времени глагола устать - устал, устала, устало, устали и причастные формы, характерные для древнерусского языка: усталъ, устала, устало, усталы. 

Причастные формы прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -вш-, -ш- (ср. действительные причастия типа игравший, несший),  

-нн-, -енн-, -т- (страдательные причастия типа прочитанный, растворенный, согнутый [44]. 

Общее значение прошедшего времени  действие, предшествующее моменту речи,  реализуется в следующих частных значениях:

 имперфектного. Действие, совершавшееся в прошлом, но не завершившееся (Наступал вечер, шел дождь, порывисто дул ветер);

- перфектного. Действие, совершавшееся в прошлом и завершенное (Цветок совсем распустился). Результат такого действия не разобщен с планом настоящего, т.е. актуален для настоящего;

 аористического. Действие, имевшее место в прошлом, как правило, завершенное, но результат такого действия разобщен с планом настоящего (Мы подумали о том же). В отличие от перфекта, аорист обозначает действие разовое, течение которого нельзя представить в плане настоящего (ср.: распустился – распускается,  распускается, распускается... и подумали, выросло и раскинулось, скопился и пролегла);

 давнопрошедшего. Действие, имевшее место в отдаленном прошлом и нерегулярно повторяемое (Знавал я многих. Бывало, ездили с ним на охоту).

В современном русском языке часты случаи, когда форма времени не совпадает с соответствующим временным планом, т.е. форма не соответствует своему содержанию. Такое употребление временной формы называется переносным. Так, в предложениях Иду я вчера в институт или Завтра я еду домой формы настоящего времени иду и еду не соответствуют реальному временному плану настоящего: иду употребляется в значении прошедшего времени (реальный временной план прошлого), а еду в значении будущего времени (реальный временной план будущего).

В предложении Мы ушли, а ты сделаешь уроки форма прошедшего времени употребляется в значении будущего времени (реальный временной план будущего) [15].

Итак, категория времени глагола является словоизменительной грамматической категорией, так как значения времени выражаются формами одного и того же слова.

Анализ методики, программ и учебников начальной школы по исследуемой проблеме

Изучение темы «Время глагола» в начальной школе логично было бы начинать с настоящего времени, потому что оно обозначает совпадение времени действия с моментом речи, но по классической методике М.Р. Львова рекомендуется это делать с прошедшего времени, поскольку прошедшее время намного легче настоящего:

а) в прошедшем времени нет форм лица, зато есть знакомая детям форма рода (точнее: значение лица в прошедшем времени выражается не с помощью окончаний, а аналитически, всем строем предложения);

б) настоящее время имеют не все глаголы; только глаголы несовершенного вида;

в) наконец, правописание прошедшего времени не содержит трудностей, дает незначительное количество ошибок, настоящее же время весьма сложно с этой точки зрения [18].

Приступая к теме «Прошедшее время», школьники уже осуществили первоначальное знакомство со значениями времен, они познакомились с ними в процессе анализа глаголов в тексте. Внешним признаком прошедшего времени для них служит суффикс -л- (немногочисленные глаголы типа нес, пек, рос, увлек детям встретятся позже). Школьники без затруднений образуют форму множественного числа  бежал – бежали и родовые формы в единственном числе - бежала, бежало. Личных форм глагола можно не касаться при изучении этой темы, но если вопрос возникнет, то следует продемонстрировать совпадение этих форм: я, ты, он, бежал; мы, вы, они бежали [там же].

Как обычно, на этапе обобщения может быть составлена таблица глагольных форм прошедшего времени и таблица (модель) окончаний глагола по родами числам в прошедшем времени. Таблицы анализируются: фиксируются окончания или их отсутствие. Составляются предложения, рассматриваются глаголы в них. Обращается внимание на формообразующий суффикс -л- в прошедшем времени глагола.

Вывод: повествование, рассказ о событиях, которые уже прошли, как правило, строятся с употреблением прошедшего времени глаголов. Учащиеся сами создают такой текст и убеждаются в правомерности этого вывода.

В работе учащихся используются следующие понятия: «прошедшее время глагола», «родовые окончания», «окончание множественного числа прошедшего времени». Они пополняют терминологический словарик.

При переходе от прошедшего времени к настоящему идет опора на текст. Текст, составленный с глаголами прошедшего времени, необходимо перестроить, заменив время глаголов на настоящее: Мы ходили в лес за орехами – Мы идем в лес за орехами. Школьники достаточно часто встречали глаголы в форме настоящего времени в процессе чтения. Теперь им нужно идти к теоретическому знанию. С помощью учителя, опираясь на текст, они устанавливают, что многие глаголы выражают одновременность действия и момента речи: я слушаю, они разговаривают. Для сравнения берутся примеры с глаголами прошедшего (дети уже знают эту форму) и будущего времени, формы которого предугадывают.

В рамках темы «Настоящее время глагола» вводятся и формируются понятия: «настоящее время глагола», «лицо», «личная форма», «личные окончания», «личные окончания 1-го лица единственного числа» и т.д. Углубляется понятие «время глагола».

Виды упражнений:

анализ глаголов в тексте и в предложении;

объяснение значений личных форм;

разграничение лексических значений глагола и грамматических значений его форм;

постановка вопросов к глаголам с учетом времени, лица, числа;

упражнение в быстром образовании форм настоящего времени вне предложения и вне таблицы спряжения.

разграничение совпадающих форм настоящего и будущего простого времени (он бежит – он прибежит), что в сущности является подходом к разграничению совершенного и несовершенного вида глагола [18].

Трудность темы «Инфинитив» в том, что форма такого типа школьникам встречается впервые, к тому же ее значение трудно соотносится с другими  времени, лица, числа. Эти формы тесно связаны с ситуациями, с пространством речи. Инфинитив также не вполне благополучен с точки зрения орфографии.

Выясняем функции инфинитива. Первая функция – называния, ясна. Но эту функцию выполняет и существительное. Разграничение осуществляется с помощью вопросов.

Вторая, грамматическая, функция  инфинитив участвует в образовании будущего сложного времени: Коля будет купаться. В тексте школьники отметят также сказуемое, выраженное сочетаниями глаголов в личной форме и в инфинитиве: Белочка начала грызть шишку. Все это выясняется в ходе семантического и грамматического анализа. Школьники учатся также узнавать инфинитив по его морфологическому составу.

Упражнения по теме:

 вычленение глаголов в форме инфинитива в тексте, анализ его значения;

 анализ морфемного состава;

 соотнесение форм прошедшего или настоящего времени с инфинитивом;

 включение глаголов в неопределенной форме в текст в различных ролях.

Впервые дети встречаются с двумя вариантами одной и той же грамматической формы будущего времени: это разнообразие связано с видами глагола, к понятию о них школьники пока только приближаются через практические действия (понятие вида до сих пор признается слишком трудным для начальной школы). Одно из таких практических действий связано с темой «Будущее время глагола»: умение безошибочно спрягать глаголы и употреблять их уже давно сформировалось у детей на уровне языкового чутья. Они свободно используют в собственной речи все значения, которые передаются в русском языке видовременной системой форм глагола, но выразить все это теоретически им трудно.

К будущему времени следует идти от симметрии времен: в центре  настоящий момент, до него  прошедший; зная это, нетрудно определить место будущего времени.

Глагол имеет два варианта будущего времени: простое и сложное;

 сложная форма будущего времени образуется с помощью спрягаемого глагола быть: буду, будешь, будет, будем, будете, будут – и неопределенной формы заданного глагола; сам спрягаемый глагол не изменяется;

 простая форма будущего времени полностью совпадает с формами спряжения глаголов в настоящем времени; оказывается, что эти глаголы не имеют настоящего времени вовсе: их форма, подобная настоящему времени, имеет значение будущего;

Используемые новые понятия: «будущее время», «будущее простое и сложное», «вспомогательный глагол». Виды упражнений:

анализ глаголов, имен существительных и прилагательных в тексте;

выяснение роли глаголов в предложении;

спряжение глаголов в разных временах с личными местоимениями и с существительными; выделение личных окончаний глаголов I и П спряжений, проверка безударных окончаний;

Виды обобщения:

построение таблиц спряжения обобщенного типа;

построение обобщенных таблиц спряжения во всех трех временах;

выделение личных окончаний по временам, «опасных» в орфографическом отношении;

работа с алгоритмом правила проверки безударных окончаний глаголов.  Исследовательские задания:

образование антонимических пар типа вошел – вышел, прибежал – убежал;

объяснение значений каждого образованного глагола;

составление с ним предложения;

исследование семантики и возможностей формообразования следующих пар глаголов: купить – покупать, нести – унести, опустить – опускать.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения одной из основных задач образовательной области «Филология» определяет развитие способностей к творческой деятельности и умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения, формирование навыков культуры речи, стремление совершенствовать свою речь.

Рассмотрим, как реализовано указанное направление в современных программах и учебниках по русскому языку для начальной школы.

Программа четырехлетней начальной школы «Начальная школа XXI века» (Н.В.Виноградова) реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Ведущие задачи курса  развитие младшего школьника, раскрытие перед ним особенностей родного языка, привитие любви и интереса к языку, формирование навыка грамотного письма, развитие устной и, главное, письменной речи; курс является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений.

Авторами выделяются три блока учебного содержания: «Как устроен наш язык» (знакомство с основными лингвистическими знаниями), «Правописание» (формирование грамотного письма), «Развитие речи» (развитие речи учащихся). Эти блоки взаимосвязаны, но самостоятельны. Они же одновременно являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.

Последовательность работы над глаголами, связь между разделами, объем программного материала, приемы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников. Основные задачи заключаются в том, чтобы сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи, развить умение осознанно употреблять глагол в устных и письменных высказываниях, выработать навык правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения [13, с.263].

По-прежнему самый распространённым на территории России остаётся известный, но значительно доработанный комплект для начальной школы «Школа России».

Программа доступна для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития, т.к. построена на таких принципах обучения, как учёт возрастных особенностей детей, постепенное наращивание трудностей.

Учебно-методический комплект объединил авторов учебных и методических пособий, разделяющих традиционные взгляды на начальное образование. Средства обучения для ученика (учебники и тетради) совершенствуются и дополняются, предлагая учителю новые формы, методы и приёмы обучения (задания для дифференцированной работы, упражнения логического характера, темы и вопросы для ознакомительного изучения, циклы заданий и упражнений для осуществления оценки и контроля, самооценки и самоконтроля). Изучение темы «Спряжение глагола» по классической методике М.Р. Львова [13]  рекомендуется начинать с 4 класса. Приступая к изучению спряжения глагола, школьники уже осуществили первоначальное знакомство со значениями времени, вида, лица и числа глагола.

Программа «Русский язык» под редакцией Т.Г. Рамзаевой [23], придерживаясь классической методики, отводит на изучение глагола в 4 классе 40 часов, большая часть (12) которых посвящена изучению спряжения. Глагол изучается в разделе «Части речи». Условно последовательность изучения спряжения глагола в 4 классе можно представить в виде следующих ступеней:

1. Понятие о спряжении глагола. Распознавание лица глагола по местоимению и окончанию. Упражнение в спряжении глаголов настоящего времени с ударными окончаниями.

2. Знакомство с I и II спряжением. Сопоставление окончаний I и II спряжения.

3. Спряжение глаголов в будущем времени.

4. Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме. Глаголы-исключения.

5. Правописание безударных личных окончаний.

Один из важнейших разделов в начальном курсе русского языка  «Слово». Этот раздел посвящен, в том числе и изучению частей речи русского языка. Изучаются имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения.

Подготовка к изучению глагола начинается с пропедевтического курса в 1 классе  в разделе «Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают?». Автором учебника продумана система упражнений по каждому разделу, содержащая задания, способствующие нахождению требуемых слов, составлению с ними словосочетаний и предложений, исправлению «ошибок» в тексте. Во 2 классе вводится понятия глагола. В 3 классе изучение глагола продолжается.

В четвертом классе ведется основная работа по изучению спряжения глагола как грамматической категории: понятие I и II спряжения, глаголы-исключения, разноспрягаемые глаголы, правописание безударных личных окончаний.

 К концу изучения темы «Глагол» учащиеся должны уметь производить разбор глагола, как части речи, т.е. определять начальную (неопределенную) форму,  спряжение, время, лицо, число, род (в прошедшем времени).

Главное преимущество учебно-методического комплекта «Школа 2100»  заключается в преемственности и непрерывности образования. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста.  Авторский коллектив этой программы стремился к тому, чтобы, во-первых, она была бы системой развивающего образования; во-вторых, была бы доступна массовой школе, в-третьих, была бы разработана именно как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы; в-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования. 

Программа «Школа 2100» объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный и др.). В ней сформулированы цели, принципы и перспективы развития содержания и технологии российского образования (включая воспитание) на ближайшие десять лет, отвечающие развивающему и вариативному подходу и основанные на идее непрерывного образования. В настоящее время учебники образовательной программы «Школа 2100» активно входят в практику массовой школы.

Программой «Русский язык»  под редакцией  Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной в 4 классе выделено 102 часа разделу «Слово», в котором  значительное место (14) отведено изучению спряжения глагола. Условно последовательность изучения спряжения глагола можно представить следующим образом:

1. Словоизменение глаголов по лицам и числам. Понятие о спряжении глагола.

2. Знакомство  с I  и II спряжением. Сопоставление окончаний I и II спряжения.

3. Определение спряжения глаголов по инфинитиву (неопределенной форме).

4. Правописание безударных личных окончаний.

5. Особая группа глаголов (разноспрягаемые, глаголы-исключения).

К концу обучения учащиеся должны знать признаки глагола как части речи, уметь производить его морфологический анализ, определяя начальную форму,  спряжение, время, лицо, число, род  (в прошедшем времени).

В 1995 - 1996 гг. развивающая система обучения Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом РФ об образовании, требующем обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.

Данная программа ставит перед русским языком задачи трёх дидактических уровней.

I. Общедидактические задачи, стоящие перед системой обучения Л.В.Занкова в целом:

1) приобщить учеников к национальным и общекультурным ценностям; воспитать чувство принадлежности к своему народу, общечеловеческому социуму и природе;        

2) развивать стремление к познанию окружающего мира;

3) формировать стремление к самопознанию и самореализации в условиях активной деятельности;

4) формировать и совершенствовать общеучебные интеллектуальные умения как средство общего развития учеников;

5) обучить детей способам и приёмам преодоления возникающих в процессе деятельности трудностей учебного, личностного и коммуникативного характера.

II. Частно-предметные задачи, которые русский язык решает как самостоятельный учебный предмет и которые вытекают из стоящих перед ним целей:

1) сформировать навыки правильного чтения и чёткого каллиграфического письма;

2) научить детей способам и приёмам работы с языковым материалом;

3) обеспечить осознанное и прочное усвоение основных понятий языка, заложив тем самым основы  правописания;

4) познакомить детей со способами построения текста и научить их передавать знакомый текст, пользуясь этими способами.

III. Частно-методические задачи, стоящие перед каждым учебным годом. Их наличие обусловлено тем, что для системы Л.В. Занкова характерно понимание учебного процесса как единства закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Решение частно-методических задач делает каждый учебный год звеном в логической цепи образовательных этапов. Если провести аналогию со строительством здания, то в 1-м классе роется котлован под фундамент и начинается подвозка кирпича: дети знакомятся с языком как знаковой системой. Во 2-м классе закладывается фундамент будущего здания и обеспечивается наличие основных строительных материалов: происходит знакомство учеников с грамматической структурой языка и основами правописания. С 3-го класса начинается возведение стен здания, внутренняя планировка этажей: дети приступают к детальному изучению языковых единиц, которое позволит им правильно и красиво пользоваться родной речью.

Центральной темой 4 года обучения является спряжение глагола. Пропедевтический курс включает в себя изучение изменения глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам, изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам, знакомство с неопределенной формой глагола. Затем вводится понятие спряжения глагола, изучаются правила правописания безударных окончаний глаголов, глаголы-исключения.

Итак, проанализировав три современных программы начальной школы: традиционную, Л.В. Занкова и «Школа 2100», мы сделали вывод о незначительном количестве часов, отводимых на изучение обозначенной темы.  По причине ее достаточной трудности она не может быть изучена раньше 4 класса, 10-11-летние учащиеся испытывают определенные трудности при осознании категории спряжения. Что же касается основных требований к знаниям и умениям учащихся по теме «Спряжение глагола», то они достаточно похожи во всех программах: определять тип спряжения глагола; находить глаголы-исключения; грамотно писать безударные окончания.

Комплекс упражнений по изучению категории времени глагола в начальной школе

I. Упражнения по изучению формы прошедшего времени глагола

Упражнение 1.Выпишите глаголы только в форме прошедшего времени, обозначь их формообразующий суффикс

Грело солнце...

Вдруг, как чудо,

брызнул дождик ниоткуда.

Шёл по тропке старичок.

Он до ниточки промок.

Рос на площади дубок.

Он до веточки промок.

Шла по улице старушка

и промокла, как петрушка.

За три шага до калитки

почтальон промок до нитки.

За лотками продавцы

вымокли, как огурцы.

А весёлый первоклашка

весь промок, как промокашка.

Ну, а кто же потрудился,

чтоб никто не простудился!

Солнышко!

Позавидуйте ему.

Упражнение 2. Выпиши все глаголы, поставив их в форму множественного числа настоящего времени

Была я малышкой,

Играла пустышкой.

Гуляла с братишкой,

И с няней-мартышкой.

Я пела, плясала,

Над книжкой зевала.

Цветы собирала.

О чуде мечтала.

Но время бежало,

И я подрастала.

Я скоро узнала,

Что взрослою стала

И детство моё

Навсегда потеряла

Упражнение 3.

Прочитайте. Из каких сказок эти отрывки? В скобках напишите вопрос.

Идут (...) ведра по деревне, народ удивляется, а Емеля

посмеивается.

В одной деревушке жили два мужика, два родные брата.

Богач переехал (...) на житье в город, выстроил (...) себе

большой дом и записался (...) в купцы.

А бедный с утра до вечера бьется (...), а всё ничего нет.

Упражнение 4. Запишите стихотворение, выделив формообразующий суффикс у всех глаголов

Жил-был когда-то человек,

хороший человек.

Он радовался облакам

и шуму быстрых рек.

Он песни пел,

Картошку ел,

был ростом невысок.

И лодку выстроил себе

из тёсаных досок.

Упражнение 5.

Выпишите глаголы в алфавитном порядке и поставьте их в форму инфинитива. Подчеркните однокоренные слова – глаголы.

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу.

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Упражнение 6.

Найдите разницу в произношении и написании слова шёл.

В русском языке нашёл

Я такое слово: шёл.

Шёл и дождик,

Шёл и снег,

Шёл и просто человек,

Утром шёл десятый час,

Шёл мультфильм,

Он шёл для нас.

Слово шёл нам надо знать,

Посредине ё писать.

Упражнение 7.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Укажите время глаголов и число.

Белка к л...се

В решете приплыла,

В решете приплыла,

Коромыслом гр...бла,

А парус у белки  мочала...

Не начать ли все сначала?

Упражнение 8. Поставьте все глаголы в стихотворении в форму настоящего времени и запишите их.

Шел по улице матрос,

напевал себе под нос,

а на чёрной на шинели

десять пуговиц горели!

Я смотрел, я мечтал,

чтоб одну он потерял.

Я б её тогда нашёл

и к матросу подошёл:

 Здрасьте, дяденька матрос,

я вам пуговку принёс!

Упражнение 9. Выпишите все глаголы и образуйте от них форму инфинитива.

В доме жил

Гамадрил.

Он курил и сорил,

По ночам он вопил,

Чашки об пол крушил,

Шерсть ни разу не брил.

Странный был Гамадрил

Супруга Гамадрила

Ругаться с ним любила.

Детей по попке била,

Клопов не выводила.

Не шила, не кроила,

Рук никогда не мыла.

Ужасно трудно было

Семейству гамадрила.

Но дети гамадрильи

Совсем другие были:

Со школою дружили

И в классе не дурили,

Всегда урок учили.

Не ныли, не бузили...

Но дома их пилили.

Обидно очень было

Детишкам гамадрила.

Упражнение 10.

Спишите, подчеркните глаголы и сверху укажите время каждого

Шел-шел

Без дорог.

Где шел, там и лег.

До весны пролежал,

А весной побежал.

То звезды пасет,

То солнце несет.

И спешит, и бежит,

И на месте лежит.

Она под ногой

Ходит вниз головой.

Землю кусает  

В сторону бросает.

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова  

Целый час, а может, два,

Ты его рукой не тронь —

Искусает всю ладонь.

Не дом, а крыша есть,

 На крышу можно сесть.

И есть четыре ножки —

Им не нужны сапожки.

II. Упражнения по изучению формы настоящего времени глагола

Упражнение 1. Спиши, определи время всех глаголов

Сейчас я живу

В небольшом зоопарке

И каждый мой день

Пребываю в запарке:

Я в школу бужу

По утрам малышей,

Кормлю их, купаю

От ног до ушей.

Я штопаю, глажу, стираю,

Игрушки за них убираю,

Мету, отмываю,

Кручу, кипячу,

Хвалю и ругаю,

Шучу и кричу.

Так мчится моё Настоящее,

Нисколько меня не щадящее.

Упражнение 2. 

А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница.

Учительница спросила у Лентяйкина:

—Если я говорю:

Я умываюсь, ты умываешься,

Он умывается, — о каком времени идет речь?

Лентяйкин, не задумываясь, воскликнул:

—Об утре.

Упражнение 3.

Закончите пословицы. Вспомните еще 5 пословиц о труде и запишите их, определив время глагола справа в скобках.

Смелый побеждает, а трус ... Ласточка день начинает, а соловей ... Труд кормит, а лень ...

Упражнение 4.

Я иду, и ты ид...шь, Я несу, и ты нес.шь, Я везу, и ты вез...шь, Я веду, и ты вед...шь, Мы сидим, и ты сид...шь, Мы молчим, и ты молч...шь, Ты поёшь, и мы поём Просто весело живём.

Проспрягайте глаголы ползти, лететь, прыгать, сидеть

Упражнение 5.

Объясните изменение глагола жечь (э/сечь, .жгу, ж.жёт).

Жжёт крапива в огороде, Жжёт морозец новогодний, Летом солнце жжёт нещадно. Жжет горчичник беспощадно.

Но: Жгу я листья в сентябре, Жгу я свечи в декабре. В печках жгут дрова зимой, Ну-ка повторяй за мной:

Упражнение 6.

Объясните изменение глагола молоть (мелет, мелют, мелем).Спишите стихотворение и выделите окончания всех глаголов

Мельники мелют зерно жерновами.

Перец в горошинах мелем мы сами.

Но одного мы никак не поймём:

Что это мелет болтун языком?

Упражнение 7.

Когда так говорят? Вспомните и запишите крылатые выражения с глаголами.

Кашу маслом не испортишь. Из песни слова не выкинешь. Выше головы не прыгнешь. Сердцу не прикажешь.

Вспомните сказку

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок».

Составьте 2-3 предложения о том. как девочка спаслась. Используйте глаголы настоящего времени 2 лица.

Упражнение 8.

Подберите слова с противоположным значением

Я иду, а ты стоишь.

Я вхожу, а ты выходишь.

Я пою, а ты ....

Я вношу, а ты ... .

Я сижу, а ты ... .

Я поднимаюсь, а ты ... .

Я смеюсь, а ты ....

Я работаю, а ты ....

Упражнение 9.

Запиши рядом с каждым глаголом его форму настоящего и прошедшего времени.

Поешь ...,

читаешь ...,

строчишь ...

пьёшь ...,

несёшь .... ,

лепишь  … .

Упражнение 10.

В форме какого времени стоят глаголы в тексте. Спиши, сверху укажи время глаголов.

Безмолвно неба синева,                         Душной грозовой ночью

Деревья в мареве уснули,             Ударил в притихший лес,

Сгорела вешняя трава                         Как сталь топора отточен,

В высоком пламени июля.             Молнии синий блеск.

III. Упражнения по изучению неопределенной формы глагола

Упражнение 1.

От имен существительных образуйте глаголы в неопределенной форме и запишите их через тире.

Трус  …

Труд  …

Лень  …

Работа

Злость  …

Помощь  …

Радость  

Безделье  …

Учение – …

Грусть – …

Злость

С каждым глаголом составьте и запишите предложение.

Упражнение 2.

Превратите инфинитивы глаголов в формы прошедшего времени мужского рода. Сравнивая эти формы, поиграйте в «Третий лишний».

  1. Писать, решать, нести.
  2. Говорить, сказать, жечь.
  3. Стричь, брить, чистить.
  4. Стелить, стеречь, петь.
  5. Вести, думать, плести.

Упражнение 3.

Прочитайте. Выпишите выделенные глаголы и через тире образуйте и запишите к каждому форму прошедшего времени.

Когда я взрослым стану,

я всё позволю сыну:

руками есть сметану

и прыгать мне на спину,

валяться на диване,

на стенке рисовать,

жука хранить в кармане,

лица не умывать,

кричать, по лужам бегать,

спилить у стула ножки,

не спать и не обедать,

скакать верхом на кошке,

крутить в часах пружину,

пить воду из-под крана...

 Я всё позволю сыну,

когда я взрослым стану!

Упражнение 4. Выпиши только глаголы в форме инфинитива, выдели у них формообразующий суффикс.

Счастливый час и добрый путь

Шагающим колоннам, —

Набраться сил и отдохнуть.

В лесу, в бору зелёном.

Увидеть дятла на суку,

Как будто заводного,

И слышать мерное «ку-ку»

Из сумрака лесного.

То бороздить речную гладь,

То в синем море плавать

И в свежих чащах собирать

Грибы, цветы и травы.

И видеть край перед собой,

Родной, но незнакомый,

И заходить под кров любой,

И быть везде, как дома..

Упражнение 5.

Объясните разницу в словах, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся:

  1. Отварить сардельки. — Отворить дверь.
  2. Поласкать ребенка. — Полоскать белье.
  3. Посидеть в парке. Поседеть в старости.

Подберите и запишите свои примеры подобного характера.

Упражнение 6.

Спиши предложения. Какой частью речи являются одинаковые по звучанию и написанию слова в следующих отрывках из стихотворений Я. Козловского.

  1. Медведь в лесу, не зная правил, Однажды мотоциклом правил.
  2. Кто без кисти и белил Крыши города белил?
  3. Однажды кот подкрался к попугаю: «Сейчас тебя я, братец, попугаю...»

Упражнение 7.

Послушайте отрывок из стихотворения «Хлеб» и определите время глаголов, встречающихся в нём.

Бросил в землю зерно Человек, А укрыл его бережно Снег.

Дождь весною поля оросил — У росточка прибавилось сил.

Греет Солнце весенний росток, Золотит молодой колосок.

Мукомол его тронет рукой — Станет колос отменной мукой.

В каком времени стоят глаголы в начале стихотворения, в его середине и конце.

IV. Упражнения по изучению форм (простой и сложной) будущего времени глагола

Упражнение 1.

Выпиши в два столбика глаголы в будущем времени.

В понедельник или в среду

Всё я брошу и уеду,

И оставлю их одних,

Безобразников моих.

Сяду в поезд и тогда

Посмотрю на города.

Я отправлюсь в южный порт,

На какой-нибудь курорт.

Как начну я там форсить,

Платья модные носить.

Буду плавать, буду прыгать.        

Запланирую отъезд

Буду всех с ума сводить.        

И вернусь обратно к ним,

Когда море надоест,        

К безобразникам моим.

Упражнение 2.

Спишите. Когда так говорят? В скобках напишите вопрос. Над глаголами напишите время.

Рано пташечка (...) запела, как бы кошечка не съела. Соловья баснями (...) не кормят. Язык (...) болтает, а голова (...) отвечает. Ласковым словом и камень (...)растопишь. Худого слова и сладким медом (...) не запьешь.

Упражнение 3.

Спишите рассказ, заменяя вопрос подходящим по смыслу глаголом нужного времени.

Кем он будет?

Здесь написан рассказ про одного мальчика. Как видите, вместо многих глаголов стоят вопросы. Можно ли по вопросам узнать время глагола? Как это сделать?

Шел по улице мальчик и мечтал. Вот (что сделает?) он большой-(что сделает?) на Луну, (что сделает?) какой-нибудь подвиг.

Вдруг слышит мальчик: кто-то (что делает?). Это маленький котенок (что сделал?) в яму и (что делает?) там. Мальчик (что сделал) и (что сделал?) дальше. Он опять (что делал?) о полётах на Луну, о подвигах.

Прочитайте, что у вас получилось. Как вы думаете, будет ли этот мальчик космонавтом? Подчеркните глаголы и укажите их время.

Упражнение 4.

Попробуйте сочинить стихотворение с такой же рифмой. Определи время всех глаголов в тексте.

Мы будем жить в палатке

И жечь костёр.

Изучим мы украдкой

Звериные повадки,

Звериный разговор.

Упражнение 5.

Какой глагол вы поставите в конце стихотворения? Подчеркните его, составьте с ним еще 3 предложения.

На прошлой неделе,

На прошлой неделе

Деревья на платье

Моё поглядели —

И сами зеленое платье.

Упражнение 6.

Образуйте глаголы.

От существительных друг, ужин и прилагательных сухой, красный образуйте глаголы и поставьте их в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Упражнение 7.

Как располагаются времена глагола в следующем четверостишье:

Уж тает снег,

бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи.

И лес оденется листвою!

Упражнение 8.

Найдите глаголы в этом шуточном стихотворении. Выпишите и образуйте от них форму будущего и настоящего времени, что заметили.

Зина маму раздражала.

В люстру тапочком кидала.

Папа Зиночку поймал

И верёвочкой связал.

Упражнение 9.

Найдите глаголы разных временных форм и укажите их время.

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет.

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет

Где же ты, птичка?

Где же певичка?

В дальнем краю.

Гнездышко вьешь ты,

Там и поёшь ты

Песню свою.

Упражнение 10.

Подумай, в каком времени употреблены глаголы из этих отрывков? Напиши его над глаголами.

С утра поет в столице медь               Мы весной сажали сад,

Торжественного горна,                            А Семён лежал у гряд.

Который завтра будет петь              Вот мы яблоки едим,

В тиши лесной, озёрной.                         А Семёну не дадим.

(С.Маршак.)                          (И.Демьянов.)

Мы вставали ночью даже,                  А сегодня поглядели —

Из окна смотрели в сад.                            На ольхе сидит скворец.

Ну когда же,                            Прилетели...

Ну когда же                            Прилетели!

Гости наши прилетят?..                            Прилетели наконец

                                (С. Погореловский)

Список литературы

  1. Алексеева Т.В. «Понятие о глаголе как части речи»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». 2000. №9 с. 7-9.
  2. Алексеева Т.В. «Обобщение знаний о глаголах»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». 2000. №9 с. 11-12.
  3. Гогун Е. А. Графическая наглядность на уроках русского языка. Тема: «Глагол». 4 класс//Начальная школа.2002. №7. с. 48-54.
  4. Горбунов Н.Д. Перфокарта как способ концентрации и ускоренного изучения учебного материала на уроках русского языка//Начальная школа. 2001. №11. с. 92.
  5. Гостева А.А. Применение перфокарт на уроках русского языка//Начальная школа. 2002. №3. с.56.
  6. Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка//Начальная школа. 2001. №11. с. 93.
  7. Иванова Л.А. Обобщающий урок по изучению глагола в 4 классе//Начальная школа. 2002. №2. с. 25-29.
  8. Лоншакова А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка//Начальная школа. 2002. №4. с. 38-44.
  9.  Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. М.: «Академия». 2000. 464.с.
  10.  Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Составитель Т. П. Сальникова. М.: ТЦ «Сфера». 2000. 240 с.
  11.  Петухова Н. «Брейн-ринг»//Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября». 2001. №19 с. 2.
  12. Повторение пройденного в начальной школе//Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». 2001. №36.
  13. Программа общеобразовательных учреждений. Начальная школа (1-4) по системе Л.В. Занкова. М.: Центр общего развития. 1999. 224 с.
  14. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение. 2000. 320 с.
  15. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 1 класса четырех-лет. Начальной школы. М.: Дрофа. 2002. 112 с.
  16. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 2 класса четырех-лет. Начальной школы. М.: Дрофа. 2002. 208 с.
  17. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса четырех-лет. Начальной школы. М.: Дрофа. 2001. 256 с.
  18. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс. Книга для учителя. Тематическое и поурочное планирование. М.: Дрофа. 2002. 96 с.
  19. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 класс. Книга для учителя. Планирование системы уроков. М.: Дрофа. 2002. 128 с.
  20. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 класс. Книга для учителя. М.: Дрофа. 2002. 128 с.
  21. Рассохина Е.Н. Игра-путешествие в королевство «Грамматика». Урок русского языка по теме «Части речи» в 3 классе//Педагогическое творчество. 2002. «1.с.16.
  22. Смирнова В.В. Опорные схемы по русскому языку в начальной школе//Начальная школа: плюс до и после. 2002. №6, 7, 8.
  23. Трембач Л. «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» //Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». 2000. №9. С. 9-10.
  24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение. 2010.
  25. Фонин Д.С. Внимание: Глагол! //Начальная школа. 1996. №3.с. 25-28.
  26. Шатилова Г. «I и II спряжение глаголов настоящего времени» //Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». 2000. №9. С. 5-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Правописание глаголов" - УМК "Начальная школа XXI века"

Урок проведен с использованием различных методов обучения: проблемного, группового, деятельностного, наглядного. Учащиеся работают с дополнительной учебной литературой и словарями. Задания группам под...

Правописание -тся и ться у глаголов. УМК "Начальная школа 21в".

Знакомство с  алгоритмом написания -ться и -тся. Отработка навыка системой упражнений....

Особенности формирования понятия натурального числа в начальной школе.

Центральным понятием всего курса математики в дошкольной и начальной школе является натуральное число. Счет имеет сложную историю возникновения и развития. Ф. Энгельс считал, что понятие числа заимств...

Презентация по литературному чтению урок 2. "Введение понятия "предложение" 1 класс Начальная школа 21 века

Презентация содержит необходимый зрительный ряд для проведения урока...

Работа над понятием "тема высказывания" в начальной школе

      Развитие речи младших школьников – является важнейшей задачей, стоящей перед каждым учителем. Наибольшие трудности при этом возникают при формировании умения писать с...