Урок по русскому языку.
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Разработка урока по русскому языку. Тема урока "Три типа склонения имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_uchi._ru_russk._yaz.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Русский язык. 4 класс Т. Г. Рамзаева

Тип урока: урок обобщения знаний.

Тема: Три типа склонения имен существительных

Цели урока:

учащиеся должны знать:существительные бывают 3- х типов склонения:

1 склонения  - мужского  рода  и  женского рода  с окончаниями  – а – я,

2 склонения  -  мужского рода   с нулевым окончанием   и    среднего рода   с окончаниями:  -  о, - е,

3 склонения – женского рода с мягким знаком на конце.

должны уметь:

-определять тип склонения по роду и окончанию в именительном падеже,

-определять тип склонения в любом другом падеже по алгоритму,

-формировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы,

-сотрудничать между собой и с учителем.

Оборудование: учебник «Русский язык» (автор Рамзаева), тетрадь, предметные картинки овощей ,  фруктов и ягод, корзинки, планшеты у детей, компьютер.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ссылки на карточку Учи. ру

I Организационный момент. (1 мин.)

II Самопроверка домашнего задания по эталону. Упр. 173, стр. 91.(3 мин.)

III Актуализация знаний (3 мин)

Прозвенел звонок для нас,

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Улыбнулись, подбодрились.

Начинаем наш урок.

-Проверьте, так ли вы выполнили домашнее задание. Отметьте значком на полях.

+ - справился

?- сомневался

--не справился

У кого «+»?

 У кого «?»?

 У кого «- «?

-Ребята, как вы считаете, научились ли вы определять тип склонения имен существительных  в именительном падеже и в косвенных падежах?

Расскажите, как вы определяете тип склонения существительных.

Какого склонения бывают имена существительные?

Какие существительные относятся к 1-му склонению?

Какие существительные относятся ко 2-му склонению?

Какие существительные относятся к 3-му склонению?

Как определить тип склонения существительного в косвенных падежах?

Дети проверяют домашнее задание по образцу.

Дети на полях в тетради оценивают свою работу знаками.

Дети поднимают руку.

Да, научились.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

1,2,3 склонения.

Дети выполняют задания от Учи. ру

К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода  с окончаниями  а - я.

Ко 2-му склонению относятся существительные  мужского рода с  нулевым окончанием и среднего рода с окончанием – о - е.

К 3-му склонению относятся существительные женского рода с окончанием с мягким знаком на конце.

Чтобы определить тип склонения в другом падеже надо: существительное поставить в именительный падеж, определить род и выделить окончание.

https://uchi.ru/b2t/teacher/russian/works/library

IV Поставка учебной задачи (2 мин.)

Из всего сказанного, как вы думаете: какое название темы нашего урока?

Какие задачи  поставите перед собой?

Тема: 3 типа склонения существительных.

Задачи: учиться  правильно определять тип склонения;

 Давать правильные и точные ответы  на поставленные вопросы;

писать без ошибок слова и предложения;

 сотрудничать между собой и с учителем.

V Работа по теме урока. (20 мин.)

Физминутка электронная. (5 мин.)

VI. Тест 10 мин. (2мин. объяснение)

VII Итог. (2 мин.)

Домашнее задание – разноуровневые карточки.

1. Упражнение "Собери в корзину"  

На доске предметные картинки овощей, фруктов, ягод.

 -Посмотрите на доску. Что вы видите?

Ребята 1 - варианта выбирают существительные 1 склонения и записывают в тетрадь эти слова.

Ребята 2-го  варианта – работают с   существительными 2-го склонения.

 К доске пойдут два ученика. Для них по корзине. Они будут раскладывать картинки соответственно по типу склонения.

Картофель, репа, редька, малина, баклажан, яблоко, перец, рябина, чеснок, лук, смородина, капуста, помидор, редис, морковь, клубника, огурец.

Давайте проверим,  какой "урожай" собрали ребята 1 варианта.

Что в корзине у 2 варианта?  

Что не вошло в корзинки?

Почему это существительное стало лишним?

2. Игра "Не ошибись".

Я буду вам называть слова с мягким знаком на конце. А вы должны записать существительные 3 -го склонения. За доской работают 2 ученика.

Жизнь, фосаль, печь, дочь, помощь, картофель, степь, автомоболь, тетрадь, лошадь, конь, лень, день, пень, боль, сушь, тюль.

3. Ребята у доски. Упр. 177 с.93.

Спишите, определите склонения существительных.

Сейчас вы будете выполнять тест, сидя за компьютером.

Помните правила поведения. Внимательно читайте задания.

Над какой темой мы сегодня работали?

Были ли трудности в выполнении заданий?

Как считаете, хорошо ли поработали на уроке?

Кому еще предстоит потренироваться?

1 уровень на «3».

Задание: обозначь склонение имён существительных.

Тишина, лошадка, тишь, тетрадка, лето, ночка, тетрадь, утро, тень, тенек, лошадь,  зверь, глушь,  душ, заводь.

2 уровень – на «4».

Задание: обозначь склонение и падеж имён существительных.

У дружбы (    ) нет границ, у знаний нет дна.

Не красна книга письмом (  ), красна умом.

Золото испытывается огнем, друг – опасностью (  ).

3 уровень – на «5».

Задание: обозначь склонение и падеж зависимых существительных. Составить  с данными словосочетаниями распространенные предложения.

Рейка из железа ( ), дорога в деревню ( ), дверь из кухни ( ), мост из дерева ( ), окно в комнату ( ),трубка из стекла ( ).

Задание на дом из Учи. ру

2 ребенка работают у доски с картинками, раскладывают картинки в корзину по типу склонения, а все остальные работают в тетради по вариантам.

Дети проверяют корзинки ребят, работающих у доски с опорой на экран.

Слово «морковь». Это существительное 3- го склонения.

Дети самостоятельно записывают существительные. За доской 2 ученика, После окончания работы  их проверяют еще два.

Взаимопроверка по эталону на экране. Отмечают значком:

+ - справился,

- - не справился.

К доске выходят ученики, анализируют  и выполняют по 1 предложению.

Самостоятельная работа.

Обсуждение.

https://uchi.ru/teachers/hometasks/new


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...