Тема урока "Предлог"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Богданова Эльвира Сергеевна

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа России" для учащихся 2 класса по теме "Предлог".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока612.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Общее представление о предлоге. Раздельное написание предлога со словами.

Учебный предмет:

Класс:

Русский язык

2

Цели урока:

Деятельностная: создать условия для формирования УУД.

Содержательная: дать общее представление о предлоге, объяснить правила написания предлогов со словами.

Технологии, методы:

ПДО

Основные понятия, термины:

Предлог.

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Планируемый результат:

Предметный

  • Умеют раздельно писать предлоги со словами.
  • Осознают существенные и отличительные признаков предлогов;
  • Умеют распознавать предлоги в речи;
  • Владеют навыком правильного написания предлогов;

Личностный:

  • Владеют навыками сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки;
  • Развивают умение выполнять задания в соответствии с целью.

Метапредметный:

Познавательный:

  • Развивают познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
  • Развивают речь, память, мышление.

Регулятивный:

  • Умеют работать по плану

Коммуникативные:

  • Развивают умения слушать и понимать других;
  • Умение работать в сотрудничестве с учителем и класса;
  • Умеют слышать и слушать своих товарищей;
  • Развивают умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Парная

Ресурсы:

Карточки с заданием, учебник, презентация

Этапы урока.

Задачи урока.

Наглядность, оформление доски.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация к

учебной

деятельности

  • Замотивировать

учащихся к учебной деятельности с целью осознания ими важности предстоящей работы. (Л.)

«С русским языком можно творить чудеса…»

К.Г.Паустовский

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

-Здравствуйте, ребята.

- Ребята, посмотрите на доску и прочитайте высказывание Константина Георгиевича Паустовского.

-О чем говорит автор?

-А что же такое чудеса?

-Какие чудеса мы можем творить с русским языком?

- Какие чудеса мы сможем сотворить на нашем уроке?

-А чему мы можем учиться на уроке?

-Кто хочет сегодня узнать новое о великом и могучем русском языке? Научиться чему-то новому?

- Приветствуют учителя.

- О том, что русский язык позволяет творить чудеса.

-  Явление, с которым ему не приходилось встречаться раньше, которое удивляет. Что-то необыкновенное.

-Красиво и грамотно писать и говорить.

- Откроем что-то новое о предложении.

На каждом уроке русского языка мы открываем новые знания о речи, тексте, предложениях…

- Красиво и правильно писать слова, составлять предложения и тексты.

Минутка чистописания

  • Закрепить умение правильно писать строчную и заглавную букву Ц. (Пр.)
  • Совершенствовать умение анализа (П.)

https://sun9-9.userapi.com/c855120/v855120132/f0511/wO5-ABY20rc.jpg
https://sun9-5.userapi.com/c858024/v858024132/6c4e9/nSQzgNGyQP4.jpg

https://sun9-10.userapi.com/c851036/v851036132/1b25f4/3Bdl7blqlnA.jpg

https://fs01.vseosvita.ua/01002any-8c7c/008.jpg

- Сейчас мы проведем минутку чистописания.

-Сегодня мы поработаем–над написанием заглавной и строчной букв Цц.

- Давайте посмотрим на слайд и выберем, какое написание заглавной и строчной букв Цц – верное.

-Почему неверно первое написание?

-Почему неверно второе написание?

-Посмотрим внимательно на верное написание.

-Возьмите в руку ручку и в воздухе напишите букву Ц заглавную и строчную.

-Замечательно. В тетради пишем число. Классная работа. И с новой строчки пишем Ц заглавную и строчную. 1 строчку.

-Снова посмотрим на образец и сравним с ним свою работу.

-Кто написал верно, правильно?

-У кого есть неточности?

-Тем, у кого неточности посоветуем тренироваться в написании данной буквы.

-Третье написание.

-Нет второго элемента буквы.

-Слишком большая петелька, буква написана выше строки, и в первом элементе не прямая линия идет вниз, а изогнутая.

Выполняют задание

Самооценка

Актуализация знаний, необходимых для открытия нового знания.

  • Учить строить связное высказывание, приводя достаточное количество аргументов. (П.)
  • Совершенствовать умения анализа и синтеза (П.)

П_щит, под, б_рёза , з_лёный, м_ро_, м_стерит, у_кая. 

  • Внимательно посмотрите на слайд. Прочитайте слова сначала про себя.
  • Какое задание можно придумать к этим словам?
  • Верно, давайте выполним придуманное вами задание.
  • П_щит, какую букву вставим и почему?

  • Верно, молодец. Как пишется слово б_реза? Какую букву вставим и почему?

  • Отлично, кто попробует объяснить орфограмму в слове з_леный?

  • Молодец. Поработаем со следующим словом – м_ро_. Оно сложнее, в нем 2 орфограммы. Кто справится?

  • Очень хорошо, слово м_стерит, как напишем его?

  • Замечательно, осталось проверить последнее слово – у_кая. Как напишем его?

  • Мы с вами справились с заданием?

Вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.

Пищит пишется через И, можем подобрать проверочное слово – писк.

Береза, пишется с Е, это слово словарное, его написание нужно запомнить.

Зеленый пишется с Е, можем подобрать проверочное слово – зелень.

В слове мороз, в первом слоге пишем О, потому что это словарное слово. В конце слова пишем З, можем подобрать слово, где после звука З идет гласный – морозы.

Слово мастерит напишем с А, потому что можем подобрать проверочное слово – мастер.

Слово узкая, напишем с буквой З, потому что можем подобрать такое проверочное слово, где после З стоит гласный звук – узок.

Да.

Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации. Выход на тему и задачи урока.

  • Учить понимать и формировать проблему. (Р.)
  • Совершенствовать аналитические умения. (П.)

Пищит, под, берёза , зелёный, мороз, мастерит, узкая. 

  • Для того, чтобы открыть новое знание поработаем со словами, написание которых мы проверяли.
  • Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
  • Запишите слова в три группы самостоятельно.
  • Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

  • Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

  • Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

  • Встаньте те, кто выполнил это задание без ошибок?
  • Как распределяли слова по группам?

  • Какое слово не попало ни в одну из групп? Почему не записали к существительным? К прилагательным? к глаголам?

  • Кто знает, как можно назвать слово под?
  • Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?
  • Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
  • Какие вопросы возникли у вас по теме урока?

Части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы

Пищит, мастерит – это глаголы, потому что отвечают на вопрос Что делает? И обозначает действие.

Береза, мороз – это существительные, потому что отвечает на вопрос Что? И обозначает предмет.

Зеленая, узкая – это прилагательные, потому что отвечают на вопрос Какая? И обозначает признак предмета.

По вопросу, по значению.

Ни в одну из групп не попало слово под. К существительным, глаголам и прилагательным не относится, потому что не отвечает ни на один из вопросов этих частей речи и не соответствует значению

Предлог.

Да, но мы не говорили о них подробно

О новой части речи, о предлогах

Что такое предлог, как пишется предлог, для чего нужны предлоги, как обозначаются предлоги…

Открытие нового знания.

  • Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. (Р.)
  • Формировать навыки самостоятельного приобретения знаний. (П.)
  • Анализировать изучаемые факты с выявлением их существенных признаков. (П.)

  • Откроем учебник на странице 108. Посмотрим на упражнение 183.
  • Прочитайте про себя стихотворение Бориса Заходера.
  • …, прочитай громко, четко, выразительно для всего класса.
  • Что значит на полянке, у тропинки, с бугорка, под елкой?
  • Чем являются слова на, у, с, под?
  • С какими частями речи они употреблены?
  • Как пишутся предлоги с существительными?

  • Для чего же служит предлог? Чтобы это узнать, давайте из первого предложения уберем предлоги, посмотрим, что получится.
  • Предложение получилось верным?
  • Как думаете, почему?

  • Верно. Так для чего служит предлог?

  • Верно. В тетради с новой строчки пишем Упражнение 183.
  • Списываем четверостишья. После того, как списали, подчеркиваем предлоги.
  • Справились, молодцы.

  • Какой вывод можем сделать? Что такое предлог?
  • Как пишутся предлоги с существительными?

  • Для чего служит предлог?

  • Кто проговорит полностью то, что мы узнали о предлоге?

Это места, где происходило действие.

Это предлоги.

С существительными.

Предлоги с существительными пишутся раздельно.

Полянке тропинки

Пробиваются травинки.

Нет.

В нем нет предлогов, из-за этого слова в предложении не связаны.

Предлоги служат для связи слов в предложении.

Предлог – это часть речи.

Предлоги с существительными пишутся раздельно

Предлоги служат для связи слов в предложении.

Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлог употребляется с именами существительными и пишется раздельно.

Воспроизведение новых знаний

  • Составлять алгоритм действия по решению учебной задачи. (П.)
  • Развивать логических познавательных умений.(П.)

  • Для того, чтобы закрепить наши новые знания о предлоге и его правописаниисравним наш вывод о предлоге с выводом в учебнике.
  • Для этого посмотрим на страницу 109.
  • Сходится наш вывод с определением из учебника?
  • Где у нас ошибки?

  • Кто обобщит наши знания о предлоги, включая те знания, которые мы узнали з учебника?

Почти.

Мы не указали, что предлог не употребляется с глаголами.

Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлог употребляется с именами существительными и пишется раздельно. С глаголами предлог не употребляется

Промежуточная

рефлексия

  • Учить производить самоконтроль своих знаний (Р.)
  • Учить рефлексии деятельности. (Р.)

- Ребята, что же мы узнали на уроке?

- Где нам пригодится новое знание?

- Чему будем учиться дальше?

- Узнали, что такое предлог, правила его правописания

-Нам оно понадобится для того, чтобы грамотно говорить и изучать что-то новое о частях речи.

- Будем выполнять упражнения на правописание предлогов и их употребление.

Упражнения в применении нового знания.

  • Учить применять полученные умения на практике: читать с интонацией, составлять предложения (Пр.)
  • Совершенствовать мыслительные операции. (П.)

  • Эталон:
  • Алёша рад: пришла весна,
    В саду тепло и сухо
    Ив классе у окна
    Жужжит сегодня муха.
    Он стал за мухой наблюдать.
    В окно она влетела,
    Она то сядет на тетрадь,
    То на кусочек мела.

  1. Найди предлоги.
  • В своей речи мы часто употребляем предлоги, они очень важны для нас. Но сможете ли вы их найти. Посмотрите на карточки под цифрой 1 на ваших столах.
  • В этих карточках вам нужно найти все предлоги, подчеркнуть их, это не такая простая задача.
  • Работаем самостоятельно. С соседом по парте не переговариваемся.

Птицы в клетке, ласточки на ветке, кошка под столом, садик за углом, книжка у подруги, песенка о друге, заяц без хвоста, устный счёт до ста, в гости к дяде Коле, рассказать о школе, из школы к лесу на машине, у друга с мамой в магазине, от дома, около буфета, за поворотом до рассвета, грибы под деревом искал: Кто все предлоги здесь узнал?

  • Вот какое огромное количество предлогов в этой карточке.
  • Посчитайте, сколько предлогов вы нашли? (22) Давайте проверим.
  • Верно.

  1. Вставьте предлоги в стихотворение
  • Один автор написал очень красивое стихотворение, но в нем пропали все предлоги. Я предлагаю вам помочь автору и вставить в стихотворение подходящие предлоги.
  • В тетради пропускаем предложение и переписываем стихотворение с предлогами, которые подходят.
  • Алёша рад: пришла весна,
    …. саду тепло и сухо
    И …. классе ….окна
    Жужжит сегодня муха.
    Он стал …. мухой наблюдать.
    ….окно она влетела,
    Она то сядет…. тетрадь,
    То …. кусочек мела.
  • Все написали, давайте проверим. Посмотрите на доску и внимательно сверьтесь.
  • Кто не допустил ошибки? Молодцы.
  • У кого есть ошибки, исправьте их. Вас тоже можем похвалить – найти место, в котором ошибся – трудная работа.

Рефлексия и итоги

  • Учить анализировать свою работу. (Р.)
  • Учить рефлексии деятельности. (Р.)

  • Удалось ли ответить на вопросы,  поставленные в начале урока?
  • Закончите предложение  «Я узнал…., я научился…»
  • Оцените свою деятельность. Если вам было интересно на уроке, и вы всё поняли, не допустили ни одной ошибки, то нарисуйте улыбающийся смайлик
  • Если возникали затруднения, то - спокойный смайлик ,
  • Если осталось много непонятного, то грустный смайлик.

Да. Удалось.

Я узнал, что такое предлог, я научился находить предлоги в предложениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Тема: Закрепление изученного материала по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».

Структура урока:- Организационный момент – 1 минута- Оформление тетрадей – 2 минуты- Диагностика знаний и умений – 8 минут- Работа по теме урока – 20 минут- Физкультминутка – 4 минуты- Закреплен...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

Тема: Тема: Закрепление по теме «Сложение и вычитание типа 36+2, 36-20, 36-2, 36+20, 24+4, 30 - 4.

Урок математики «Знатоки против телезрителей» Школа России.  Учебник «Математика», часть 1, М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова. ....

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в кольцо способом «сверху»

План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в коль...