Урок "Состав слова. Корень"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Лонгортова Мавра Ильинична

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_sostav_slova_.koren_.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Состав слова «Корень»

Цель: Расширить знания детей о составе слова .

Планируемые результаты: учащиеся научатся  находить в словах приставку, корень, суффикс; образовывать однокоренные слова; анализировать , делать выводы; строить сообщения в устной и письменной форме.

Оборудование: карточки с заданиями

                                  Ход  урока

1.Организационнный момент

2. Эмоциональный настрой.

Какое время года?  (зима).

А мы  с вами на уроке,  не смотря на то, что зима, вырастим свой необычный цветок. СЛАЙД  № 1.

-Скажите, с каким  настроением  вы  начинаете  урок? Своё настроение я  предлагаю  каждому  из вас  выразить, раскрасив  лепесток №1  у цветка который лежит перед вами на столе

 Красный цвет – настроение отличное, жёлтый цвет  - хорошее, синий  грустное.

И я тоже покажу  вам своё настроение ( помещаю на доске  лепесток соответствующего цвета)

- Ребята, я вижу, что  у всех  настроение  в начале  урока отличное, давайте проведём  наш урок так, чтобы у вас  настроение  было прекрасное.

Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю,  что сегодняшний урок принесёт вам радость общения друг с другом.

Успехов вам  и удач.  

3. Актуализация знаний. Словарная работа.   Отгадайте загадку.

Носится, свищет, мечется, рыщет.    

Где проснётся - дерево гнётся

Где пробежит - листик дрожит.

Какое значение  имеет  слово  «ветер»? (Движение  потока  воздуха  в горизонтальном направлении).

Подберите синонимы  к слову.( Дуновение, буря, буран, вьюга, метель, ураган, шторм).

Что такое синонимы? Синонимы - это слова,  которые звучат   и пишутся   по – разному, а по - смыслу  совпадают  или  очень близки.

2.Самоопределение к деятельности

Откройте тетради, запишите число.

Образуйте  родственные слова, запишите  их с подходящими  по смыслу   существительными. (  Ветреная погода, ветреный человек ).

Запишите. Выделите корень в словах.

 А теперь, скажите, о чём мы будем говорить на уроке.

СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ  УРОКА.

 Что такое корень? Корень  -  это главная, общая часть родственных слов, в которых  заключено  их  основное значение. Корень  в родственных словах пишется   одинаково.

Молодцы. Давайте раскрасим лепесток №2. Если вы хорошо работали, подбирали синонимы, родственные слова -  раскрасьте свой лепесток.

Упражнения в подборе родственных слов.

Упражнение 160.

Сейчас прочитайте текст. Выпишите  из  текста однокоренные слова к слову снег, выделите  в них корень.

Снеговик, снежный, снег. (Записать  в тетради)

Прочитайте слова, которые выписали. Как они называются? Почему?  Однокоренные слова. У них  общий корень,  близки по смыслу.

- Что интересного заметили, когда  выделяли  корень? (Последний согласный  звук корня разный).

- Почему  изменяются последний  звук и последняя буква  корня?

Потому что  согласные чередуются? Запись  на доске:  Г-Ж, Х-Ш, Ц-Ч. Хорошо! Нарисуем следующий лепесток №3 .Какое  у нас настроение?

На доске.  Выделите  корень  в каждой  из четырёх групп однокоренных слов, чередующиеся согласные  подчеркните.

Друг  - дружок – дружить              (Г-Ж)

Тихий – тихо – тишина                 (х-ш)

Медведь -  медвежий  -  медвежонок                   (д-ж)

Дышать – дыхание – дышит.                        (ш-х)

Как справились с заданием?  Раскрасьте лепесток.  №4

Упражнение   162.

Спишите  группы слов, убрав по одному   лишнему слову. Выделите  корень.

Вода- водитель –водяной – водичка.

Соль -  солить  - солёный –соломка.

Сторож -  сторожить  - сторожевой  - сторона.

В каждой группе найдите лишние слова.  Объясните  свой выбор.

Важно помнить, что корни  в родственных словах  не только  одинаково пишутся, но и имеют  одно  и то же значение.

О какой  особенности  корня  в родственных словах  надо  помнить?

( Корень  пишется одинаково).

Корни в словах могут  быть  одинаковыми  в произношении и на письме, но  при  этом  не будут однокоренными, так  как значение, смысл, заключённый  в корнях   слов, будет  совершенно разным.

Раскрасьте лепесток №5.

Работа с о сложными словами.

Упражнение  134. Прочитайте  сложные слова, выделите  в них корни. Вставьте  пропущенные буквы.

ВодОлаз, пылЕсос, носОрог, самОлёт, рыбОлов, ледОкол, мухОмор, самОвар, вертОлёт, вездЕход.

Прочитайте первое  слово. Почему  слово так  назвали?

(Лазит под водой)  

Выдели корень  в слове вода     - подбери однокоренное слово.

Вода, водяной, водный и  т.д.

 Какой корень в слове лазит. Подбери однокоренные слова.

В слове лазит корень  лаз . однокоренные слова : лазить,

Слово,  в котором два или  более  корня, называются сложными.

И соединяются с помощью соединительных гласных.    О и Е

Раскрасьте лепесток №6

Дифференцированная самостоятельная работа

1 группа: Подбери  пару  однокоренных слов.  Выдели корень

2 группа: Прочитайте. Выпиши  из стихотворения родственные слова.  Дополни свои. Выдели корень.

Летят перелётные птицы

Прошедшее лето искать,

Летят они в дальние страны,

А я не хочу улетать.     М.Исаковский.

3 группа:

Запиши, как называют:  

Человека, который , строит дом; кладёт печь, убирает двор, учит  детей, работает на тракторе.

Выдели корень. Правильные ответы на экране.

-Раскрасьте лепесток №6.

Подведение итога  урока.

Скажите, какой праздник приближается.

-Давайте поиграем в игру «Ласковое» слово для мамы

Мама, мамочка, мамуля, мамулечка.

Рефлексия.

- Все ли хорошо усвоили?

- Какие задания вам больше понравились?

-Ну что нам осталось раскрасить серединку вашего цветка.

Раскрасьте  его таким цветом, которое вам подсказывает ваше настроение.

Оправдались ваши предположения, каким будет наш урок?

Пусть этот цветок будет подарком для вашей мамы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...