Конспекты уроков
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Аня Валерьевна Архипова

Урок русского языка во 2 классе на тему:«Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами. Алфавит».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами. Алфавит»

Тип: урок «открытия» нового знания

Цель урока : способствовать изучению согласных и гласных  звуков и алфавита.

Задачи:

-обучающие: формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков

-развивающие: развивать умение определять тему урока; учить работать в парах

-воспитывающие: воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников

Планируемые результаты

Предметные:

уметь извлекать нужную информацию

Метапредметные:

  • Познавательные:  самостоятельно находить информацию в материалах учебников, рабочих тетрадей.
  • Коммуникативные:  уметь работать в парах, в группе, самостоятельно планируя свою работу, вступать в диалог с учителем, одноклассниками;
  • Регулятивные:  сравнивать и обобщать, делать выводы, высказать и отстаивать свою точку зрения, действовать по плану.

Личностные:

формировать навыки сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, презентация, наглядный материал, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Органи-зационный этап

- приветствие, знакомство;

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аня Валерьевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Приветствуют учителя

ЛУУД

- эмоциональный настрой к уроку;

- Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы на уроке.

Настраиваются к уроку

- проверка готовности у уроку.

- Ребята, проверьте свои рабочие места. Все ли у вас готово к уроку?

- Хорошо, тогда мы начинаем урок.

Организуют рабочее место

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

- Ребята, как вы думаете, из чего состоит наша речь? (Из предложений)

- А предложения? (из слов)

- А слова? (из слогов)

- А слоги? (Из звуков)

- И все, это какая была речь? (устная)

- А если я захочу все это записать, что мне потребуется? (буквы)

- Значит для чего придумали буквы (для обозначения звуков на письме)

- Чем отличается звуки от букв? (буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим)

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

1.        Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

- Всегда ли совпадает написание и звучание слов?

- Что нужно сделать, чтобы верно написать слова? (применить правило)

- Ребята на доске у меня написаны слова в транскрипции.

- Кто нам напомнит, что такое транскрипция?  [Жыраф] [йама] [пращай] [дуп] [азбука] (звуковая запись слов)

- В рабочей тетради запишите слова буквами и подчеркните орфограммы в словах, если они есть.

- Прочитайте первое слово. Какая орфограмма есть в этом слове? (ЖИ пиши с буквой И)

- Прочитайте второе слово. Какой буквой обозначили два первых звука? (буквой Я)

- Прочитайте следующее слово. Назовите орфограмму в этом слове. (Прощай – это словарное слово. Запоминаем букву О)

- Прочитайте следующее слово. Есть орфограммы в этом слове? (парная согласная на конце слова)

- Какую букву написали и почему? (Дуб-дубы. Пишем букву Б)

- Какая орфограмма в следующем слове?

(орфограмм нет)

- Ребята, как вы понимаете значение слова «азбука»? (книга для изучения алфавита)

- А что такое алфавит? (буквы, расположенные в определенном порядке)

- А нужно ли знать алфавит? Зачем? (ответы детей)

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами

ЛУУД

2.        Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

- Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока? (Алфавит)

-Да, ребята, а тема нашего урока звучит вот так : «Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами. Алфавит».

- А какую цель поставим перед собой? (ответы детей)

- Сегодня мы вспомним и запомним порядок букв в алфавите, научимся правильно называть буквы.

Формулируют тему и цели  урока

РУУД

IV. Организация познавательной деятельности

1.        Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

- Ребята, сколько букв в русском алфавите? Сколько из них гласных? ( В алфавите 33 буквы, 10 гласных букв)

- А сколько звуков? (43 звука – 6 гласных и 37 согласных)

- Давайте прочитаем, что же нам про алфавит хочет рассказать профессор Самоваров. Откройте учебник на странице 38 и найдите сообщение профессора.

- А знаете ли вы как появилось слово «алфавит»? Совенок дает нам небольшую подсказку в учебнике на с.38.

- Итак, как произошло слово «алфавит»? (Слово алфавит произошло от двух греческих букв альфа и вита, а слово азбука – от двух славянских букв аз и буки)

Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

РУУД

2.        Поиск решения («открытие» нового знания)

- Выполним упражнение 40. Прочитайте пословицу и объясните ее смысл.

Сначала АЗ да БУКИ, а там и науки.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (сначала нужно запомнить весь алфавит, и только потом начинать заниматься наукой).

- Запишите пословицу к себе в тетрадь так же красиво, как на образце в учебнике.

- Ребята, нам нужно запомнить все буквы русского алфавита. А поможет нам в этом стихотворение А.Шибаева «Азбука-река» на странице 39. Прочитаем стихотворение хором, запоминая правильные названия букв.

Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе

КУУД

РУУД

ПУУД

3.Первичное закрепление. 

- А сейчас, чтобы проверить, как вы запомнили названия букв, выполним упражнение 41 на странице 38.

- Что нам нужно сделать в этом упражнении? (Прочитайте алфавит. Назовите пропущенные буквы.)

- А мы выполним это упражнение письменно, самостоятельно, а потом мы проверим, как вы справились с заданием.

-Ребята, давайте проверим. Читать будем по цепочке.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

-Следующее наше задание. Откройте рабочие тетради страница  16. Давайте выполним 24 задание.

-Прочитайте, что нам нужно делать? Задание будем выполнять в парах, то есть парная работа. Работаем сообща и дружно, не кричим.

-Давайте проверим ваши ответы.

-Хорошо, все прекрасно справились с заданием.

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах,  группе

КУУД

  1. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

-Следующее наше задание: фонетический разбор слов.

На экране вы видите 3 слова: 1 ряд 1 слово, 2 ряд 2 слово, 3 ряд 3 слово. Из каждого ряда один ученик будет работать у доски, а остальные будут работать самостоятельно.

Лес - один слог.

[л'] - согласный, звонкий непарный, мягкий.

[э] - гласный, ударный.

[с] - согласный, глухой парный, твердый.

3 буквы, 3 звука.

Кот [кот]

к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [о] — гласный, ударный
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

В слове 3 буквы и 3 звука.

Дом [дом]

д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
о — [о] — гласный, ударный
м — [м] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый(парный)

В слове 3 буквы и 3 звука.

-Молодцы. У всех так? Хорошо.

Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе

КУУД

  1.  Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону.

- Последнее наше задание. На экране вы видите слова. Вам нужно их записать в алфавитном порядке.

-Всем понятно задание?

- Давайте проверим. Кто хочет прочитать? Спасибо.

Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников

КУУД

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

- Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?

- Поднимите руку те, кто достиг цели?

Отвечают на итоговые вопросы

КУУД

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

-Хорошо. Давайте подведем итог урока. На экране вы видите незаконченные предложения. Вам нужно их закончить.

-Спасибо за ответы.

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

ЛУУД

Выставление отметок.

- Я считаю, что мы с вами сегодня хорошо поработали, все были очень активными.

VI. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

-Ребята, записываем домашнее задание. У вас на столах лежат карточки. Вы видите там цифры. По этим цифрам вы должны определить последовательность букв в алфавите и у вас должны получиться слова.

-Всем понятно домашнее задание?

- Спасибо вам за урок. До свидания.

Фиксируют домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. ЛЕС 2. КОТ 3. ДОМ

Слайд 2

Тетрадь, ручка, Азбука, пенал, доска, мел, ученик, дневник, портфель, экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...