Технологическая карта Н.Н Носов "На горке" 2 кл
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Урок литературного чтения во 2 «В» классе (УМК Школа России) Студент: Ткаченко Е.А. Дата: 30.10.2020 | |
Тема | Н.Н. Носов «На горке». Составление плана, пересказ. |
Педагогическая цель | Познакомить учащихся с произведением Н.Н.Носова «На горке»; формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, память учащихся, учить понимать текст, расширять словарный запас учащихся; воспитывать интерес к чтению. |
Тип урока | Комбинированный. |
Планируемые результаты (предметные) | Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; воспитывать любви к природе; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; умение прогнозировать содержание произведения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст; уметь оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей по классу. Уметь вести диалог на уроке. |
Личностные результаты | Проявлять желание читать произведения о дружбе; |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Познавательные: развивают речевые навыки, мышление, память, воображение. Коммуникативные: проявляют готовность читать, слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою точку зрения. |
Методы и формы обучения | Частично-поисковый, словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная. |
Основные понятия | Рассказ, иллюстрации, картинный план. |
Образовательные ресурсы | Мультимедийная презентация, карточки, учебник К.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение 2 класс 2 часть(стр.60-65) |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организация начала урока. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. | 1.Приветствие учащихся. 2.Эмоциональный настрой. 3. Проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Анатольевна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Долгожданный дан звонок - Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи. -А теперь будьте внимательны: Если я произнесу слово, которое начинается с гласного звука – сядут девочки, а если с согласного – мальчики (горка, обед). - Проверим готовность к уроку, на столах у вас должны лежать учебники литературного чтения ,дневник и снежинка. | Проверяет готовность класса и оборудования, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, включаются в деловой ритм. |
II.Речевая разминка. Цель: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; формирование выразительности речи | 1.Дахательная гимнастика. 2.Упр. в отработке дикции (проговаривание скороговорки) | -Ребята, представим, что к вам на ладонь упала снежинка. Сделайте вдох и подуйте на снежинку, чтобы она улетела. - Посмотрите, куда опустились ваши снежинки. Снежинки ловит Тая, Они слетают тая. - Повторим все вместе шепотом и медленно (повторяют хором вместе с учителем) - А теперь поработаем над дикцией. -Я вам сейчас прочитаю скороговорку, а вы внимательно послушаете и повторите ее вместе . Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, Мышки зубики сломали. -Прочитайте с разной интонацией (восхищения, удивления, вопроса) -Видите, ребята, как нелегко бывает быстро и четко произнести скороговорку с первого раза, но этому нужно учиться и тренироваться, тогда и речь ваша будет грамотная и выразительная. | Проводит речевую разминку и дыхательную гимнастику. Организуют работу по чтению скороговорки, формулируют задание контролируют правильность выполнения упражнения | Читают с разными целевыми установками. Читают скороговорку в соответствии с поставленной задачей: с разной интонацией (выразительно, с удивлением); с разным темпом чтения: медленно, быстро. |
III. Проверка домашнего задания. Цель: выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения | 1.Рассказ об авторе | -А теперь проверим домашнее задание. С творчеством, какого автора вы начали знакомство на прошлом уроке? (с творчеством Н.Н. Носова) -Что интересного узнали о нём? (Николай Николаевич Носов был всесторонне развитым человеком. Он увлекался музыкой, пением, театром и точными науками. В молодые годы Носов сменил много профессий: успел поработать торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен. Впервые рассказы Носова печатались в популярном в то время детском журнале «Мурзилка»: «Затейники», «Живая шляпа», «Чудесные брюки», «Фантазеры», «Мишкина каша» и другие) | Устанавливает правильность и осознанность выполнения д/з всеми учащимися. | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль правильности выполнения задания. |
2. Пересказ «Живая шляпа» | -Дома вы должны были подготовить пересказ рассказа «Живая шляпа». Проверим, как вы справились с этим заданием: (Начинает пересказывать……, продолжит……, продолжает……..) -Молодцы ребята, вы хорошо подготовили домашнее задание, оценки ………..(выставление оценок с комментированием) | Выявляет пробелы, обобщает, выставляет оценки. | Пересказывают. | |
IV.Целеполагание Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | 1.Сообщение темы урока. 2.Определение темы и задач урока | - Сегодня мы прочитаем еще один рассказ Н.Носова и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться. Сл. 2 -Даю подсказку: название состоит из двух слов.
- Кто догадался , с каким же произведением мы сегодня познакомимся? (Мы познакомимся с произведением Н.Н.Носов «На горке») -Какие задачи мы можем поставить перед собой? - познакомится с произведением «На горке») - выразительно прочитать произведение Н.Н.Носов «На горке» | Актуализирует опорные знания и умения, создает проблемную ситуацию; задает вопросы для подведения к теме урока. Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Воспринимают учебную задачу, отвечают на вопросы учителя, рассуждают, мысленно входят в тему урока Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач |
V.Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | 1.Подготовка к восприятию (определение названия, словарная работа) | - Кто знает, что же такое горка? Сл. 3. Го́рка — возвышение на местности; -В новом рассказе вам встретятся и другие непонятные слова. Уточним их значение, чтобы понять смысл рассказа: Фанера - Очень тонкая пластина дерева, используема в хозяйстве Дворницкая - это помещение, в котором хранятся инструменты дворника. | Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы. | Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания и овладевают способами действия исправлять типичные ошибки и неверные исправления. |
2.Первичное восприятие (аудиозапись) | Аудиозапись -Послушайте рассказ в исполнении мастера художественного слова и подумайте, о какой горке идет речь. | Дает целевую установку учащимся. | Отвечают на вопросы, слушают запись. | |
3.Проверка первичного восприятия | -Итак, как вы поняли, о какой горке идет речь в рассказе? (снежная горка) - Скажите, что нужно для строительства снежной горки? - Подумайте, и скажите, почему так называется рассказ. Назовите главного героя рассказа. (Котька Чижов) - Какое настроение у вас вызвал этот рассказ? - Назовите героев рассказа. Сл.4 Посмотрите пожалуйста на экран и скажите К какому жанру относится произведение? | Отвечают на вопросы. | ||
4. Повторное чтение и составление плана | - Ребята, а сейчас прочитаем этот рассказ. Откройте учебник на стр.60 Наша задача- составить план рассказа. Читайте внимательно и подумайте. Какие картины можно нарисовать к этому рассказу. Читают учащиеся. Сл. 5-6 Прочитайте вопросы и выберите правильные ответы А теперь составим план (Читаем по частям, озаглавливаем каждую часть). Посмотрите пожалуйста на экран составим картинный план, для этого восстановим порядок событий на картинном плане. Сл.7-9 -Итак, какой же план получится у нас?
| Даёт целевую установку на чтение по абзацам. | Читают рассказ по абзацам. | |
5.Аналитическая беседа | - Назовите главного героя рассказа. (Котька Чижов) - Каким вы представляете Котьку Чижова? Почему вы так считаете? Можно ли подтвердить ваше мнение словами текста? Прочитайте. ( Хитрый – не хотел строить горку, а когда ребята ушли, побежал кататься). (Глупый – посыпал горку песком, не догадался, что коньки по песку не поедут). (Трудолюбивый – так понравилось работать, что он еще и ступеньки сделал). - Как вы относитесь к такому поступку героя? - Изменился ли Котька в конце рассказа? - Кто помог мальчику измениться? (Его товарищи). - Хотели бы вы иметь таких друзей? Почему? | |||
Физкультминутка | -Теперь выйдите из-за парт и повторяйте за мной: | Снимает утомляемость, предотвращает рассеянность, невнимательность детей. | Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем. | |
VI.Закрепление изученного Цель: закрепление знаний и способов действий, контроль и самопроверка знаний | 4.Работа с иллюстрацией, составление плана пересказа. | - Отдохнули, а теперь нам предстоит выполнить очень интересную и важную работу. - Рассмотрите иллюстрации на стр.65 и попробуйте соотнести их с пунктами плана, который мы составили. - Каких рисунков не хватает? (Котька пытается взобраться на скользкую горку). - Найдите нужный эпизод в рассказе, прочитайте его. Озаглавим этот фрагмент. (Хитрец на скользкой горке). - Какой еще картинки не хватает? Прочитайте нужный эпизод. Как можно его озаглавить? (Дружная работа). ( Котька трудится вместе с ребятами). - У нас получился план рассказа. Прочитайте его. - Для чего мы составили план? (С помощью плана легко пересказать текст). | Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации | Самостоятельно выполняют задания, требующие применения знаний в знакомой и измененной ситуации |
5.Пересказ по плану | -А теперь перескажем по плану (дети пересказывают по пунктам) -Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Учитель оценивает пересказ, комментирует оценки | Следит за пересказом учащихся, оценивает пересказ. | Пересказывают. | |
6.Работа с пословицами. | Сл. 10 - А теперь прочитайте следующие предложения. Что это? (Пословицы). Ум хорошо, а два лучше. Поспешишь – людей насмешишь. Умел ошибиться, умей и исправиться. - Скажите, какая пословица выражает главную мысль рассказа? Умел ошибиться, умей и исправиться. - Почему вы выбрали эту пословицу? (Котька допустил ошибку, когда испортил работу ребят, но с помощью друзей исправил свою ошибку – отремонтировал горку и даже ступеньки сделал). | Читает пословицу, просит объяснить ее смысл, задает вопросы. | Слушают пословицу, объясняютее смысл, отвечают навопросы учителя. | |
VII. Итог урока. Рефлексия | 1.Обобщающая беседа. 2 Рефлексия, выставление оценок | - Итак, ребята, наш урок подходит к концу. - Скажите, с каким рассказом мы познакомились? ( «На горке») -Кто является автором этого рассказа? ( Н.Н.Носов) -Понравился ли вам рассказ? Сл.11 – С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Чтобы:
– Итак, я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать. - У вас на партах лежат снежинки. Оцените свою работу на уроке. Тот, кто считает, что справился со всеми заданиями хорошо, раскрасит снежинку голубым цветом. Кто считает, что справился с заданиями хорошо, но нужна была помощь, раскрасьте снежинку серым. Теперь мы построим свою горку. Выйдите к доске и прикрепите свои снежинки. Хорошая горка получилась! Заканчивается встреча с замечательным литературным произведением. Молодцы, вы хорошо поработали! На следующем уроке мы продолжим работу с этим произведением. А закончить урок я хочу пожеланием: пусть у вас будет добрая душа, будьте трудолюбивы, играйте дружно, помогайте друг другу и тогда у вас все получится! | Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. Мобилизует учащихся на рефлексию | Соотносят цель учебной деятельности и её результаты, намечают дальнейшие цели деятельности. Рефлексия способов и условий действий(П) |
Домашнее задание Цель: обеспечить понимание учащимися цели д/з. | Откройте пожалуйста дневнички и запишите Домашнее задание: с.60-63 выразительное чтение Вы все молодцы. Урок окончен. До свидания. | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/з | Усваивают необходимые и достаточные условия для успешного выполнения д/з в соответствии с уровнем своего развития |