Технологическая карта Н.Н Носов "На горке" 2 кл
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ткаченко Елена Анатольевна

Н.Н Носов "На горке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_n.n_nosov.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА                                                      

Урок литературного чтения во 2 «В» классе (УМК Школа России)

Студент: Ткаченко Е.А.

Дата: 30.10.2020

Тема

Н.Н. Носов «На горке». Составление плана, пересказ.

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с произведением Н.Н.Носова  «На горке»; формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, память учащихся, учить понимать текст, расширять словарный запас учащихся; воспитывать интерес к чтению.

Тип урока

Комбинированный.

Планируемые результаты (предметные)

Наблюдать за жизнью  слов в художественном тексте; воспитывать любви к природе; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; умение прогнозировать содержание  произведения;  рисовать словесные картины  зимней природы с опорой на  текст; уметь оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей по классу.

Уметь вести диалог на уроке.

Личностные результаты

Проявлять желание читать произведения о дружбе;
проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения. 

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: развивают речевые навыки, мышление, память, воображение.

Коммуникативные: проявляют готовность читать, слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою точку зрения.

Методы и формы обучения

Частично-поисковый, словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия

Рассказ, иллюстрации, картинный план.

Образовательные ресурсы

Мультимедийная  презентация,  карточки, учебник К.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение 2 класс 2 часть(стр.60-65)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

1.Приветствие учащихся.

2.Эмоциональный настрой.

3. Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята.  Меня зовут Елена Анатольевна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

-А теперь будьте внимательны:

Если я произнесу слово, которое начинается с гласного звука – сядут девочки,

 а если с согласного – мальчики (горка, обед).

- Проверим готовность к уроку, на столах у вас должны лежать учебники литературного чтения ,дневник и снежинка.

Проверяет готовность класса и оборудования, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, включаются в деловой ритм.

II.Речевая разминка.

Цель: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; формирование выразительности речи

1.Дахательная гимнастика. 

2.Упр. в отработке дикции (проговаривание скороговорки)

-Ребята, представим, что к вам на ладонь упала снежинка. Сделайте вдох и подуйте на снежинку, чтобы она улетела.

- Посмотрите, куда опустились ваши снежинки.

   Снежинки ловит Тая,   

   Они слетают тая.

- Повторим все вместе шепотом и медленно (повторяют хором вместе с учителем)
- Повторим быстро, (
повторяют хором вместе с учителем)
А теперь еще быстрее (
повторяют хором вместе с учителем)

- А теперь   поработаем над дикцией.

-Я  вам сейчас прочитаю  скороговорку, а вы внимательно послушаете и повторите ее вместе .

 Мышка сушек насушила,

 Мышка мышек пригласила.

 Мышки сушки кушать стали,

 Мышки зубики сломали.

-Прочитайте с разной интонацией (восхищения, удивления, вопроса)

-Видите, ребята, как нелегко бывает быстро и четко произнести скороговорку с первого раза, но этому нужно учиться и тренироваться, тогда и речь ваша будет грамотная и выразительная.

Проводит речевую разминку и дыхательную гимнастику.

Организуют работу по чтению скороговорки, формулируют задание контролируют правильность выполнения упражнения

Читают с разными целевыми установками.

Читают скороговорку в соответствии с поставленной задачей: с разной интонацией  (выразительно, с удивлением); с разным темпом чтения: медленно, быстро.

III. Проверка домашнего задания.

Цель:

выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения

1.Рассказ об авторе

-А теперь проверим домашнее задание. С творчеством, какого автора вы начали знакомство на прошлом уроке? (с творчеством Н.Н. Носова)

-Что интересного узнали о нём?

(Николай Николаевич Носов был всесторонне  развитым человеком. Он увлекался музыкой, пением, театром и точными науками.

 В молодые годы Носов сменил много профессий:  успел поработать торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен.

Впервые рассказы Носова печатались в популярном в то время  детском журнале «Мурзилка»: «Затейники»,  «Живая шляпа», «Чудесные брюки», «Фантазеры», «Мишкина каша» и другие)

Устанавливает правильность и осознанность выполнения д/з   всеми учащимися.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль правильности выполнения задания.

2. Пересказ «Живая шляпа»

-Дома вы должны были подготовить пересказ  рассказа «Живая шляпа». Проверим, как вы справились с этим заданием: (Начинает пересказывать……, продолжит……, продолжает……..)

-Молодцы ребята, вы хорошо подготовили домашнее задание, оценки ………..(выставление оценок с комментированием)

Выявляет пробелы, обобщает, выставляет оценки.

Пересказывают.

IV.Целеполагание

Цель:

  обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1.Сообщение темы урока.

2.Определение темы и задач урока

- Сегодня мы прочитаем еще один рассказ Н.Носова и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться.

Сл. 2

-Даю подсказку: название состоит из двух слов.
(
Дети разгадывают анаграмму)
А Н К Е Г О Р 

 

- Кто догадался , с  каким же произведением мы сегодня познакомимся? (Мы познакомимся с произведением Н.Н.Носов «На горке»)

-Какие задачи мы можем поставить перед собой?

- познакомится с произведением «На горке»)

- выразительно прочитать произведение Н.Н.Носов «На горке»

Актуализирует опорные знания и умения, создает проблемную ситуацию; задает вопросы для подведения к теме урока.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Воспринимают учебную задачу, отвечают на вопросы учителя, рассуждают, мысленно входят в тему урока

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

V.Изучение нового материала

Цель:

обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

1.Подготовка к восприятию

(определение названия, словарная работа)

-  Кто знает, что же такое горка?

Сл. 3.

Го́рка — возвышение на местности;

-В новом рассказе вам встретятся и другие  непонятные слова. Уточним их значение, чтобы понять смысл рассказа:

Фанера - Очень тонкая пластина дерева, используема в хозяйстве

Дворницкая - это помещение, в котором хранятся инструменты дворника.

Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы.

Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания и овладевают способами действия исправлять типичные ошибки и неверные исправления.

2.Первичное восприятие

(аудиозапись)

Аудиозапись

-Послушайте рассказ в исполнении мастера художественного слова и подумайте, о какой горке идет речь.

Дает целевую установку учащимся.

Отвечают на вопросы, слушают запись.

3.Проверка первичного восприятия

-Итак, как вы поняли, о какой горке идет речь в рассказе? (снежная горка)
- Ребята, а вы любите бывать на горке? Почему?

- Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

- Подумайте, и скажите, почему так называется рассказ.

Назовите главного героя рассказа. (Котька Чижов)

- Какое настроение у вас вызвал этот рассказ?

- Назовите героев рассказа.

Сл.4

Посмотрите пожалуйста на экран и скажите

К какому жанру относится произведение?

Отвечают на вопросы.

4. Повторное чтение и  составление плана

- Ребята, а сейчас прочитаем этот рассказ. Откройте учебник на стр.60 Наша задача- составить план рассказа. Читайте внимательно и подумайте. Какие картины можно нарисовать к этому рассказу. Читают учащиеся.

Сл. 5-6

Прочитайте вопросы и выберите правильные ответы

А теперь составим план

(Читаем по частям, озаглавливаем каждую часть).

Посмотрите пожалуйста на экран составим картинный план, для этого восстановим порядок событий на картинном плане.

Сл.7-9

-Итак, какой же план получится у нас?

  1. Строительство горки
  2. Хитрый Котька
  3. Делаешь наспех-сделаешь на смех
  4. Исправление ошибки
  5. Ударная работа

Даёт целевую установку на чтение по абзацам.

Читают рассказ по абзацам.

5.Аналитическая беседа

- Назовите главного героя рассказа. (Котька Чижов)

- Каким вы представляете Котьку Чижова? Почему вы так считаете? Можно ли подтвердить ваше мнение словами текста? Прочитайте.

( Хитрый – не  хотел строить горку, а когда ребята ушли, побежал кататься).

(Глупый – посыпал горку песком, не догадался, что коньки по песку не поедут).

(Трудолюбивый – так понравилось работать, что он еще и ступеньки сделал).

- Как вы относитесь к такому поступку героя?

- Изменился ли Котька в конце рассказа?

- Кто помог мальчику измениться? (Его товарищи).

- Хотели бы вы иметь таких друзей? Почему?

Физкультминутка

-Теперь выйдите  из-за парт и повторяйте за мной:
Как на горке снег, снег,
(поднимают руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседают)
И на елке снег, снег,
(поднимают руки)
И под елкой снег, снег
. (приседают)
А под елкой спит медведь. (подносят ладони к уху)
Тихо, тихо, не шуметь!

Снимает утомляемость, предотвращает рассеянность, невнимательность детей.

Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем.

VI.Закрепление изученного

Цель: закрепление знаний и способов действий, контроль и самопроверка знаний

4.Работа с иллюстрацией, составление плана пересказа.

- Отдохнули, а теперь нам предстоит выполнить очень интересную и важную работу.

- Рассмотрите иллюстрации на стр.65 и попробуйте соотнести их с пунктами плана, который мы составили.

- Каких рисунков не хватает?

(Котька пытается взобраться на скользкую горку).

- Найдите нужный эпизод в рассказе, прочитайте его. Озаглавим этот фрагмент.

(Хитрец на скользкой горке).

- Какой еще картинки не хватает? Прочитайте нужный эпизод. Как можно его озаглавить?

(Дружная работа). ( Котька трудится вместе с ребятами).

- У нас получился план рассказа. Прочитайте его.

 - Для чего мы составили план? (С помощью плана легко пересказать текст).

Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельно выполняют задания, требующие применения знаний в знакомой и измененной ситуации

5.Пересказ по плану

-А теперь перескажем по плану (дети пересказывают по пунктам)

-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

Учитель оценивает пересказ, комментирует оценки 

Следит за пересказом учащихся, оценивает пересказ.

Пересказывают.

6.Работа с пословицами.

Сл. 10

- А теперь прочитайте следующие предложения. Что это?  (Пословицы).

        Ум хорошо, а два лучше.

       Поспешишь – людей насмешишь.

       Умел ошибиться, умей и исправиться.

- Скажите, какая пословица выражает главную мысль рассказа?

       Умел ошибиться, умей и исправиться.

- Почему вы выбрали эту пословицу?

(Котька допустил ошибку, когда испортил работу ребят, но с помощью друзей исправил свою ошибку – отремонтировал горку и даже ступеньки сделал).

Читает пословицу, просит объяснить ее смысл, задает вопросы.

Слушают пословицу, объясняютее смысл, отвечают навопросы учителя.

VII. Итог урока. Рефлексия
Цель:
обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности

1.Обобщающая беседа.

2 Рефлексия, выставление оценок

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу.

- Скажите, с каким рассказом мы познакомились? ( «На горке»)

-Кто является автором этого рассказа? ( Н.Н.Носов)

-Понравился ли вам рассказ?

 Сл.11

– С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?

Чтобы:

  • Развеселить читателя.
  • Подшутить над кем-нибудь.
  • Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
  • Разбудить фантазию.
  • Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

– Итак, я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

- У вас на партах лежат снежинки. Оцените свою работу на уроке. Тот, кто считает, что справился со всеми заданиями хорошо, раскрасит снежинку голубым цветом. Кто считает, что справился с заданиями хорошо, но нужна была помощь, раскрасьте снежинку серым. Теперь мы построим свою горку. Выйдите к доске и прикрепите свои снежинки.

Хорошая горка получилась!

Заканчивается встреча с замечательным литературным произведением. Молодцы, вы хорошо поработали! На следующем уроке мы продолжим работу с этим произведением. А закончить урок я хочу пожеланием: пусть у вас будет добрая душа, будьте трудолюбивы, играйте дружно, помогайте друг другу и тогда у вас все получится!

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. Мобилизует учащихся на рефлексию

Соотносят цель учебной  деятельности и её результаты, намечают дальнейшие цели деятельности.

Рефлексия способов и условий действий(П)

Домашнее задание

Цель: обеспечить понимание учащимися цели  д/з.

Откройте пожалуйста дневнички и запишите

Домашнее задание: с.60-63 выразительное чтение

Вы все молодцы. Урок окончен. До свидания.

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/з

Усваивают необходимые и достаточные условия для успешного выполнения д/з в соответствии с уровнем своего развития