Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Белова Екатерина Николаевна

Тема" "Развиитие умения находить грамматическую основу".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskaya_osnova.docx184.23 КБ

Предварительный просмотр:

  1. класс

Тема урока: Развитие умения находить грамматическую основу.

1.Тип урока: Второй урок по теме.

2.Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.

3.Цели урока: 

  • Познакомить с главными членами предложения как грамматической и смысловой основой предложения.
  • Развивать речь, память, внимание, воображение, фонематический слух учащихся.
  • Воспитывать вежливость, культуру диалога, бережное отношение к природе.

1. Вступление

У. - Как было бы здорово, если бы все желания человека исполнялись по взмаху волшебной палочки. У меня ее нет, но зато у меня есть доброе сердце, которое умеет и любит дружить. Я предлагаю вашим сердцам подружиться с моим и вместе в доброй и дружной команде сегодня потрудиться!

У. - Ещё у меня есть девиз для нашей дружной команды «Ученье объединяет».

- Как вы думаете, что означает этот девиз? (Мы объединяемся в стремлении получить знания. В школе мы не только учимся, но и дружим, нас объединяет дружба.

2. Словарная работа

- Где в этих словах можно сделать ошибки? У-чень-е  о-бъе-ди-ня-ет

- Разделите слова на слоги, поставьте ударение. Можно ли переносить слово ученье и как? А как можно перенести слово объединяет?

- Продолжите это предложение по схеме-подсказке.

СХЕМА:     Ученье объединяет КОГО?

- Откройте тетради, запишите дату, слова «Классная работа»  и предложение, которое у нас получилось.

-  Назовите существительные в этом предложении. (ученье, людей)

- Назовите глагол. (объединяет)

- Как вы думаете,  Кто? или Что? будет совершать действие? (люди или ученье)

- Задайте вопрос к существительному, которое совершает действие и к самому глаголу.

- Чем являются эти слова в предложении? Главные слова или грамматическая основа.

- Что вы знаете о грамматической основе предложения? (это основа предложения, слова тесно связанные по смыслу, одно слово совершает действие, а другое говорит какое действие).

3. Объявление темы урока. Составление плана работы.

- Сегодня мы будем учиться находить грамматическую основу предложений.

- Итак, наша цель - грамматическая основа предложения. Чтобы добраться до цели нам нужно разработать маршрут.

- Кто объяснит, что такое маршрут? (заранее намеченный путь следования).

- Наш путь изображен в маршрутной карте, которая есть у вас на парте.

1.Нахождение грамматической основы предложения. Составление  предложений по схемам. 

2. Какими частями речи представлена основа предложения?  Постановка  вопросов к словам.

3. Выяснение роли грамматической основы предложения. Работа в парах.

4._______________(«Ловушка»)

4. Работа по теме урока.

Нахождение грамматической основы предложения. Составление  предложений по схемам (УСТНО)

- Составьте предложение по схеме, опираясь на картинку ( слайде №1).

- Мне понадобится ваша помощь. Вы будете словами, встаньте так, чтобы получилось предложение как на схеме. (вызываю трёх учащихся, вручаю таблички, выстраиваются в предложение).

- Сейчас я назову основу предложения, для этого уберу лишнее слово (указываю на учащегося, который отходит в сторону).

- Я утверждаю, что грамматическая основа этого предложения – КРАСИВАЯ БАБОЧКА. Вы можете согласиться с моим утверждением или нет, но обязательно объясните свой ответ! (учащиеся исправляют ошибку, дают объяснения, указывают, кому из учащихся нужно отойти в сторону, а кому остаться).

- Что главное сообщает нам это предложение?

- Составьте предложение к следующей схеме. (слайд №2)

- Мне снова нужны помощники (вызываю трёх учащихся, вручаю таблички, выстраиваются в предложение). Я утверждаю, что грамматическая основа этого предложения ВОЗДУШНЫЕ УЛЕТЯТ (один учащийся отходит в сторону). Объяснения детей, исправление ошибок.

- Продолжаем работу с третьей схемой (слайд №3)

     

Трое учащихся с табличками вновь выстраивают предложение.

-Я считаю, что основа предложения БУРЫЙ СПИТ. (объяснения детей).

- Мы успешно составили предложения, смогли правильно обозначить основу. Попробуйте сформулировать, что такое грамматическая основа.

Вывод: грамматическая основа - это главная мысль предложения, маленькое предложение.  В основе есть слово, которое действует и слово, которое называет это действие.

Какими частями речи представлена основа предложения? 

 Постановка  вопросов к словам. (ПИСЬМЕННО)

- Мы на втором этапе пути. Прочитайте предложения.

Шумный  дятел стучит. Пестрые рябчики пищат. Яркие сойки трещат. Унылая кукушка кукует. Маленькие малиновки щебечут.

- Когда человек в пути, он всегда любуется природой, наблюдает. Мы тоже сейчас полюбуемся на птиц, о которых прочли и даже сможем представить себя в настоящем лесу и послушать их голоса.

После каждого предложения смотрим слайд и слушаем звуки. (слайды №4-8)

-Выпишите грамматическую основу каждого предложения вместе с вопросами. Вопросы к словам поставь в следующем порядке: сначала кто? или что?, затем что делает?

Образец:    (кто?)   дятел  (что делает?) стучит

Вывод: главные слова в предложении это существительное, которое отвечает на вопросы  кто? что? и глагол, которое отвечает на вопросы что делает? и т.д.

 Выяснение роли грамматической основы. Работа в парах (УСТНО)

- Мы уже на третьем этапе нашего пути.

- Сейчас вы поработаете в паре. Это будет творческое задание. Проявите фантазию и смекалку. Внимательно послушайте задание.

- Придумай  основу предложения, а сосед по парте пусть его продолжит. Затем пусть сосед по парте скажет тебе основу, а ты его продолжишь. Начните рассказывать о своей работе с фразы  «Я составил предложение……Основа моего предложения…..» Постарайтесь составить большое красивое предложение.

- Будьте готовы рассказать о своей работе через минуту.

Выслушиваю несколько пар учащихся.

- А теперь попробуйте произнести свое красивое предложение без основы. Выслушиваю нескольких.

- Попробуйте сделать вывод, какую роль выполняет основа предложения.

Вывод: Основа объединяет слова в предложении, заключает  законченную мысль.

Ловушка(ПИСЬМЕНННО)

- На любом маршруте нас может ожидать что-то неизвестное или даже опасное. Основа предложения приготовила для нас ловушку. В маршрутной карте я специально оставила  свободную строку для ещё одного пункта. Он так и называется «Ловушка». Допишите это пункт плана, чтобы можно было оценить свою работу.

- Прочитайте текст. (один ученик читает вслух)

Зима в лесу

 Зима. Мороз. Снег укрыл пни. Толстый лёд сковал быстрый ручей. Снежные шубы надели ели и сосны. Пушистый шарф лежит на ветках кедра. Сугроб искрится и  сверкает. Спит медведь.

- О чем этот текст?

- Какие признаки подтверждают, что это текст? (предложения связаны между собой по смыслу, основная мысль -  зима, предложения объединены общей темой).

- Какова основная мысль текста?

- Как красиво описывается зимний лес…. Леса в России издавно считались богатством. Однако сейчас их в нашей стране гораздо меньше, чем было раньше. Человеку необходимо сохранять и приумножать наши леса. ПОЧЕМУ? 

 Помните, что  мир природы особенный и нуждается в нашей защите. 

- Читаем по одному предложению, находим основу и стараемся не попасть в ловушку.

Зима. Мороз. Снежные шубы надели ели и сосны. Сугроб искрится и  сверкает.

 Ловушка – в русском языке есть предложения, которые состоят только из одного главного слова или имеют сразу несколько главных слов существительных или глаголов.

- Запишите предложения, в которых основа это одно или три слова.

- Предложения объединяются и становятся текстом, слова объединяются и становятся предложением, ученики и учитель объединяются и становятся дружной командой. Как мы с вами.

5.Рефлексия.

- Расскажите о нашем уроке, используя фразы: (слайд №9).

- Меня порадовало, что…………………………………

- Мне было трудно, когда………………………………

- Я уже умею ……………………………………………

- Мне нужно научиться …………………………………

- Меня удивило…………………………………………

- Меня огорчило………………………………………..

- Мне было интересно, когда…………………………

Домашнее задание

- Домашнее задание у вас в маршрутной карте – этап 5.

- Спасибо за дружную, активную работу, урок окончен.

        

МАРШРУТНАЯ КАРТА Мишени - электроника и оборудование для квестов! 

Конечная цель – «Грамматическая основа предложения»

Этапы пути

1.Нахождение грамматической основы предложения.  

Составление предложений по схемам.

2. Какими частями речи представлена основа предложения.

Постановка  вопросов к словам.

3. Выяснение роли грамматической основы  предложения.

 

   

4.___________________________

5.Домашнее задание.

     - справился без ошибок

     - справился с ошибками

     - не справился

Этап №2

Прочитайте предложения.

Шумный  дятел стучит. Пестрые рябчики пищат. Яркие сойки трещат. Унылая кукушка кукует. Маленькие малиновки щебечут.

-Выпишите грамматическую основу каждого предложения вместе с вопросами. Вопросы к словам поставь в следующем порядке: сначала кто? или что?, затем что делает?

Образец:    (кто?)   дятел  (что делает?) стучит

Этап  №4

Прочитайте текст.

Зима в лесу

 Зима. Мороз. Снег укрыл пни. Толстый лёд сковал быстрый ручей. Снежные шубы надели ели и сосны. Пушистый шарф лежит на ветках кедра. Сугроб искрится и  сверкает. Спит медведь.

Этап №5

Домашнее задание ученика (цы) ______________________________________

Составь 4-5 предложений по картинкам. Запиши их. Найди основу предложений.

repka_1      0_a7071_c5d0b849_XXL       repka-1       1411334157_i_003

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....