Рабочая программа для детей мигрантов
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Оганесян Мария Аветисовна

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_detey-migrantov.docx50.21 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Школа русского языка» для детей-мигрантов  

для учащихся 4-5 класса



                                                                                Программу разработала:

                                                                             Оганесян Мария Аветисовна

педагог-библиотекарь

 МБОУ «СОШ №1»

                                                                                      г. Тарко-Сале Пуровского района

                        на 2020-2021  учебный год

I. Пояснительная записка

В настоящее время в России поставлена государственная задача адаптации детей международных мигрантов средствами образования. Получение образования на втором (неродном) языке является одним из ведущих способов интеграции в новый социум, закладывает основы для движения к обществу «гармонии разнообразия» различных культур. Но процесс культурно-языковой адаптации весьма затруднён, поскольку для подавляющего большинства мигрантов русский язык не является родным.  Как правило, такие дети не только слабо владеют русским языком, но и плохо понимают или почти не понимают русскую речь.

Рабочая программа   «Школа русского языка» для детей-мигрантов  начальной школы МБОУ «СОШ №1»г. Тарко-Сале Пуровского района составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.), на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий (УУД). Программа составлена на основе «Программы по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев, слабо владеющих русским языком», авторов–составителей    Ф.Ф.Азнабаева, О.И. Артеменко., Г.С. Скороспелкина, Т.Н.Орлова под редакцией Р.Г. Давлетбаевой

Актуальность  данной программы обусловлена тем, что она позволяет детям мигрантов повысить уровень овладения устной и письменной русской речью и применять полученные знания на практике. Кроме того, именно работа по развитию активной речи, направлена на формирование интереса к изучению русской культуры и положительное отношение к русским обычаям, традициям, установкам.  

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.  

Программа рассчитана на детей, которые делают «первые шаги» в освоении русского языка, а также на детей, имеющих базовые пассивные знания русского языка.

II. Цель и задачи программы:

   Цель программы курса: создание условий в общеобразовательном учреждении, способствующих интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности детей мигрантов в русскоязычной школе.

  Данная цель достигается через решение следующих задач:

  1. Обучающие:

- Формировать грамматическую базу по учебному предмету «Русский язык» начальной школы.

 - Расширять словарный запас и кругозор учащихся.

 2. Развивающие:

 - Развивать умения понимать русскую речь на слух, говорить, читать и писать.

 - Корректировать и развивать навыки произношения и интонирования речи.

 - Развивать лексическую базу, обеспечивающую общение в рамках, обозначенных тем бытового характера, а также овладение лексикой основных предметов базового плана начальной школы, обеспечивающей включение ребенка в процесс обучения.

3. Воспитательные:

 - Воспитывать положительное отношение к русским как носителям культуры и государственного языка России и уважение к нравственным нормам и морали.

 - Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.

III. Общие характеристики программы учебного курса

Организационные условия программы.  Курс «Школа русского языка» рассчитан на один учебный год для учащихся третьего и четвертого класса. Данный курс включает 68 занятий по два занятия в неделю.. Продолжительность занятия – 40 минут. Занятия проводятся в читальном зале школьной библиотеки.

   IV. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;                                                                            - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

 Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

 -  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

 - учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 - делать выводы в результате совместной работы ученика и учителя;

Коммуникативные УУД:

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

 - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

V.Тематическое планирование на 2019-2020уч.год.

Тема занятия

        Дата

По плану

По факту

1

Знакомство с учебником. К. Паустовский о роли книги в жизни человека.

Викторина «Сказочные заклинания-1»

Физминутка

Язык. Речь. Виды речи.

01.10.

2-3

Вспомним лето. Н.Юркова «Одно на всех»

Текст.Типы текстов. Предложение. Устная и письменная речь.

Физминутка

Викторина «Сказочные заклинания-2»

Монолог о себе.

02 10-

05.10

4-5.

Пчела и оса – сказка Пословицы о добром совете пчелы.

Связь слов в предложении. Виды предложений по цели высказывания.

Физминутка

Викторина «Сказочные заклинания-3»

 Решение ребусов и лингвистических задач.

07.10.- 08.10.

5-6.

И. Суриков. «Ярко солнце светит». Выучить стихотворение наизусть.

Главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложное предложение.

Физминутка

 Составление  текста по данному началу.

Викторина «Сказочные заклинания-4»

09.10.- 12.10.

7.

В.Голявкин «Ника на даче» Ответить на вопросы.

Физминутка

Практикум. Толковый словарь. Значение слова.

Викторина «Сказочные заклинания-5»

14.10.

8-9.

Ш.Галиев «Пустая корзинка». Сделать рисунок к стихотворению.

Филворд «Фрукты»

Физминутка

Викторина «Сказочные заклинания-6»

Сложносочиненные предложения.

15.10.- 16.10.

10-

Н.Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок). Выучить наизусть. Сложноподчиненные предложения.

Физминутка

 Работа с тренировочными упражнениями.

19.10.

11-12.

 Времена года. Погода Крайнего Севера.

Рассказать о лете в своем крае.

Физминутка

Слово. Словообразование и словоизменение

Викторина «Загадки осени»

22.10.- 23.10.

13-14-15

Животный мир Крайнего Севера. Дикие звери, рыбы, насекомые.

Виртуальное путешествие по родному краю.

Физминутка

Интерактивная игра «Загадки из зоопарка»

Двойные согласные в слове. Решение ребусов, лингвистических задач.

09.11.-12.11-13.11

16.

Л. Толстой. «Лебеди» Ответить на вопросы.

Физминутка

Непроизносимые согласные. Викторина «В гости к слову»

16.11.-19.11.-20.-11.

17-18.

Питание. Я за столом.

Физминутка

Интерактивная игра «Столовые принадлежности»

Сложные слова. Нахождение орфограмм.

Викторина «Буква заблудилась»

19.

А.Майков «Люблю дорожкою лесною»

Физминутка

Слово.Части речи. Имя существительное – часть речи.

23.11

20.

Н.Носов Как я решал задачу.( отрывок из повести «Витя Малеев в школе и дома.» Загадки.

Физминутка

Слово. Части речи 1-е склонение имен существительных

26.11.

21.

Природа и мы. Г.Тукай Родная деревня. Выучить стих.-е наизусть.

Физминутка

Слово. Части речи 2-е склонение имен существительных. Решение ребусов.

27.11.

22.

М.Пришвин Моя Родина (из воспоминаний)

Физминутка

Виртуальное путешествие по родному краю.

Слово. Части речи 3-е склонение имен существительных.

30.11.

23.

В.Сухомлинский Гнездышко соловейка. Ответить на вопросы.

Физминутка

Дидактическая игра « Много –мало » Множественное число имен существительных.

03.12.

24-25.

Здоровье. Части тела. Решение речевых упражнений.

Викторина «Вставь согласную букву»

Физминутка для глаз.

Дополнение. Имя прилагательное – часть речи.

 Работа с тренировочными упражнениями.

04.12.-07.12.

26.

Б.Чащарин Природа и мы. Р.Рождественский. Ландыш. Сравнить произведения.

Физминутка

Филворд «Фрукты»

Образование имен прилагательных.

10.12.

27-28.

Н.Сладков Под шапкой- «невидимкой». Чтение по ролям.

Мои наблюдения. Что я вижу за окном? Тестирование.

Физминутка

Викторина «Найди лишнее слово»

Имя числительное. Выучить правило. Выполнить упражнения.

11.12.-14.12.

29.

В. Песков. Мальчик и птица.(пересказ)

Физминутка

Загадки и шарады.

Определение. Написать небольшое сочинение.

17.12.

30-31.

Школа. Я на уроке Школьная жизнь.  Решение речевых упражнений различного типа.

Физминутка

Интерактивная игра «Школьные принадлежности»

Местоимение. Личные местоимения.

18.12-.21.12.

32.

В.Бианки Сова. Отгадать загадку.

Физминутка

Указательные местоимения. Викторина Вставь согласную букву »

24.12.

33.

Волшебница зима. А.Пушкин  Вот север тучи нагоняет. Выучить наизусть.

Физминутка

Работа со словарем.

Глагол.. Неопределенная форма глагола.

25.12.

34.

По Аксакову. Снег. Пересказ текста.

Физминутка

Интерактивная игра « Наряди елочку»

Прошедшее время глагола.

11.01

35-36.

По Д. Мамину-Сибиряку Серая Шейка.

Физминутка

Нарисовать понравившийся отрывок.

Буктрейлер  «Мои любимые сказки» Настоящее время глагола.

14.01 – 15.01

 37.

А.Яшин  Покормите птиц. Народные приметы. Повторение прочитанного.

Физминутка

 Дидактическая игра «Узнай по описанию» Будущее время глагола.

18.01

38-39.

Ю.Дмитриев  Для чего нужен снег. Продолжить рассказ.

Физминутка

Интерактивная игра «Найди общее название»

Будущее время глагола.

21.01 – 22.01

40-41.

Город (село). Транспорт. Викторина «Виды транспорта»

Работа с тренировочными упражнениями.

Физминутка

Некрасов  Саша (отрывок из поэмы)

Глаголы на –ся (сь)

25.01 -28.01

42 43-44.

В.Голявкин  У Ники новые лыжи.

Рассказать о том, как я провожу время зимой.

Физминутка

Работа со словарями.

Интерактивная игра «Загадки  зимы»

Образование глаголов

29.01 – 01.02 04.02

45-46.

С.Михалков Новогодняя быль. Чтение по ролям.

Физминутка

Интерактивная игра «Найди лишнее слово»-3

Однородные члены предложения.

Работа со словарем

05.02 -08.02

47-48.

 А.Пушкин «Зима!... Крестьянин, торжествуя…»

Физминутка

Вспоминаем прочитанное. Тестирование.

Буктрейлер «Морозко»

Наречие

Викторина «Зимние загадки, ребусы»

11.02 – 12.02

49-50.

  Жизнь дана на добрые дела. Р.Сеф Добрый человек.

Физминутка

 Составить синквейн со словом  «Добро»

 Дидактическая игра «Доскажи словечко»

 Обстоятельство

15.02 – 18.02

51-52.

 В.Сухомлинский Седьмая дочь (сказка)

Физминутка

Кроссворд  по сказкам.

Крылатые выражения

Обстоятельство – член предложения

19.02 -22.02

53-54-55.

Д.Мамин-Сибиряк  Емеля охотник.

Физминутка

Интерактивная игра-викторина « Зимние забавы»

Обстоятельство места.

Тестирование

25.02 26.02 01.03  

56-57

 Гарин—Михайловский  Тема и Жучка.(отрывок)

Физминутка

 Викторина «Мои первые книжки»

 Обстоятельство времени.

04.03 05.03 -

58-59-60.

Мой день. Мой распорядок дня.

Физминутка

С.Маршак Двенадцать месяцев.(сказка).

 Решение ребусов.

 Обстоятельство образа действия.

Интерактивная игра «В гостях у сказки.»

11.03 12.03  

61-62.

63

 С.Маршак Пожелания друзьям.

Физминутка

Дидактическая игра «Вопросы-шутки».

Текст.Тема и основная мысль.

15.03

64-65

 Весна! А.Пушкин «Гонимы вешними лучами».

Физминутка

Интерактивная игра « Загадки о весне»

Прямая речь.

 Работа со словарем. Народные приметы.

18.03

66-67-68.

Здоровье. Я иду к врачу. Я вызываю  врача.

Рассказ по картинке.

Физминутка

А.Чехов Весной.

 Народные приметы.

Как научиться правильно списывать

19.03

69-70.

 А.Фет «Я пришел к тебе с приветом » выразительное чтение.

Физминутка

Дидактическая игра «Рифмованные загадки-обманки»

Как подготовиться к диктанту по  учебнику.

Работа со словарями.

22.03

71-72-73.

 Профессии. Интерактивная игра «В мире много профессий».

Физминутка

 Составить синквейн со словом «Школа», «Учитель»

Н.Некрасов  Дедушка Мазай и зайцы.

 Кроссворд «Животные»

Как подготовиться к письму по памяти.

03..05

74-75-76

 Ю.Сотник  Как меня спасали.

Физминутка

Мини сочинение.

Логические загадки

Как сделать звуко-буквенный разбор слова.

06.05

77-78-79.

 Ф.Тютчев «Люблю грозу в начале мая». Выразительное чтение.

Физминутка

Задания-шутки

Как разобрать слово по составу.

Викторина «Назови глухую согласную»

07.05

80-81-82.

Игра-путешествие по Ямалу. Закрепление лексики, речевых оборотов, связанных с местностью.

Физминутка

С.Есенин. Черемуха.

Интерактивная игра «О пользе меда»

 Как разобрать предложение.

13.05

83-84-85.

 Зарубежные писатели.З.Р.Уитмор  Ключ от королевства.

Интерактивная игра «По сказочным тропинкам».

Физминутка

Как составить план текста.

Буктрейлер «Сказки зарубежных писателей»

Словари русского языка

14.05

86-87-88.

 Братья Гримм Госпожа Метелица.(сказка)

Виртуальное путешествие «Мир сказок»

Физминутка

Как подготовиться к изложению.

Интерактивная игра « Парные согласные»

Мультфильм о добре

17.05

89-90-91

 Шарль Перро Золушка (сказка) Пересказ по картинкам.

Видеоролик «Времена года»  

Толковый словарь русского языка.

Физминутка

Интерактивная игра «В мире много сказок».

Порядок разбора имени существительного.

20.05

92-93

Р.З.Распэ Приключения барона Мюнхаузена.

Физминутка

Читаем «Мурзилку»

Порядок разбора имени прилагательного.

21.05

94-95-96.

 Д.Ч.Харрис Братец Лис и Братец Кролик.

Решение ребусов и лингвистических задач.

Словарь синонимов русского языка.

 Прядок разбора глагола.

24.05

97- 98-99

 А. де.Сент-Экзюпери  Маленький принц (отрывок)

Мини сочинение                                                                                     Физминутка

Бкктрейлер «Маленький принц»

Тренажер «Склонение существительных»

Сказочные загадки.

Словарь антонимов русского языка.

27.05

100-101.

М.Агирре Лес. Стихи зарубежных поэтов.

Физминутка

Видеоролик «Мы покидаем начальную школу»

Интеллектуальная  игра«В гости к слову.»

 По страницам детских журналов

28.05

   102.

Итоговое занятие. Вспоминаем прочитанное.

Физминутка

Интерактивная викторина-раскраска «Сказка о рыбаке и рыбке»

Работа со словарями. Мини сочинение

Тестирование.

31.05

Список рекомендованной литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
  3. Указ Президента РФ от 19.12.2012г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
  4. Ладыженская, Т.А. Речевые секреты: Книга для учителя нач.классов. - М.: Просвещение, 2004.
  5. Сахиповой З.Г., Орловой Т.Н., Бабурина А.В. Учебник для детей мигрантов и переселенцев  «Литературное чтение», 4 класс. М: Просвещение, 2020г.
  6.  Азнабаева Ф.Ф. , Артеменко О.И./Под редакцией  Давлетбаевой  Р.Г.

Учебник  для детей мигрантов и переселенцев «Русский язык», 4 класс. М: Просвещение,2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "подготовка детей к школе"

Цель курса: подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка,  преодоление факторов дезадаптац...

Рабочая программа "Подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе"

Рабочая программа составлена на основе УМК Н. Ф. Виноградовой "Предшкольная пора".Ожидаемые результаты: повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренн...

Рабочая программа "Подготовка детей к школе"

Данная программа способствует развитию личности ребёнка, его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной  деятельности в будущем, корректирует психические процессы будущих первокл...

Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)

Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей 6-7 лет логопедической группы «Буратино»\ на 2018 – 2019 учебный год (на основе примерной основной образовательной программы МБДОУ № 4 «Золотой ключик"

Рабочая программа для детей 6-7 лет логопедической группы  «Буратино» на 2018-2019 учебный год разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образован...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям» по курсу «Обучение грамоте» для детей 6-7 лет срок реализации программы 7 месяцев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Адаптация детей к школьным условиям»по курсу «Обучение грамоте»для детей 6-7 лет...