Рабочая программа ВУД "Удивительный мир слов" 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Волкова Елена Александровна

Программа ВУД "Удивительный мир слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vud.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА

на заседании МО
учителей ___________

___________________

 «01» июля 2020 года

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР
____________________

____________________

«01» июля 2020 года

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ лицей №533

Кунц М.Ю.

приказ № 278-д

 _________________

«01» июля 2020 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Удивительный мир слов- 4 (2ч)

(научно-познавательное направление)

Класс/параллель_4а,_4б, 4в, 4г, 4д, 4е_

учитель Исауленко И.В.-высшая категория,

Волкова Е.А.- высшая категория,

Батурина О.А.-высшая категория,

     Александрова Н.А.-высшая категория,

Дебердеева Т.К.-высшая категория

Орлова О.Н.- высшая категория

Количество часов: 68ч

2020 – 2021 учебный год

                                                       

Программа курса

«Удивительный мир слов»

Пояснительная записка

Общая характеристика программы.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» для 1-4 классов разработана на основе программы «Удивительный мир слов» под редакцией Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Программа модифицированная.

Исходными документами для составления рабочей программы по предмету являются:

  • Федеральный   государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от  06.10.2009.  № 373;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

     Данная рабочая программа может быть частично или полностью реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, с использованием сайтов и порталов, рекомендованных Министерством образования и Комитетом образования Санкт-Петербурга.

       Цель программы внеурочной деятельности

-осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;

Задачами программы  являются:

  • Обучающие: 
  • формирование представлений о языке как универсальной ценности изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

Воспитательные:

воспитание устойчивого познавательного интереса к русскому языку; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования

Развивающие:

  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
  • развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);

     Актуальность программы

Актуальность, педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует овладению обучающихся универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными),позволяет включить обучающихся в практическую деятельность по изучению русского языка

Место программы в учебном плане.

В соответствии с планом внеурочной деятельности 1-4 классов, реализующих образовательную программу начального общего образования на программу внеурочной деятельности ««Удивительный мир слов» предусмотрено в 4 классе 68 часов в год (34 учебных недели по 2 часа в неделю).

.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Особенности содержания программы.

В процессе изучения данного курса  обучающиеся получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей  и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры обучающегося.

. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

 Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение обучающихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

— обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

 — уделять внимание ситуациям, где обучающийся должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

— использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе боль- шой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у обучающихся потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

Формы работ

-индивидуальная

-групповая

-парная

-коллективная

-беседы

-практикум

-викторины

-круглый стол

-диспуты

-ролевые игры

-исследовательские игры

-экскурсии

Содержание программы

4 класс

Из истории языка

Устаревшие слова.

Почему слова устаревают.

 Значения устаревших слов.

Использование устаревших слов в современном языке.

Старые и новые значения. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. Как появляются новые слова.

Практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой);

 — проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье);

—игра «В музее слов»;

— проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова». Загадки простого предложения

Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов.

Интонация предложения. Логическое ударение.

Зачем нужны второстепенные члены предложения.

Художественные определения (эпитеты).

Знакомство со словарём эпитетов.

Описание предметов в художественных текстах.

Внешность и характер в портретах мастеров слова.

Распространение простого предложения с помощью обстоятельств.

 Когда необходимы обстоятельства.

Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах.

Распространение простого предложения с помощью дополнений.

Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).

 Однородные члены предложения.

Распространение предложения с помощью однородных членов.

Какие члены предложения бывают однородными?

Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения.

Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов?

 Знаки препинания при однородных членах.

—работать с информацией, представленной в виде модели;

 —соотносить схемы предложений с их моделями;

— анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой. Практическая и игровая деятельность:

— лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?», «Как можно перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировка диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения;

— творческая работа над сочинением-описанием «Любимая ёлочная игрушка», «Мамин портрет»; — игры: «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника), «Отгадай предмет по описанию», «Чепуха»;

—проект «Безопасный маршрут»;

—творческая работа «Приглашение на праздник»;

—конкурс «Самый длинный однородный ряд»;

—конструирование предложений с однородными членами по моделям;

— игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи». Лабиринты грамматики

Слово в грамматике.

Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.

О существительных по существу.

Почему изучение грамматики начинается с имени существительного.

От чего зависит род имени существительного.

Употребление в речи существительных общего рода.

 Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке.

Нормы употребления существительных во множественном числе.

Как определить число несклоняемых существительных.

Всегда ли существительные имели только два числа?

Для чего существительные изменяются по падежам?

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Наоборот», «Кто больше»;

— проекты: «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».

Такие разные признаки предметов

Значение имён прилагательных.

Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных.

Как в старину использовали прилагательные в обращениях.

 Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения.

Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных.

Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения.

Значение относительных прилагательных. Что называют притяжательные прилагательные.

Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…). Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.

Практическая и игровая деятельность:

— проект «Значения цветовых прилагательных»;

— игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»;

— викторина «Самый-самый»;

— игра-соревнование «Подбери словечко».

Поиграем со звуками, словами и предложениями

Фонетические и графические правила и закономерности.

Слово, его значение и лексические нормы.

Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями

Практическая и игровая деятельность:

— фонетические и графические задачи;

— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;

— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;

— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;

— шутливые лингвистические вопросы;

— отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.

Пора действовать!

Глагол в языке и речи.

Особенности текста-повествования и текста-описания.

 Видовые пары глаголов, их значение.

 Глаголы в личной форме.

Повествование от первого и третьего лица.

 Использование временных форм глагола в речи.

Замена форм времени глагола.

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.

О чём может рассказать личная форма глагола.

Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.

Форма условного наклонения глагола.

Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.

Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.

Использование глаголов в прямом и переносном значении.

Художественное олицетворение.

 Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Глаголы в пословицах и загадках.

Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.

Практическая и игровая деятельность:

— лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;

— игра «Меняемся ролями»;

— творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;

— ролевая игра «Просить или приказывать?»;

— составление загадок с помощью глаголов;

— игра-соревнование «Орфографический поединок».

Числа и слова

 Как используются числительные в речи.

Обозначение дат и времени с помощью числительных.

Числительные во фразеологизмах и пословицах.

Нормы употребления имён числительных.

Исправление речевых ошибок.

Практическая и игровая деятельность:

— проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;

— викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов»

Прочные связи

Как связаны слова в словосочетании.

Словосочетания свободные и связанные.

Словосочетания с типом связи согласование.

Слова каких частей речи могут согласовываться.

Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных. Сочетаемость слов. Словосочетания с типом связи управление.

Слова каких частей речи имеют «способность управлять».

Трудности в выборе формы слова при управлении.

 Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.

 Словосочетания с типом связи примыкание.

Практическая и игровая деятельность:

— игра «Словосочетания в пазлах»;

— ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;

— конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);

— творческая работа «Путешествие туда и обратно»;

— итоговый конкурс «Любимые игры со словами»

В случае перехода обучающегося на Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в соответствии с индивидуальной маршрутной картой календарно-тематическое планирование содержит часы индивидуального изучения материала и часы консультаций:

 

Тема

Количество часов по плану

Распределение часов при работе по ИОМ

Часы на индивидуальное изучение материала

Часы консультаций по теме

 Аудиторная   нагрузка

(контроль знаний)

1

Из истории языка

2

1

         1

0

 2

Загадки простого предложения

8

5

         2

 1

3

Лабиринты грамматики

2

1

         1

0

4

О существительных по существу

12

8

         3

1

5

Такие разные признаки предметов

10

7

         2

1

6

Поиграем со звуками, словами и предложениями

8

6

         1

1

7

Пора действовать!

14

10

         3

1

8

Числа и слова

4

2

         1

1

9

Прочные связи

6

4

         1

1

10

Любимые игры со словами

2

1

         1

0

 

Итого часов

68

45

        16

7

В случае пропусков занятий обучающийся самостоятельно осваивает материал в соответствии с индивидуальным планированием с использованием электронных ресурсов педагогов по темам, которые соответствуют содержанию программы. http://www.oo-lyceum-533.ru/ol.htm - ссылка на каталоги электронных ресурсов на сайте лицея. Индивидуальные консультации по предмету зафиксированы в маршрутной карте обучающегося и соответствуют разделам календарного планирования данной рабочей программы по предмету.

При наличии у обучающегося дистанционной системы взаимодействия с учителем, консультирование по предмету, дополнительные задания и другие формы обучения осуществляются в соответствии с Положением о дистанционном обучении лицея в форме, выбранной обучающимся при заполнении Договора о переходе на ИОМ.

Тематическое планирование

Тема

Кол- во часов

Теория

Практика

1

Из истории языка

2

2

2

Загадки простого предложения

8

5

3

3

Лабиринты грамматики

2

2

4

О существительных по существу

12

6

6

5

Такие разные признаки предметов

10

5

5

6

Поиграем со звуками, словами и предложениями

8

4

4

7

Пора действовать!

14

6

8

8

Числа и слова

4

2

2

9

Прочные связи

6

3

3

10

Любимые игры со словами

2

2

68

33

35

Календарно-тематическое планирование (68 часов)

№ п/п

Количество часов

Тема занятия

Содержание занятий

Теория

Практика

Из истории языка (2 ч)

1

Сокровища бабушкиного сундука.Старые и новые слова в языке.

Старые и новые значения. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. Как появляются новые слова.проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье);игра «В музее слов»;

проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова». порядка слов.

2

Загадки простого предложения (8 ч)

2

«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении. Важные мелочи.

Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения. Интонация предложения. Логическое ударение.

Зачем нужны второстепенные члены предложения.Художественные определения (эпитеты).

Знакомство со словарём эпитетов.

2

3

Требуется определение.

Описание предметов в художественных текстах.

Внешность и характер в портретах мастеров слова.

2

4

Важные обстоятельства.

Распространение простого предложения с помощью обстоятельств.

 Когда необходимы обстоятельства.

Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах.

1

1

5

Необходимо дополнить.

Распространение простого предложения с помощью дополнений.Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).

2

Лабиринты грамматики (2 ч)

6

Слово в грамматике. Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика.

2

О существительных по существу (12 ч)

7

«Лебедь белая плывёт».Может ли род быть общим?

Почему изучение грамматики начинается с имени существительного.

От чего зависит род имени существительного. Употребление в речи существительных общего рода.

1

1

8

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?Как быть, если нет окончания?Один, два, много.

Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке.

Нормы употребления существительных во множественном числе.Как определить число несклоняемых существительных.

1

1

9

Почему именительный падеж назвали именительным?Как «работает» родительный падеж?

История названий падежей.Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»).

1

1

10

«Щедрый» падеж.Винительный падеж — великий маскировщик.

1

1

11

Падеж-работяга. Любимая «работа» предложного падежа.

Проект «Что рассказали падежи о себе»,

1

1

12

Кому принадлежат имена собственные?

Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён. Проекты «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».

1

1

Такие разные признаки предметов (10 ч)

13

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах

Значение имён прилагательных.

Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных. Проект «Значения цветовых прилагательных».

1

1

14

«Красны девицы» и «добры молодцы».Всё познаётся в сравнении.Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем.

Как в старину использовали прилагательные в обращениях.Сравнение качеств, свойств предметов с  помощью степеней сравнения.Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных.

Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения.Викторина «Самый-самый».

1

1

15

Что из чего и для чего?

Значение относительных прилагательных.Игра-соревнование «Подбери словечко».

1

1

16

Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных.

Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…).

1

1

17

«Крокодиловы слёзы».

Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.

1

1

Поиграем со звуками, словами и предложениями (8 ч)

18

Смотрю, говорю, слушаю.

Фонетические и графические правила и закономерности.

Фонетические и графические задачи.

1

1

19

Лексические загадки

Слово, его значение и лексические нормы.Шутливые лингвистические вопросы.

1

1

20

Словесный конструктор.

Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.Игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь».

1

1

21

Занимательная грамматика.

Игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов».

Решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад.

Отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.

1

1

Пора действовать! (14 ч)

22

Для чего нужны глаголы?

Глагол в языке и речи.

Особенности текста-повествования и текста-описания.

1

1

23

Делать и сделать — не одно и то же. Меняемся ролями.

Видовые пары глаголов, их значение.Глаголы в личной форме.

Повествование от первого и третьего лица.

1

1

24

Вчера, сегодня, завтра.

Использование временных форм глагола в речи.

1

1

25

Одно вместо другого.

Замена форм времени глагола.

1

1

26

Кто говорит, кто действует?

О чём может рассказать личная форма глагола.

Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.

1

1

27

Дай-подай… и поезжай!

Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.

Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок. Ролевая игра «Просить или приказывать?»

2

28

Живые образы.

Художественное олицетворение.

 Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Глаголы в пословицах и загадках.

глагола.

1

1

Числа и слова (4 ч)

29

Для чего нужны числительные? Важные даты истории нашей страны (города, края).

Как используются числительные в речи. Проект «Мифы о числах».Обозначение дат и времени с помощью числительных.Проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории».

1

1

30

Рекорды в цифрах.

Викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов»

1

1

Прочные связи (6 ч)

31

Треугольный шарик.

Как связаны слова в словосочетании.

Словосочетания свободные и связанные.

Словосочетания с типом связи согласование.

Слова каких частей речи могут согласовываться.

Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных. Сочетаемость слов. Словосочетания с типом связи примыкание.

1

1

32

Послушный «подчинённый».

1

1

33

Строгий «управляющий».

Словосочетания с типом связи управление.

Слова каких частей речи имеют «способность управлять».

Трудности в выборе формы слова при управлении.

 Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. Ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;

1

1

Любимые игры со словами (2 ч)

34

Любимые игры со словами

Итоговый конкурс «Любимые игры со словами»

2

                   Итого: 68 ч

33

35

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ 

Предметные УУД:

Обучающийся научится:

правильно образовывать падежные формы и формы множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;

сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;

наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления

составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;

осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

наблюдать использование числительных в речи;

соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

Обучающийся получит возможность научиться:

сравнивать толкование слова в различных словарях;

устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;

наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;

представлять одну и ту же информацию вербально и схематично;

сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;

работать с информацией, представленной в виде модели

проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;

наблюдать особенности различных словосочетаний;

сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

на основе наблюдения форм имён существительных в текстах

строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке

Метапредметные УУД:

воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

выступать перед одноклассниками;

создавать устное высказывание на предложенную тему;

осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;

развивать внимательность, настойчивость, целеустремлённость, умение преодолевать трудности — качества весьма важные в практической деятельности любого человека; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные УУД

 оценивать положительные качества личности одноклассников;

 ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

осознавать роли речи в общении людей;

понимать богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

Особенности системы оценивания

В основу изучения курса внеурочной деятельности положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. К 4 классу возможно достижение таких результатов, как получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Ресурсное  обеспечение:

Материально- техническое обеспечение

  1. Мультимедийное оборудование, компьютер, проектор, документ-камера.
  2. Интернет.

Цифровые образовательные ресурсы:

Название

1

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2

http://fcior.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

3

http://www.ict.edu.ru

Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

4

http://www.school-club.ru

Школьный клуб

5

http://nachalka.info

Начальная школа

6

http://nsc.1september.ru 

Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября»

Учебно-методическое обеспечение

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М –во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. -48 с.
  2. Сборник программ по внеурочной деятельности. Начальная школа, часть 1  - М. Просвещение, 2011. – 230 с.
  3. Планируемые результаты начального общего образования. – М. Просвещение, 2011. -119 с.

1 О.А. Холодова. "  Юным  умникам  и  умницам:  Задания  по  развитию  познавательных  способностей", рабочие тетради в двух частях: 1-4 класс. Москва: РОСТ, 2012г..

2 О.А. Холодова. "Умным умникам и умницам",  Методическое  пособие  для учителя 1 -4 класс.- М.:  РОСТ, 2012г.

3Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

4.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

5.Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

6.Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

7.Орфографический словарь: для учащихся  1-4 классов. С необходимыми пояснениями /Сост. Н.Г.Кушакова – Волгоград: Учитель,2003.

8 Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся /М.С.Лапатухина; Под ред.Ф.П.Филина. – М.:Просвещение,1981.

 9.Пословицы, поговорки и крылатые выражения:Ушакова О.Д.Словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Лира»,2007.

10. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

11. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....