Конспекты уроков
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Павлова Елена Евгеньевна


 

 

 

 

 

Занятие № 2.

Тема: «Что такое родственные слова»

Дата: 12 ноября

Продолжительность: 40 минут

Задачи:

Образовательные: - познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов;

- формировать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями, образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас

Воспитательные: - развивать коммуникативные навыки через работу в парах, группах,

- воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:  -развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;

Материал: учебник «Русского языка», карточки с заданием,

Демонстративный: учебник.

Раздаточный: карточки.

 

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИЕМЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Организационный момент

Приветливо улыбается детям:

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок сегодня

принесёт нам радость общения друг с другом. Я надеюсь, что наш урок будет интересным и познавательным. Успехов вам и удачи!

Создание положительного эмоционального настроя на работу.

Поворачиваются лицом к соседу по парте, улыбаются друг другу.

 

Эмоциональный настрой на урок

В эмоциональном настрое нуждаются все дети

2. Актуализация знаний

Минутка чистописания

Подготовка руки к письму. Самомассаж рук:

*большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой;

*при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной;

*заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук;

*дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук.

Записывают в тетради: число.

Классная работа

Физическая разминка

Разминают руки все дети

Отгадайте загадку

 

Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленькие детки.

 

Ребята называют слово отгадку. (Яблоко)

- Дайте характеристику первой буквы. Какой звук обозначает эта буква ?

- В каких случаях эта буква обозначает два звука?

-Дают характеристику буквы /я/

(Деятельность учащихся с ОВЗ)

Повторяют характеристику буквы

 

 

 

Повторение материала

Детей с ОВЗ тоже включаем в работу

3. Самоопределение к деятельности

Словарная работа:

- Выпишите из стихотворения слова антонимы

Яблоко

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только Конь сказал, что низко,

А Мышонок –

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка – далеко.

А Теленок озабочен

Тем, что яблоко Мало.

А Цыпленок – тем,

Что очень

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

- Кислое – зачем оно?

- Что вы? –

Шепчет Червячок, -

Сладкий у него бочок.

Г.Сапгир

 

Дети выполняют это задание в парах. Один выполняет на развороте доски. Ребята советуются друг с другом.

 

 

На доске:

Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислое – сладкое.

(Ученик выполняет задание в паре с учеником без ОВЗ.)

- Как вы думаете, написание, какого слова нам нужно запомнить? - Какие еще словарные слова вам встретились в этом тексте?        - Итак, какие слова мы называем антонимами?

Дети: Определяют словарное слово, записывают его в строчку, ставят ударение и подчеркивают орфограмму

На доске записывают слова: воробей, ворона

Объясняют значение слова «Антонимы».

Ребята доказывают свои точки зрения по каждому вопросы

(Ученик с ОВЗ):

Списывает подчеркнутое слово с выделенными ударением и орфограммами на карточке.

Списывает с доски

Ученик высказывает свое мнение

 

 

 

 

Самостоятельная работа в парах

Задания «носят» облегченный вариант

Подведение к новой теме урока.

Решение грамматической задачи.

- Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?»

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница

– О! Здравствуйте! Вы кто такие?

– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

– А я ваша родственница – гусеница.

- Ребята, кого мы называем родственниками?

Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

–Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей. Почему?

- Кого же можно здесь назвать родственниками?

- Среди слов, оказывается, тоже есть родственники.

- Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего урока?

- Какие цели вы поставите себе на уроке?

Ребята называют тему урока (высказывают свое предположение), определяют цель на уроке

(Повторяют тему и цели урока)

Постановка проблемного вопроса.

Ребенок с ОВЗ должен повторить тему и цели урока.

4. Работа по теме урока

- Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ? - Прочитайте текст упражнения 77.                          -Чем похожи выделенные слова? Что их роднит, объединяет?

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

- Назовите два признака родственных слов.

- А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова.

- Какая общая часть в этих словах?

-гус-

– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью - гус– можно подобрать?

(Учитель прикрепляет на дерево листочки со словами)

Вывод: какие слова записали? Почему?

- В упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова)

- Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу.

Дети: Читают текст, анализируют, делают выводы. Определяют признаки родственных слов, называют и фиксируют

Еще раз проговаривают правило

В тетрадях записывают слова: гусь, гусыня, гусята

-Выделяют общую часть родственных слов

Дети записывают слова и выделяют общую часть в словах

Записывают и выделяют общую часть.

Самопроверка.

(Проговаривают правило

Записывают слова с доски. Выделяю общую часть слов

Списывает слова с карточки, выделяет общую часть слов

Записывает группу и выделяет общую часть

Самопроверка)

 

формирование понятия «родственные слова» в русском языке, использование умения находить родственные слова в тексте, развитие речи; пополнение словарного запаса учащихся;  работа с книгой.

Все дети включены в общий процесс образования

Физкультминутка для глаз

 

 

 

5. Задание на дом

Домашнее задание на карточках

При выполнении домашней работы пользуйтесь правилом из учебника

Индивидуальный подход

Карточки содержат  разноуровневые задания

Физкультминутка

Под музыку

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, подтянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

 

 

Закрепление изученного

- Каждая группа получает карточку с заданием

В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы.

- Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки.

- Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.

Дети записывают слова и выделяют общую часть

Повторяют признаки родственных слов.

(Выписывают подчеркнутые в карточке слова. Выделяют общую часть. Сильный ученик проверяет правильность выполнения

Повторяют признаки родственных слов)

 

Работа в группах

Взаимопомощь детей.

Итог.

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_urokov_s_detmi_s_ovz.doc1.44 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...