Буква Н,н. Обучение грамоте. Конспект
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Меретилова Юлия Сергеевна

Буква Н,н. Обучение грамоте. Конспект + ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл бУКВА Н,н Конспект36.3 КБ
Файл Презентация Буква Н,н1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе  (УМК Школа России). Основной период ОГ.

Тема

Согласные звуки [н], [н’]. Буква Н н.        

Педагогическая цель

Познакомить учащихся со звуками [н], [н’]; формировать навык плавного слогового чтения; учить выделять звуки [н], [н’] из слов, характеризовать их, обозначать их буквой; читать слоги и слова с изученной буквой; развивать мышление, речь, память, воображение; воспитывать интерес к изучению предмета; формировать навык слогового чтения; способствовать развитию фонематического слуха учащихся.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Овладеют навыками плавного слогового чтения с буквой Н, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; научиться определять звонкие и глухие согласные; определять значение многозначных слов.

Личностные результаты

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, выстраивают добропорядочные отношения в учебном коллективе, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели, задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления, проговаривание последовательности своих действий на уроке.

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризуют согласные звуки [н], [н’].

Коммуникативные: : оформляют свою мысль в устной форме.

Основные понятия и термины

Звуки, гласные , согласные звуки, буквы, слого-звуковой анализ слов, предложение, схемы-модели слов.

Методы и формы работы

Словесный, наглядный, практический, фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Мультимедийная презентация, учебник «Азбука» (автор Горецкий В.Г.)Ч.1 стр. 40-42, дидактический материал.

                                                                                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап урока, его цель

Вид работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организация начала урока.

Цель: организация класса, эмоциональный настрой на урок, мотивация работы обучающихся на уроке.

1.Приветствие

2. Эмоциональный настрой

3.Проверка готовности к уроку (рабочее место)

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

- Проверьте готовность к уроку. На столе у вас должен лежать учебник «Азбука».

-Не будем забывать о правилах посадки: спина касается спинки стула, между животом и партой помещается кулак, ноги под партой под прямым углом, а руки сложены на парте.

Приветствует учеников, организует внимание, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок, демонстрируют готовность к работе.

II. Актуализация знаний

Цель: Подготовка артикуляционного аппарата к чтению

1.Фонетическая зарядка.

- Сейчас мы с вами проведём речевую разминку, чтобы подготовить речевой  к чтению. (По рядам)

Сл.1

Норка вылезла из норки

и пошла к знакомой норке.

-Повторим скороговорку несколько раз, медленно, быстро, с восхищением и удивлением.

Подготавливает речевой аппарат к чтению.

Готовят артикуляционный аппарат к чтению.

2.Повторение знаний по теме «Речь»

- Какая бывает речь? (Устная, письменная)

- Какая речь называется устной? (Речь, которую мы произносим и слышим)

- Какая речь называется письменной? (Речь, которую мы пишем и видим)

- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений)

- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов)

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов)

- Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из звуков)

- На какие две группы делятся звуки? (Гласные, согласные)

- Какие звуки называются гласными? (Это такие звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая преграды)

- Какие звуки называются согласными? (Это такие звуки при произношении которых воздушная струя встречает преграды на своём пути, мешают зубы, верхнее нёбо, нижнее нёб и язычок. Согласные звуки мы произносим с шумом, с голосом)

Задает вопросы. Требует полных ответов. Корректирует ответы учащихся.

Отвечают на вопросы учителя. Повторяют  материал пройденных уроков.

III. Целепологание

Цель: обеспечения восприятия темы и цели урока.

1.Введение в тему урока. Постановка проблемно ситуации (отгадывание загадок)

-Для того, чтобы определить тему урока, я предлагаю вам отгадать загадку

Сл.2

- Отгадайте загадку:

«П» в другую букву можно

Очень быстро превратить.

Перекладинку немножко

Нужно только опустить!

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. Загадывает загадку.

 Принимают учебную задачу. Слушают учителя   Отгадывают загадку. Произносят все слово, выделяя  последний звук.

2.Опредение  темы и задач  урока.

-Кто догадался, с какой буквой мы сегодня познакомимся на уроке?

Сегодня на уроке мы познакомимся с вами со звуками [н], [н] и буквой Н, которой означаются эти звуки на письме.

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности.

Принимают учебную задачу. Слушают учителя

IV. Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала (существенных признаков, понятий.Знаков, теорий, правил и построенных на их основе алгоритмов

1. Слого-звуковой анализ слов: барабан, конь

-Посмотрите на предметную картинку что на ней изображено? (Барабан) 

-Что это такое? (Это музыкальный инструмент. Он предназначен для того, чтобы давать ритм другим инструментам)

-  Где вы  видели барабан? (Дома, в магазине, в музыкальной школе, на концерте)

-Делим слово барабан на слоги.

-Сколько слогов в слове барабан? (3 слога)

-Произнесите 1 слог в слове барабан. (Ба)

-Из чего состоит 1 слог? (1 слог состоит из слияния согласного твердого звука [б] с гласным звуком [а]).

-Произнесите 2 слог. (ра)

- Из чего состоит 2 слог? (2 слог состоит из слияния согласного твердого звука [р] с гласным звуком [а]).

- Произнесите 3 слог.(бан)

- Из чего состоит 3 слог? (3 слог БАН состоит из слияния согласного твердого звука [б] с гласным ударным звуком [а]  и согласным звуком  [н] вне слияния)

-Произнесите последний звук в слове барабан

-Позовем слово барабан, определим на какой слог падает ударение.

-На какой слог падает ударение? (Ударение падает на 3 слог Бан)

-Что мы можем сказать о звуке [н]- какой он? (согласный, твердый)

-Сделаем вывод, что звук [н] – согласный, твердый.

- Посмотрите на  вторую предметную картинку что на ней изображено? (Конь)

- Что это такое? (Это фигура коня. Он предназначен для того чтобы играть в шахматы)

- А какой конь еще есть? ( Животное)

-  Вы видели когда- нибудь коня? (На картинке, в цирке).

-Сколько слогов в слове конь? (В слове конь 1 слог)

-Что мы можем сказать об этом слоге? (слог ударный).

-Из чего состоит слог конь? (Слог конь состоит из слияния согласного твердого звука [к], гласного ударного звука [о] и согласного мягкого звука [н’] вне слияния )

- Произнесите последний звук в слове конь [н’]

-Определим, какой звук [н’] твердый или мягкий?

-Вывод: звук [н’]- согласный, мягкий.

-С какими звуками мы познакомились? (Мы познакомились с звуками [н] и [н’]).

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы.

Производят слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (барабан, конь). Выделяют звуки [н], [н’]
в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их. Слышат и различают звуки [н], [н’] в словах. Обозначают твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях.

2.Дидактическая игра «Твердый  – мягкий»

Сл.3

– Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [н], поднимаете синюю карточку; если слышите мягкий звук [н’] – зеленую карточку.

– Сон, лень, сосна, нитка, книга, осень, Дина, Надя

Проводит игру. Обеспечивает принятие учащимися понятия о твердости и мягкости согласных в словах.

Определяют твёрдость и мягкость согласных в словах.

3. Знакомство с буквой Н (ЭН)

-Звуки [н] и [н’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой н (эн).

- Их у нас четыре. Две печатные и две письменные.

-Найдите в правом верхнем углу две печатные буквы ЭН.

-На что похожа буква Н? (Ответы учащихся)

Н – натянутая сетка,

Сетку держат очень крепко,

Приходите к нам во двор –

Поиграем в волейбол.

Знакомит с буквой, её расположением.

Знакомит  с расположением буквы Н на  «ленте букв».

Находят букву Н на «ленте букв».

Определяют место изученной буквы на «ленте букв»

4.Работа с «лентой букв»

- Найдите, пожалуйста, букву Н (ЭН) на ленте букв.

 (Находят букву Н на «ленте букв».)

-Он будет жить  у нас втором этаже.

– Где она  расположена буква? Почему? (На синем поле, это согласный звук. Бывает заглавная и строчная буква)

5. .Работа со столбиками слогов

 Прочитайте слоги в столбике (хором)

-Прочитайте слоги, где звук [н]-твердый? ( на, но, ны, ну).

-Прочитайте слоги, где звук [н’]- мягкий? (ни)

-Какие гласные буквы обозначают твердый предшествующий согласный? (а, у, о, ы)

-Какие гласный буквы обозначают мягкость предшествующего согласного? (и)

- Составьте слова используя данные слоги. ( Наташа, ножницы, Нина,  нарцисс, нога, номер)

Объясняет правильное чтение слияний согласного с гласным в слогах; контролирует ответы учащихся

Читают слияния согласных и гласных в слогах; отвечают на вопросы учителя

Физкультминутка

Цель: профилактика переутомления учащихся.

Выполнение учащимися упражнений с помощью видеоматериала.

- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Учащиеся выходят из-за парт и повторяют упражнения за учителем или героями видеоматериала.

Снимает напряжение, обеспечивает снятие усталости.

Выполняют упр. вместе с учителем

Работа с сюжетной картинкой

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, в учебник.

-Что на ней изображено? Что вы видите? ( На картинке мы видим девочку и мальчика, который сидит на лошадке и в руках он держит меч)

-Чем занимаются дети?

-  Ребята, придумайте  для девочки и мальчика имя, чтобы вначале мы слышали звук [н] или [н`]. ( Наташа и Никита).

- На чем сидит Никита? ( Никита сидит на лошадке).

- Ребята, а как говорят, чтобы лошадка поехала? ( Но! Но! Но!)

Организует работу по сюжетной картинке. Задает вопросы учащимся.

Работают с сюжетной картинкой. Отвечают на вопросы. Составляют слова со звуками [н], [н`].

V. Закрепление знаний и способов действий.

Цель: Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

1 Дидактические упражнения (учебник, с. 42)

-Ребята, переверните страницу и  посмотрите на следующее задание.

- Посмотрите на рисунок, какие инструменты изображены  на странице 42 учебника? ( На картинке мы видим лейку, ведро, карандаш и ножницы).

- Ребята, где мы используем лейку? Для чего она нужна? (Это инструмент, чтобы поливать цветы).

- А для нам нужно ведро? (С помощью него, мы тоже можем полить цветы или что - то в нем принести.

- Скажите, пожалуйста, для чего нам нужны ножницы?

( Они нужны чтобы мы порезали бумагу, нитки).

- А для чего нам нужен карандаш? Что мы делаем карандашом? (С помощью него мы можем нарисовать картинку, начертить в тетрадке фигуры)

Он – карандаш.
Оно – ведро.

Она – лейка.

Они – ножницы.

 - Нам нужно составить предложения с нарисованными предметами.

-Первое предложение мы составим вместе, а с остальными попробуйте поработать самостоятельно.

- Теперь попробуйте составить свое предложение. (У девочки был красивый карандаш, и она нарисовала картинку)

Проводит дидактические упражнения на соотнесение слов с рисунком, определение обозначения мягкого и твердого звука в словах, определение значения слова

Определяют твёрдость и мягкость согласных в словах

Физкультминутка

Цель: профилактика переутомления учащихся.

3. Работа с предложением

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на следующее задание, которое написано у вас в азбуке.

- Сейчас ребята, мы будем с вами  учиться читать предложения.

-   Нам с вами нужно прочитать имена девочек. И мы  должны обратить внимание, в каких случаях буква Н обозначает мягкий звук, а в каких – твердый.

Следит за правильностью чтения. Помогает, если возникли трудности с чтением предложения.

Читают предложения. Внимательно слушают учителя. Следят за правильностью речи.

Выполнение учащимися упражнений

Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания.)
Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте.)
Подаёт учитель знак. Это значит, что пора
Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты.)

Снимает напряжение, обеспечивает снятие усталости, выполняет упражнение вместе с учащимися.

Выполняют упр. вместе с учителем

4.Работа со сказкой

-Обратимся к странице 43.

-Рассмотрите рисунки.

-Кто на них изображен? (Лиса, зайка, собака, медведь, петух).

- Вспомните, из какой они сказки? (Заюшкина избушка).

-Давайте вспомним ее, и восстановим последовательность событий.

-В какой избушке жил заяц? ( Зайчик жил в лубяной)

В какой избушке жила лиса? ( Лиса жила в ледяной)

- С чего началась сказка? (Со встречи лисы и зайца.).

-Как мы можем озаглавить эту часть? (Встреча).

-Что произошло потом? (Лиса выгнала заюшку из его избушки)

-Что сделал зайка? (Зайка позвал на помощь собаку.)

-Как вы думаете, смогла собака помочь зайцу (Нет).

-Почему? (Потому что он испугался лису).

-Правильно.

-Что же произошло потом? (Зайка позвал на помощь медведя)

- А помог ли медведь выгнать лису из заюшкиной избушки? (Нет).

- Почему? ( Потому что он тоже испугался лису)

- Хорошо, а что же изображено на последней картинке?

( На последней картинке мы видим, что зайка позвал на помощь петушка, и он ему помог выгнать лису из домика)

 -Зачем и с какой целью написали для нас эту сказку? (Чтобы мы никого не боялись, не ходили в гости без спроса)

-Молодцы ребята!

Задает вопросы по картинке. Работает вместе с детьми. Помогает учащимся вспомнить сказку, если возникли трудности.

Рассматривают рисунки. Выполняют задание. Отвечают на вопросы

VI. Итог урока

Цель:

Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества

1.Обобщающая беседа

-Итак, наш урок заканчивается. Скажите, с какой буквой мы познакомились? Какие звуки обозначает эта буква?

Формулирует вопросы, оценивает работу детей на уроке (словесно)

Обобщают полученные знания о букве и звуке; формулируют правило.

2.Рефлексия

Ребята, предлагаю вам по очереди дополнить предложения, выбирая начало фразы на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

         

Побуждает к оценке результатов деятельности всех учеников.

Оценивают свои достижения на уроке по заданию учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Норка вылезла из норки и пошла к знакомой норке.

Слайд 2

«П» в другую букву можно Очень быстро превратить. Перекладинку немножко Нужно только опустить!

Слайд 3

Тема урока: « Согласные звуки [ н ], [ н ’]. Буква Н н . »

Слайд 4

Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение букв в период обучения грамоте

Шаблоны для презентаций  при изучении букв в период обучения грамоте. (буквы А-К)...

Буква Кк урок обучения грамоте и письма

Урок по технологии системно-деятельностного подхода УМК "Перспектива" 1 класс...

Буквы Б, б. Обучение грамоте.

Наряду  с  изучением  букв Б,б  учащие  со знакомыми  героями  путешествуют  по дороге с препятствиями, выполняют  разнообразные  задания и знакомятся...

Изучение букв в период обучения грамоте

Материал для учителей и родителей при изучении алфавита....

Буква З. Урок обучения грамоте.

Интегрированный урок чтения и русского языка...

Чтение слов с буквой ё. Урок обучения грамоте.

Урок обучения грамоте в1 классе.Чтение слов и  с буквой ё. Главной целью урока является обобщение знаниий о букве ё? когда она обозначает один зву[о], а когда два звука.[й о]...