технологическая карта урока "Омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Спиридонова Оксана Сергеевна

Данный материал может быть использован на уроке русского языка в 3 классе учителем начальных классов, работающим по УМК "Школа России"

Планируемые результаты:

Предметные:
Уметь различать омонимы и многозначные слова; использовать омонимы в устной и письменной речи;
находить омонимы в художественном тексте; пополнить словарный запас учащихся, уметь работать с текстом.
показать детям лексическое богатство русского языка.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_omonimy.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Омонимы.

Цели: наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость. Развивать речь, наблюдательность, мышление обучающихся.

Развивать познавательный интерес при работе со словарями.

Воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира.

Планируемые результаты:

Предметные:
Уметь различать омонимы и многозначные слова; использовать омонимы в устной и письменной речи;
находить омонимы в художественном тексте; пополнить словарный запас учащихся, уметь работать с текстом.
показать детям лексическое богатство русского языка.
Личностные:
Умеет проводить самооценку и рефлексию на основе критерия успешной учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
- определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя; проговаривает последовательность действий на уроке; оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; работает по коллективно составленному плану; планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывает свое предположение.
Коммуникативные:
Умеет оформлять свои мысли в устной форме;
Слушает и понимает речь других; умеет совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные:
Умеет ориентироваться в своей системе знаний; отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания; находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: Омонимы. Многозначные слова.

Ход урока

Этапы урока, виды работы. 

Деятельность учителя

Деятельность  учеников

Формируемые умения (универсальные учебные действия) 

Мотивация к учебной деятельности 

– Добрый день ребята, начинаем урок русского языка. Сегодня нас ожидает много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной.
– Открыли тетради. Записали число, классная работа

А начнём мы нашу работу с разминки – вспомним правописание словарных слов.

Язык, сорока, работа, девочка, пенал, ворона, учитель, корова, карандаш.

– Проверка словарных слов.

-Что объединяет эти слова?

-Что такое имя существительное?

-На какие две группы их можно разделить? 

Настраиваются на урок.

Повторяют правописание словарных слов, повторяют знания о существительном. 

ПУУД:
формулирование познавательной цели


ЛУУД:

сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;


Предметные:
Повторяют правописание словарных слов

 Повторение пройденного материала

Продолжаем путешествие по лексическому царству, которым правит царь Лексикон. Много подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные.

-Давайте вспомним, какие слова называются синонимами?

-Замените фразеологические обороты синонимами.

1. В час по чайной ложке – медленно.

2. Рукой подать – близко.

3. Повесить нос – грустить.

4. Раз, два и обчелся – мало.

5. Куры не клюют – много

6. Кожа да кости – худой.

– Зачем нужны синонимы в русском языке?

- Какие слова называются антонимами?

– Прочитайте пословицы и назовите слова-антонимы.

День да ночь – сутки прочь.

Слушай больше, а говори меньше.

Кто много говорит, тот мало делает.

-Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы, фразеологические обороты?

Дети заменяют фразеологизмы синонимами 

Чтобы речь была красивой, не было повторов.

Противоположные по своему значению.

Дети называют слова антонимы.

ПУУД:
выделять существенные признаки

КУУД:
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;

Формулирование темы урока, постановка цели 

-Сегодня мы познакомимся ещё с одним жителем лексического царства, о котором чуть позже вы мне расскажете сами. Послушайте отрывок из рассказа Н.Сладкова «Овсянка». Почему в разговоре двух друзей возникла путаница?

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

– И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая!

– И вкусная. Особенно с молоком.

– Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.

– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила

и песни пела.

– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка!

Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка

и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.

– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!И друзья побежали.

Ребята, давайте откроем наш учебник на стр. 45.

Какова тема нашего урока?

Что  такое омонимы?

Омонимы – это слова, которые звучат (и пишутся) одинаково, а по смыслу не имеют ничего общего.

Работа с правилом на стр. 45

Дети слушают текст.

Определяют похожие по звучанию слова, объясняют, что они обозначают. Узнают их название.

С помощью учителя формулируют тему и цель урока

Учатся самооценке

РУУД: ставить цель урока, оценивать результаты деятельности и планировать своё продвижение

ПУУД: Нацеливает детей на самостоятельное формули-рование определения омо-нимов. Объяснение нового материала.

Актуализация знаний. Изучение нового 

- Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. В греческом языке это слово имеет значение "одинаковое имя".

Но ведь близнецы только внешне похожи, а характеры, привычки могут быть совершенно разными. Вот и сегодня мы посмотрим на омонимы с разных сторон. И узнаем много интересного о них.

Работа с учебником. С. 45 упр. 75

Учатся находить омонимы, объяснять значение слов.


КУУД:
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
ПУУД:
уметь анализировать и синтезировать новые знания
КУУД: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме
ПУУД (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов; формулировка вывода.

Физкультминутка

-Как живёшь?

-Вот так!

Как идёшь?

-Вот так!

-А бежишь?

-Вот так!

-Ночью спишь?

-Вот так!

-Как берёшь?

-Вот так!

-А даёшь?

-Вот так!

-Как шалишь?

-Вот так!

-А грозишь?

-Вот так!

Учащиеся выполняют движения физминутки

Контролирующее задание 

Работа с учебником. С. 46 упр. 77 

Работа по группам: 

1  группа 

2  группа 

Работа по карточкам.


Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка.

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя сережка

Работа по карточкам.

Собирала Маргаритка

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргаритка

Маргаритки во дворе.

Дети выполняют задание в учебнике, работают письменно в тетради.

ПУУД:делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

ЛУУД:- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;

ПУУД:-обобщение - обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;

КУУД:- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

ПУУД:- находить омонимы в художественном тексте ; пополнить словарный запас учащихся, уметь работать с текстом.

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Что нового и интересного вы узнали?

С какими новыми словами вы познакомились? (С омонимами)

- Какие слова называются омонимами?

Дети отвечают на вопросы.

ЛУУД: формировать основы самоопределения, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
РУУД: выполнять самооценку деятельности

Домашнее задание 

с. 46 упр.78

Дети записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...