урок русского языка по теме: "Правописание –тся и –ться в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Лыкова Ирина Владимировна

урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок37.17 КБ
Файл prezentatsiya.pptx504.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Класс 4

Тема: «Правописание –тся  и –ться в глаголах»
Цель урока: научить обучающихся правильно писать -тся, -ться в глаголах
Задачи:
-познакомить учащихся с алгоритмом правильного написания глаголов с -тся- и –ться; ; 
-научить пользоваться алгоритмом при выборе написания -тся и –ться;

- отрабатывать практические навыки правильного написания глаголов с –тся и –ться;
-развивать умение анализировать, сравнивать материал

  Личностные универсальные учебные действия

 У обучающихся будет сформирован интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.

  Метапредметные результаты
 Регулятивные  УУД:  уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  Познавательные УУД : уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
   Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения
Предметные: уметь  задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.  
Оборудование: учебник «Русский язык»  Иванов С.В., Евдокимова А.О. 4 класс, рабочая тетрадь,; карточки, презентация по теме урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познава-тельные

Коммуни-кативные

Мотивирование

к учебной деятельности

 - Прежде, чем начать урок, давайте посмотрим на доску и прочитаем девиз нашего урока. (Слайд №1)Как вы понимаете эти слова? Что мы будем искать? Почему нужно не сдаваться в трудной ситуации? Какие слова вы бы еще добавили? (Учиться, улыбаться и т.д.) Ну, а теперь пожелаем друг другу ЗДОРОВЬЯ. Повернитесь друг к другу лицом.  Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони  друг к  другу, но не соприкасайтесь, будем «здороваться» пальчиками. Смотри комментарий (приложение 2).

- Садитесь. Проверьте, как вы сидите, как лежит тетрадь. Запишем число, классная работа. (Дети открывают тетради и записывают число, классная работа).(слайд №2)

Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Приветствуют учителя, «здороваются» пальчиками.

желаю (большой)

успеха (указательный)

большого (средний)

во всем (безымянный)

и везде (мизинец).

Здравствуй  (вся ладонь)

Проверяют свою готовность к уроку,

Целеполагание.

.

Принимают активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства.

Игра «Пресс-конференция».

 Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Трое детей из класса являются корреспондентами, которые задают вопросы всем остальным детям-специалистам

-Что обозначает глагол?

-Каким членом предложения является глагол? Покажи на примерах.

-На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

-Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? В прошедшем? Покажи на примере.

-Попробуй объяснить, почему в учебниках русского языка сначала обычно даются для изучения имя существительное, местоимение, имя прилагательное, а затем глагол?

ориентироваться в своей системе знаний

Принимают активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Создание проблемной ситуации.
Учитель читает строчки:

«Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани…» (слайд №3)

-Кто автор этого произведения? Как оно называется? (Корней Иванович Чуковский «Мойдодыр»)

-Назовите глаголы. На что они оканчиваются? Есть ли среди них лишний? (нырять) Что общего у всех остальных?

- Какие вопросы у вас возникли? (Что такое –ся? На что указывает –ся? Как называются такие глаголы? И т.д.) (приложение 1).

- Кто может сформулировать тему урока. (Слайд №4 с названием темы урока).  

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

 Фиксируют причину затруднения.

С помощью учителя делают вывод о невозможности использования изученного способа действия в новой ситуации.

Планирование своих  действий в  соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя.

Логические - анализ объекта с целью выделения признаков

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

Постановка учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднения

(цель и тема, способ, план, средство)

Формулирование темы урока.

- Сформулируйте тему урока.

- Какие задачи мы будем решать на уроке? (Будем учиться писать глаголы неопределённой формы и глаголы 3-го лица ед. и мн. числа).

- Для того чтобы решить эту задачу, нам нужно составить алгоритм правильного написания глаголов с -тся- и –ться.

Работа в группе 

- Чтобы решить эту проблему и не ошибиться, вы будете работать группами.  Будет дана инструкция, по которой вы работаете и сообщаете нам главный ВЫВОД.

Игра «Засели слова в домики. Запишите глаголы, сравните их по смыслу и по составу, пользуясь инструкцией. (Слайд №7, слайд №8)

 ИНСТРУКЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.        На кого направлено действие, которое обозначают глаголы с суффиксом –ся?

2.        Сравни транскрипцию двух глаголов: [уч'ит'] и[уч'ица] Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом –ся?

3.        Как знание состава этих слов поможет избежать такой ошибки?

4.        Озаглавь оба столбика. Сделайте вывод, в какой форме пишется ь, а в какой не пишется.

- Как вы думаете, от чего зависит правописание глаголов на -тся, -ться?

После ответов детей, делается общий вывод. (Слайд №9)

-Чем интересен этот суффикс?

Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя сам». Проверьте, сохранил ли –ся такое значение в глаголах:

Умыться (умыть себя)

Решаться (решает сам)

Бриться (брил себя) (приложение 3).

Ответ на второй проблемный вопрос: глаголы с суффиксом –ся обозначают действие, которое возвращается на себя, направлено на самого человека, на предмет.

-Как бы вы  называли такие глаголы?

Вывод.

Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То в глагол его вноси.

Работа с учебником

Давайте проверим наши предположения с правилом в учебнике. Откройте учебник на странице

Учитель обращает внимание детей на то, что, суффикс –ся входит в основу слова.(Слайд №10)

Ребята,  оцените свою работу. Первое  – это то, как вы работали в группе. Вторая оценка на графике будет за правильность выполнения задания №1. Соедините точки, что бы у вас получилось начало ломаной

Участвуют  в  учебном  диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности.

Ученики «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию до изучения нового материала)

Учащиеся делят слова на группы по разным признакам.

Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения. Заполняют табличку.

Ответы учащихся. 

Ученики сравнивают глаголы по составу и отвечают на первый проблемный вопрос: -ся –это суффикс. 

Он всегда стоит на конце слова

(Мнения детей)

Дети читают правило№1 и делают вывод, что они вывели правило верно.

Дети оценивают себя на графике оценки). Смотри комментарий (приложение 1).

Выполняют оценивание.

Целеполагание.

Планирование, прогнозирование

Постановка вопросов.

Общеучеб-ные: самостоя-тельное выделение – формулиро-вание поставлен-ной цели; логические – формули-рование проблемы.

Понимание содержания вопросов и воспроизведение вопросов.

Инициативное сотрудничество

Умение формулировать высказывание, вести диалог, сотрудничество в поиске и выборе информации (допускать существование различных точек зрения).

Физминутка. 1)«Шапка Мудреца» - сделать массаж ушей пальцами, идя сверху вниз- трижды. (Упражнение улучшает внимание, слуховое восприятие.

2)«Лезгинка»- левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз, добиваясь высокой скорости. (Упражнение способствует улучшению чтения, правописания).

Дети выполняют упражнения

Реализация

 построенного

проекта

- Так вот, чтобы решить эти задачи, нам нужно составить алгоритм.

Работа над алгоритмом.

Алгоритм правописания -ться, -тся

1шаг                                Задай к глаголу вопрос

           Что делать?                                  Что делает?

           Что сделать?                                Что сделают?

                                                                   Что делают?

                                                                   Что сделают?

2 шаг        пиши                                            пиши

                   -ться                                               -тся

- Для чего нам необходим данный алгоритм?

Работа в группах. Составляют алгоритм.

Ответы учащихся.

 Чтобы правильно применять правило на письме.

Планирование, прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Выполнение учебного задания в соответствии с целью.

Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Проговаривают последовательность действий на уроке.

Проведение сравнения (по  одному или нескольким основаниям, наглядное и по  представлению, сопоставление и противопоставление), формулиро-вание выводов на  основе сравнения.

Выдвижение гипотез и их обоснование; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказатель-ство

 Принимают активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;

 стремятся к координации различных мнений в сотрудничестве; договариваются, приходят к общему решению.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа в тетрадях.

Упр. стр. (2 часть)

Умываться                                     умывается

Причесаться                                 причесывается

Решаться                                       решается

Питаться                                       питается

Учиться                                        учится

-К чему присоединился суффикс -ся?

-Как догадались?

-Чем является в слове –ет?

-Что интересного заметили?

-Чем различаются  эти глаголы?

-Сделайте вывод.

Давайте проверим наши предположения с правилом в учебнике. Откройте учебник на странице 146. (Дети читают правило№2

Работа в парах. Расскажите своему соседу по парте, какие два способа проверки запомнили. Приведите примеры. А затем запишите примеры в тетради, обозначьте орфограмму.

Оцените свою работу на графике.

Проверка по эталону. Слайд.

Обучающиеся выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух в форме коммуникации (фронтально, в парах).

Ответы учащихся.  В первом столбике к неопределенной форме глагола, во втором столбике к глаголу настоящего времени,3 лица, ед.числа.

-по вопросу что делать?

-окончанием.

-после окончания стоит суффикс.

-правописанием, в первом столбике нужно писать мягкий знак, а во втором столбике не нужно.

- делают вывод, что они вывели правило верно.

Фиксируют затруднение в выполнении пробного учебного действия.

Предлагают способы разрешения вопроса. Оценка выполненного.

Выполнение учебного задания в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известным правилом; осознание качества и уровня усвоения.

Работают по коллективно составленному алгоритму действия.

Умение структури-ровать знания, умение осознанно и непринуж-денно строить речевое высказыва-ние; рефлексия способов и условий действий.

Формулировать высказывание.

Управление поведением партнёра -контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Упр.250 стр.146 выполняется по образцу на доске, с последующей коллективной проверкой

Самостоятельно выполняют задание

Выполнение теста по теме.

Оценка выполненного.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказы-вание

Контроль, коррекция, оценка своих действий.

Включение в систему знаний и повторение

Организовывает выявление границ применимости нового знания, где используется новый способ действия. 

Организовывает повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Сейчас вы будете работать в парах. От данных глаголов вам необходимо образовать возвратную форму глагола. Будьте очень внимательны. Посмотрите, все ли глаголы из этого списка могут так превращаться.

  Обувать-                                Обувает-

Занимает-                                   Занимать-

Шепчет-                                     Шептать-

Давит-                                        Забыть-

Носить-                                      Стричь-

Идти-                                         Толчет-

Возмутить-                               Убегать-

Приложение 3

Проверяется задание.

-Почему в одних словах есть мягкий знак, а в других нет?

Выполняют учебное задание в соответствии с целью, используя новое правило.

После выступления детей, делается вывод: 2 глагола из этого списка не могут стать возвратными.

Дети оценивают свою работу на графике оценки

Прогнози-рование Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка процесса и результатов деятельности.

Умение структури-ровать знания.

Умение выражать свои мысли.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(итог урока)

Итог урока

Цель:

- провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

- оценить собственную деятельность на уроке;

- обсудить и записать домашнее задание.

Можно предложить детям оценить  аккуратность оформления работы,  активность на уроке. Построить график самооценки. Проанализировать его: как часто график опускался вниз; над чем еще предстоит работать и т. д.

Дом.зад. Записать 6 пословиц с глаголами, которые оканчиваются на –тся и ться.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Ответы обучающихся.

Оценивание.

Волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Умение формули-ровать высказы-вание

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бороться и искать, найти и не сдаваться!

Слайд 2

Дата Классная работа.

Слайд 3

Давайте же мыться , плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани… - ЦА - Назовите глаголы. На что они оканчиваются? Есть ли среди них лишний? Что общего у всех остальных? Сформулируйте тему сегодняшнего урока

Слайд 4

ТСЯ - ТЬСЯ - В КОНЦЕ ГЛАГОЛОВ

Слайд 5

Цели и задачи урока: Знать условия выбора правописаний – тся и ться : Находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос; Правильно произносить и писать глаголы на – тся и ться . Узнать как называются такие глаголы. ТСЯ - ТЬСЯ -

Слайд 6

Как определить, - тся или – ться следует писать в конце глаголов?

Слайд 7

ВЫВОД: В сочетании – тся , - ться мягкий знак пишется, если_______________________________________________________________ ___________________________________________________________________ В сочетании – тся , - ться мягкий знак не пишется, если______________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ИНСТРУКЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: На кого направлено действие, которое обозначают глаголы с суффиксом – ся ? Сравни транскрипцию двух глаголов: [ уч'ит '] и[ уч'ица ] Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом – ся ? Как знание состава этих слов поможет избежать такой ошибки? Озаглавь оба столбика. Сделайте вывод в какой форме пишется ь , а в какой не пишется.

Слайд 8

Игра "Посели слова в домик" -тся -ться Включит…ся, влит…ся, вложит…ся, влюблят…ся, возвысит…ся, веселит…ся, провозглашат…ся, воцарят…ся, вплетат…ся, вручат…ся, всколыхнут…ся, он хвалит…ся, боит…ся, нравит…ся, вернут…ся, соревнует…ся, выявляет…ся. тся ться Воцаряе тся Хвали тся Бои тся Нрави тся Соревнуе тся Выявляе тся Включи ться Вли ться Вложи ться Влюбля ться Возвыси ться Веселиться Провозглаша ться Вплета ться Вруча ться Всколыхну ться Верну ться

Слайд 9

Вопрос – твой помощник! ЧТО делает? сделает? сделают? делают? ЧТО делат ? сделат ? Ь Ь - ТСЯ 3 лицо - ТЬСЯ Н. Ф Ь Ь

Слайд 10

Прежде чем глагол писать Не забудь вопрос задать. Если мягкий знак в вопросе, То в глагол его вноси.

Слайд 11

девица – сущ. ( от девушка) дивиться - глагол ( удивляться) Запомни! В конце глагола никогда не пишется ЦА! Сравните!

Слайд 12

Обувать обувает Занимает занимать Шепчет шептать Давит шептать Носит забыть Носить стричь Идти толчет Возмутить убегать Работа в парах От данных глаголов образуйте возвратную форму глагола . Все ли глаголы из данного списка могут так превращаться ?

Слайд 13

Подведение итогов Какое орфографическое правило мы изучали на сегодняшнем уроке? Как определить, когда в конце глаголов следует писать - тся , а когда – ться ?

Слайд 14

Вопрос – твой помощник! ЧТО делает? сделает? сделают? делают? ЧТО делат ? сделат ? Ь Ь - ТСЯ 3 лицо - ТЬСЯ Н. Ф Ь Ь

Слайд 15

Домашнее задание

Слайд 16

До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."

План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."Цель урока: Сформировать новые знания, умения и навыки по теме: «Правописание -тся и -ться в глаголах».Задачи:обуча...

Урок русского языка по теме "Правописание суффиксов перед -л в глаголах прошедшего времени"

Урок разработан для учащихся с нарушением зрения классов  IV вида. Урок имеет коррекционную направленность....

открытый урок русского языка по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" 4 класс

открытый урок русского языка по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" 4 класс с УУД...

Презентация по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться у глаголов" 4 класс

Презентация по русскому языку по теме "Правописание  -тся и -ться у  глаголов" 4 класс...

Конспект урока русского языка на тему: "Правописание -ться и -тся в глаголах"

Техническая карта урока русского языка на тему: "Правописание -ться и -тся в глаголах" 4 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах» - 4 класс

Тема урока: «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах» Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений о правописание -тся и ...