Правописание имен существительных с шипящим звуком на конце.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Проскурякова Светлана Валентиновна

Технологическая карта урока русского языка

Ф.И.О. педагога               Проскурякова Светлана Валентиновна

Предмет и класс               Русский язык 3 класс

Тема:                                  Имя существительное.

Тема урока:                       Правописание имен существительных  с шипящим звуком на конце. Урок №112.

Предметное понятие:      Определение особенностей написания существительных с шипящим звуком на конце.

Тип урока:                         Изложение нового материала.      

Цель:                                 Ознакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова.

Задачи:                              Формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук;

                                           формировать умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки;

                                           развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: 

Установка на здоровый образ жизни; формировать уважительное отношение к иному мнению; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; осознание своей значимости; развитие доброжелательности, самостоятельности, ответственности за свои поступки; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образа «хорошего ученика».

Предметные:

Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; определить грамматические признаки имени сущ-го; формировать умения правильно употреблять Ь после шипящих на конце у имен существительных; определять род имен существительных; формировать умение правильно употреблять ь знак после шипящих; развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы.

Метапредметные:

Р: Самостоятельно организовывать своё рабочее место, в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; сравнение способа действия с заданным эталоном; следовать режиму организации учебной деятельности; умение оценивать правильность своих действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnolog_karta_uroka.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Ф.И.О. педагога               Проскурякова Светлана Валентиновна

Предмет и класс               Русский язык 3 класс

Тема:                                  Имя существительное.

Тема урока:                       Правописание имен существительных  с шипящим звуком на конце. Урок №112.

Предметное понятие:      Определение особенностей написания существительных с шипящим звуком на конце.

Тип урока:                        Изложение нового материала.      

Цель:                                 Ознакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова.

Задачи:                              Формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук;

                                           формировать умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки;

                                           развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:  

Установка на здоровый образ жизни; формировать уважительное отношение к иному мнению; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; осознание своей значимости; развитие доброжелательности, самостоятельности, ответственности за свои поступки; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образа «хорошего ученика».

Предметные:

Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; определить грамматические признаки имени сущ-го; формировать умения правильно употреблять Ь после шипящих на конце у имен существительных; определять род имен существительных; формировать умение правильно употреблять ь знак после шипящих; развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы.

Метапредметные: 

Р: Самостоятельно организовывать своё рабочее место, в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; сравнение способа действия с заданным эталоном; следовать режиму организации учебной деятельности; умение оценивать правильность своих действий.

П: Осознанное построение речевого высказывания в устной речи; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; установление причинно-следственных связей; умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; структурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации с помощью толкового словаря; выбор наиболее эффективных способов решения задач; доказательство своей т.з.; контроль оценка процесса и результатов деятельности.

К: Умение слушать и понимать речь других; умение выражать свои мысли; участвовать в диалоге; оценка своих действий; слушать и понимать речь учителя; сотрудничать в группе, отстаивать свою т.з. соблюдая правила речевого этикета; понимать т.з. другого; владение монологической и диалогической речью;

Структура урока

Технология проведения урока (этапы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Метод: Стимулирования.

Приём: Устная деятельность учителя.

1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

2. Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- А что мы делаем на уроках русского языка? (пишем)

Подготовим пальчики для красивого письма:

Наши руки сжались тесно,

Что такое интересно?

В руки мы бинокль возьмём

А потом их развернём,

1,2,3,4,5 будем с легкостью писать.

Прослушивают стихотворение

Подготовка руки к письму

Метапредметные:

К: Умение слушать и понимать речь других.

Л: Установка на здоровый образ жизни. (посадка)

II. Актуализация знаний

Цель: Актуализировать знания о роли мягкого знака в словах;

- развитие каллиграфического письма;

- развитие связной речи;

Метод: Стимулирования.

Приём: Беседа.

1. Организует актуализацию знаний о роли ь знака в словах.

Запись числа в тетрадь.

- Прочитайте слова, что общего у этих слов?

Письмо, вьюга, сирень, друзья (слайд№1)

- Какую роль выполняет ь знак в словах?

2. Координирую деятельность учащихся в прописывание сочетаний, слов с ь знаком.

З. Развитие связной речи, воспитывать желание учиться.

- Составьте пословицу из рассыпанных слов. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Читают слова, сравнивают, анализируют, что общего у этих слов. Делают вывод: что во всех словах есть ь.

-Активно взаимодействуют с педагогом.

( в словах: Письмо, сирень – ь знак – показатель мягкости предыдущего согласного звука; а в словах: вьюга, друзья – разделительный ь знак)

- Прописывают сочетания, слова с ь знаком, подчеркивают ь знак.

Запись на первой строке сочетаний  сь, вью, нь, зья (верхнее соединение)

Запись на второй строке слов: Письмо, вьюга, сирень, друзья. (подчеркнуть ь знак)

- Составление, запись и объяснение её смысла.

Запись на третьей строке пословицы: Ученье – свет, а неученье – тьма. (подчеркнуть ь знак)

Предметные: Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи.

Метапредметные:

Р: Самостоятельно организовывать своё рабочее место, в соответствии с целью выполнения заданий;

П: Осознанное построение речевого высказывания в устной речи;

К: Умение выражать свои мысли.

Л: Формировать уважительное отношение к иному мнению.

III. Постановка темы и цели урока

Цель: Организовать постановку темы и цели урока.

Метод: Проблемно-поисковый.

Приём: Беседа, практическая деятельность.

1. Организация постановки темы и цели урока.

- Прочитайте слова: Нож, рожь, камыш, тишь, мяч, ночь, вещь, плащ. (Слайд №2)

- Что объединяет эти слова?

- Давайте вспомним всё, что мы знаем об имени существительном.

- Что общего в звучании данных слов? (произношу слова, дети слушают, какой звук слышится на конце) 

- А кто попробует сформулировать тему нашего урока?

2. Подводит к осознанию проблемы.

- А теперь обратите внимание на написание данных слов. – Что заметили?

- Какой-то вопрос возник?

– Какие задачи поставим перед собой?

- На какие 2 группы мы можем поделить данные слова?

Запись слов в 2 столбика. (подчеркнуть )  (Слайд №3)

-Активное взаимодействие с педагогом.

(все слова имена существительные в начальной форме)

(часть речи, обозначает предмет, события, явления природы, действия; одуш., неодуш., собствен., нариц., род, число)

- Формулируют тему урока

(На конце слов слышится согласный шипящий звук)

(Имена существительные с шипящим звуком на конце слова)

(одни слова написаны с ь знаком, а другие без ь знака)

(Да, почему?)

- Ставят учебную задачу и планируют учебную деятельность

(Узнать, почему у существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишутся. Научиться писать слова с ь знаком на конце слова.)

(либо слова с ь знаком, а другие без ь знака; слова ж.р. и м.р.)(- А что общего у слов каждой группы?)

Ж.р.                                           М.р.

Рожь                                    Нож

Тишь                                  Камыш

Ночь                                     Мяч

Вещь                                    Плащ

Предметные: Определить грамматические признаки имени сущ-го.

Метапредметные:

Р: Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя;

П: Планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

К: Участвовать в диалоге;

Л: Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

IV. Открытие новых знаний

Цель: Ознакомление учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова.

Метод: 

Приём: 

1.Организация работы над формулировкой правила.

- Что вы заметили в записи имён существительных женского рода?

- А у существительных мужского рода?

- Сделайте вывод.

Откройте учебник на с.77 и прочитайте правило (вслух).

- Кто может повторить правило?

-Активно взаимодействуют, обобщают, делают вывод.

( На конце существительных женского рода в начальной форме после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода в начальной форме после шипящих  Ь не пишется.)

Чтение правила в учебнике с.77

Соотносят вывод с правилом в учебнике.

Самостоятельное повторение правила

Предметные: Формировать умения правильно употреблять Ь после шипящих на конце у имен существительных.

Метапредметные:

Р: Сравнение способа действия с заданным эталоном;

П: Установление причинно-следственных связей;

- умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

К: Оценка своих действий.

Л: Осознание своей значимости. (сделали вывод молодцы)

V. Физминутка

Цель: Создание условий для психо-эмоциональной разгрузки учащихся.

- Снять усталость, закреплять умения, распознавать род существительных.

Потрудились – отдохнём,  Нужно, без сомнения.  Дружно быстренько встаём,  Выполним движения.

- Ребята, я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящей на конце. Если я называю имя существительное женского рода вы приседаете, если мужского рода подпрыгиваете и хлопаете руками над головой.

Шалаш, мышь, чиж, плащ, вещь, молодёжь, ёж, ночь, грач, рожь, нож, печь, товарищ, помощь.

- Анализируют, выполняют задание учителя.

Предметные: Определять род имен существительных.

Метапредметные:

Р: Следовать режиму организации учебной деятельности;

П: Структурирование знаний;

К: Слушать и понимать речь учителя;

Л: Установка на здоровый образ жизни.

VI. Закрепление

Цель: Отработка умений применять знания на практике.

Метод: 

Приём: 

1. Организация работы учащихся по отработке правила.

- работа в парах

 - Прочитайте слова.

Товари…,  ро…,  скрипа…,        молодё…,  гра…,  помо…,  кирпи…, ланды…, ве…. (Слайд №4)

- Какое задание  необходимо выполнить?

- Начнём работать все вместе.

- Как будем рассуждать?

Следующие слова учащиеся разбирают аналогично, по очереди, играя в игру «Учитель – ученик» - работа в парах

- Сверьте свою запись с записью на доске:

Товарищ, рожь,  скрипач,        молодёжь,  грач,  помощь,  кирпич, ландыш, вещь .        

- У кого всё было правильно?   Молодцы!

2. Познакомить учащихся с написанием нового словарного слова.

-Создание проблемной ситуации (ребус)

      товар  пища  (Слайд №5)

- Какое слово получилось?

- Что обозначает слово «товарищ»?

- Запишите сл. слово, подчеркните орфограммы.

- Придумайте предложение с новым словарным словом.

Подчеркните главные члены, укажите части речи.

3. Организация дифференцированной работы в группах.

(Слайд №6)

Жёлтая карточка (самая лёгкая) Поставить сущ-ое в начальную форму, определить  род выделить  изученную орфограмму.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, ключи.

Зелёная карточка (средней трудности) Образовать от данных слов  имена  существительные  в ед.ч., указать род,  выделить орфограмму.

Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, ключевой.

Красная карточка (самая трудная) Подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные (синонимы) с шипящими на конце и записать их, указать род,  выделить орфограмму.

Доктор,  друг,  темнота (время суток), охранник, родник .

- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

- Кто выполнил задание без ошибок?  Молодцы!

4. Организация письма по памяти.

-Прочитать отрывок из стихотворения,

объяснить правописание пропущенных орфограмм, записать по памяти. (Дремлет чуткий камыш…, тиш… - безлюдье вокруг.)

(Слайд №8)

-чтение слов детьми

-Планируют деятельность и отстаивают свою т.з.

(Вставить пропущенные буквы)

(Существительное товарищ мужского рода, значит Ь не пишется)

(Существительное помощь женского рода, значит пишем Ь)

-Контролируют результат деятельности

- Сверяют свою запись

Разгадывание ребуса (товарищ)

(дети высказывают свои предположения)

Затем находят объяснение в толковом словаре.

(Товарищ – это человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, а также дружески расположенный к кому-либо.)

(Мой товарищ гостил летом у бабушки.)

- Решают учебную задачу, контролируют и оценивают свою работу.

(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, ключ).  (Слайд №7)   

-Чтение, анализ, заучивание.

-Запись по памяти.

- Контроль и оценка своей деятельности.

Предметные: Формировать умение правильно употреблять ь знак после шипящих;

- развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы.

Метапредметные:

Р: Самостоятельно организовать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

-

П: Поиск и выделение необходимой информации с помощью толкового словаря;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- доказательство своей т.з.;

К: Сотрудничать в группе, отстаивать свою т.з. соблюдая правила речевого этикета:

- понимать т.з. другого.

Л: Развитие доброжелательности, самостоятельности, ответственности за свои поступки.

VII. Рефле'ксия

Цель: Организация рефлексии и самооценка учениками собственной деятельности

Метод: 

Приём: 

Создание ситуации успеха, вселение уверенности и стимулирования учащихся.

- Над какой темой работали на уроке?

- Какая была цель?

- В каких же случаях пишется ь у существительных после шипящих?

В конце урока предлагается детям продолжить фразы:

1. На уроке я работал     (активно/ пассивно)

2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)

3. Материал урока мне был (понятен/не понятен)

Анализируют , осуществляют самооценку, слушают товарища.

(Имена существительные с шипящим звуком на конце слова)

(Научиться писать слова с ь знаком на конце слова.)

(На конце существительных женского рода в начальной форме после шипящих на конце пишется Ь)

П: Контроль оценка процесса и результатов деятельности;

Р: Умение оценивать правильность своих действий;

К: Владение монологической и диалогической речью;

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образа «хорошего ученика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Имена существительные с шипящим звуком на конце».

Цель:  создание условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала. Задачи:  1. Научить детей через составленный алгоритмупотреблять мягкий знак на конце ...

Имена существительные с шипящим звуком на конце

Урок по данной теме был проведён с учащимися  3 класса в III  четверти по пограмме "Школа России". Тип урока: объяснение нового материала.На уроке  путём исследовательской работы дети в...

Тема "Имена существительные с шипящим звуком на конце слова"

Цель:  ознакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова.Задачи:формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шип...

Урок по русскому языку в 3 классе (ФГОС) на тему: "Имена существительные с шипящим звуком на конце".

Урок развивает умение анализировать, обобщать и делать выводы для выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода существительных путем исследовательской работы....

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ НА КОНЦЕ

конспект урока русского языкатема "ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ НА КОНЦЕ" 3 класс УМК "Школа России" учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий...

Имена существительные с шипящим звуком на конце

Формирование  умения определять род имён существительных с основой, заканчивающейся на  шипящий звук; правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки; развитие орфог...