Имена существительные с шипящим звуком на конце
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок по данной теме был проведён с учащимися  3 класса в III  четверти по пограмме "Школа России". Тип урока: объяснение нового материала.

На уроке  путём исследовательской работы дети выявили грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода именён существительных с шипящим звуком на конце.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:     Имена существительные с шипящим звуком на конце.

Цель: 1. Организовать деятельность по ознакомлению с особенностями написания имён существительных с шипящим звуком на конце и первичному закреплением умения употреблять мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода.

2. Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; развивать речь учащихся.

Задачи:  Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

Формировать умения  различать слова мужского и женского рода;

Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;  

Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Тип урока: объяснение нового материала.

I.Психологический настрой учащихся. Организационный  момент.

  Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

- Давайте поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

- Сегодня мы на уроке мы будем исследователями и наблюдателями. В ас ожидает  новые открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

Сегодня   на   уроке   мы должны   решить   следующие   задачи:

1. Определить   тему   урока.

2. Вывести   новое   орфографическое   правило.

3. Научиться   применять   правило   на   письме.     Желаю   вам   успешной   работы!

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Классная работа. А начнём мы наш урок как всегда с …….  Посмотрите на образцы в тетради, на экран и назовите эти буквы.

II. Чистописание.

 Ж  ч  ш  щ

- Что общего у этих букв?   (они обозначают согласные шипящие звуки). -Какие правила правописания слов с шипящими вы знаете?  Жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые шипящие звуки.                 ЖЕ, ША

- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие шипящие звуки.                   ЩА, ЧЕ

- Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.

III. Актуализация знаний. Постановка темы урока

 Цель: Создание условия  для выявления «Чего мы ещё не знаем?»

1.  Прочитайте слова на доске:     Нож, рожь, камыш, тишь, мяч, ночь, вещь, плащ.

- Что их объединяет? (Все слова  - имена существительные в начальной форме.)

Давайте вспомним всё, что мы знаем об имени существительном.

- Что ещё объединяет эти слова? Я произнесу каждое слово, а вы и понаблюдайте, какой звук слышен на конце. Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный шипящий звук).

- Мы с вами определили, что эти слова имена существительные, в единственном числе, они оканчиваются на шипящий звук.

 - Сформулируйте тему урока. (Имена существительные с шипящим звуком на конце ). Цель нашего урока: научиться писать существительные с шипящим звуком на конце.

С первой задачей мы справились отлично.

2. Давайте сравним существительные с одинаковыми шипящими на конце. (нож - рожь тишь – камыш, ночь – луч, вещь – плащ)

- Чем отличаются эти слова? ( В одних есть ь после шипящих, а в других – его нет)

- Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, камыш, врач, плащ  его нет?)

 - А  какого рода эти имена существительные? (м.р. и ж. р.). На какие две группы можно разделить эти слова? Ваши предположения?

 -Запишите в первый столбик имена существительные  женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода. (Дети по очереди выбирают карточки со словами и прикрепляют на доску. Остальные записывают слова в тетради. )

- Будем  подчёркивать буквы, обозначающие шипящие звуки, двумя чертами, а  Ь – одной чертой. Так обозначается эта орфограмма.      (Дети записывают:                                

                                          ж.р.                            м.р.

                                         рожь                          нож                        

                                         тишь                         камыш

                                         ночь                           луч

                                         вещь                          плащ

IV. Работа по теме урока.   1. Работа над формулировкой правила.

- Что вы заметили в записи имён существительных женского рода? А у существительных мужского рода? У существительных какого рода после шипящего пишется Ь?

 (У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода после шипящих  Ь нет.)

- Проверим, верны ли наши выводы? Откройте учебник на с.73 и прочитайте правило (вслух).

 Значит, Ь является  показателем женского рода имён существительных

- Кто может его повторить правило? Мы выполнили вторую задачу.

2. Закрепление изученного с опорой на алгоритм.

Посмотрите на экран.  Перед вами существительные с шипящим на конце . нужно, правильно их записать, пользуясь алгоритмом. Будем работать комментировано.

- Молодцы.

Физминутка  (под музыку).  Потрудились – отдохнём,  Нужно, без сомнения.  Дружно быстренько встаём,  Выполним движения.

- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы приседаете, если услышите существительное мужского рода, подпрыгиваете и хлопаете руками над головой

Слова:  ёж, дочь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.

V. Закрепление изученного материала.

- Ребята, вы не забыли, о чём шла речь на уроке? Давайте ещё раз повторим.

Нам осталось решить последнюю задачу : Научиться   применять   правило   на   письме.    

  1. Работа по учебнику.

Откройте учебники а странице 74. Будем выполнять  упражнение 59. Задание к упражнению прочитает Гладышева Елена. По цепочке будем читать слова, определять форму числа, называть окончание и основу.

Задание прочитает Беденко Лада.  Что же нас просят сделать? Что значит поставить слово в начальную форму? (единственное число, вопросы кто? что?)

В каких существительных с шипящим звуком на конце пишется Ь. А в каких не пишется?

- Выполним это задание у доски с комментированием.

- Хорошо, молодцы! Вы все справились с заданием! Тему урока все поняли?

   2.  Работа по карточкам разного уровня.

Жёлтая карточка(самая лёгкая) предлагает вам написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

Красная карточка (самая трудная)- подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные (синонимы) с шипящими на конце и записать их, выделить орфограмму и указать род.

Доктор ,  приятель ; темнота (время суток) ; охранник , богатырь .

Зелёная карточка (средней трудности) - образовать от данных слов  имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше. (Выполнение и проверка работ).

- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

 (Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач).    Кто выполнил задание без ошибок?  Молодцы!

Дополнительные задания.

Игра «Замени выражение одним словом» и запиши слова, указывая род

• Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)

• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)      • Без него не откроешь замок (Ключ)

• Мелкие деньги. (Мелочь) • Маленький ребёнок.  (Малыш)

• В поле колосится золотая …(рожь).              • Часть суток с вечера до утра. (ночь)

Прочитай текст. Вставь, где нужно ь.

Словарная работа. (Перфокарты)

Тяжёлый           кирпич

весёлый            москвич

красивый         ландыш

осенний           пейзаж

русская             речь

Работа с текстом.  Вставьте пропущенные буквы. (Для Тани).

Весна.
   
В лесу тиш…  Вот сверкнул луч…  солнца.  Под горкой бьёт ключ…    На проталине ходит чёрный грач…

VI. Итог урока. Оценка работы.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Имена существительные с шипящим звуком на конце».

Цель:  создание условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала. Задачи:  1. Научить детей через составленный алгоритмупотреблять мягкий знак на конце ...

Тема "Имена существительные с шипящим звуком на конце слова"

Цель:  ознакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова.Задачи:формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шип...

Урок по русскому языку в 3 классе (ФГОС) на тему: "Имена существительные с шипящим звуком на конце".

Урок развивает умение анализировать, обобщать и делать выводы для выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода существительных путем исследовательской работы....

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ НА КОНЦЕ

конспект урока русского языкатема "ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ НА КОНЦЕ" 3 класс УМК "Школа России" учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий...

Имена существительные с шипящим звуком на конце

Формирование  умения определять род имён существительных с основой, заканчивающейся на  шипящий звук; правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки; развитие орфог...

Презентация "Имена существительные с шипящим звуком на конце"

Презентация урока русского языка 3 класса....