Главные вкладки

    Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными" (УМК "Школа России", 2 класс)
    материал по русскому языку (2 класс)

    Филиппова Елена Николаевна

    Открытый урок по русскому языку во 2 классе по УМК "Школа России". Тема урока : "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО   КЛАССЕ

    Филиппова Елена Николаевна

    учитель начальных классов,

    МАОУ «СОШ №10» г.Реутов

    УМК

    Школа России

    Тема урока

    Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными

    Тип урока

    Получение новых знаний

    Цель урока

    Понаблюдать над ролью мягкого знака в русском языке.

    Вспомнить, в чем особенность мягкого знака.

    Повторить, как переносятся слова с мягким знаком в середине.

    Задачи урока

    • развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком;
    • развивать речь учащихся и фонематический слух;
    • воспитывать любовь к родному краю, создавать условия для развития коммуникативных навыков, используя работу в паре.

     

    Планируемые
    результаты:

    Предметные: Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; применяют орфографические правила; овладевают умением проверять написанное.

    Личностные результаты: Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умениями избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

    Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

    Познавательные: общеучебные – владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отра-
    жающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
    логические – умеют строить
    рассуждения.

    Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают
    собственное поведение и поведение окружающих
    .

    Методы обучения

    Объяснительно-иллюстративный, проблемный

      Формы организации познавательной деятельности учащихся

    Коллективная, фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

    Средства обучения

    компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник и электронное приложение к учебнику  «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для парной работы.

    Оборудование

    Орфографический словарь.

    Литература

    учебник «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий; mailto:festival@1september.ru; info@pedsovet.su; Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. Русский язык: Методические разработки к урокам. 1—4 кл.: Пособие для учителей  общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2011. — (Школа России);  Канакина В. П., Щёголева Г. С. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1—4 кл.: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2005.; Канакина В. П. Работа с трудными словами в начальной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2007.


    Сценарий урока

    Этапы урока

    Формы, методы,

    методические

    приемы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    осуществляемые

    действия

    формируемые

    умения

    1

    2

    3

    4

    5

    I. Мотивирование к учебной
    деятельности. (Организацион-ный момент)

    Фронтальная.

    Словесный.

    Слово учителя

    Приветствие учащихся.

    – Долгожданный дан звонок, начинается урок. Смело, четко говорим и тихонечко сидим.

    -Открываем тетради, записываем число, классная работа.

    Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе

    Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

     II. Постановка учебной задачи

    Фронтальная.

    Словесный.

    Беседа

    Загадка:

    Тройка-тройка прилетела.

    Скакуны в той тройке белы.

    А в санях сидит царица.

    Белокоса, белолица.

    Как махнула рукавом,

    Всё покрыла серебром.

              (Зима)

    У:  Наконец-то мы можем сказать, что пришла зима.

    - Что же это за тройка прилетела?

    -К нам Зима пришла в гости не одна, а со своими верными слугами, зимними месяцами.

    Отгадайте, о каком месяце идёт речь:

    Открываем календарь,

    Начинается ….. (январь)

    Дни его всех дней короче,

    Всех ночей длиннее ночи.

    На поля и на луга до весны легли снега.

    Только месяц наш пройдёт-

     Мы встречаем Новый год.   (Декабрь)

    Снег мешками валит с неба.

    С дом стоят сугробы снега,

    То бураны, то метели

    На деревню налетели.

    По ночам мороз силён,

    Днём капели слышен звон.

    День прибавился заметно.

    Что скажи за месяц это?  (февраль)

    А  в каком порядке они идут по календарю?

    -Произнесите последний звук в этих словах? Какой он?

    Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

    -Сформулируйте тему урока.

    - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

    -Какую роль играет мягкий знак в словах?

    Читают название
    темы, называют
    учебную задачу

    Мягкий знак- показатель мягкости.

    Писать слова с ь в середине и в конце слова.

    Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

    III. Чистописание

    Индивидуальная.

    Практический. Письмо

    -Кто догадался, какую букву  будем писать?

    Вспомним написание. Письмо в воздухе.

    ь ь

     сь нь рь  ль ть

    декабрь январь февраль

    - Сколько в слове декабрь букв? Звуков? Почему?

    Какой вывод можем сделать, что же мы узнали?

    Выполняют письмо

    по образцу

    Вырабатывают каллиграфический почерк

    IV. Усвоение новых знаний. Мягкий знак влияет на смысл слова.

    - Прочитаем, как  говорится об этом в учебнике

    Чтение правила в учебнике. С 124.

    Включить проектор.

    - Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:

    Мягкий знак – хитрый знак

    Не сказать его никак.

    Он не произносится,

    Но в слово часто просится.

    Почему у дома угол

    Превратился сразу в уголь?

    Без пожара, просто так?

    Это сделал мягкий знак!

    -Какую еще роль играет ь?

    Вывод: мягкий знак влияет на смысл слова.

    - Приведите примеры слов, когда появление мягкого знака меняет  смысл слова.

    (мел-мель, угол-уголь)

    В печи тлеет уголь.

    Игра «Исправь ошибки» (от Незнайки)

    Я ель орехи. Ел - хвойное дерево. Угол свалили в уголь сарая.

    -Что ещё нового мы сегодня узнали?

    -Можно ли пропускать ь в словах?

    Меняется значение слова

    Физкультминутка

    V. Словарная работа.

    Фронтальная.

    Словесный.

    Беседа

    1. Зиме захотелось поиграть в снежки первым декабрьским снегом, а они попали в слова. Давайте с помощью вееров с гласными вставим пропущенные буквы:

    Словарь: п . льто , м. дведь, .ктябрь,

     учит . льница, в . р . бей,

    т . традь, м.льчик.

    -Что это за слова? Какие слова относятся к словарным? Как узнать их написание? 

    - Какое слово лишнее? Почему?

    Запишите слова в тетрадь по вариантам: 1в.-с ь на конце, 2в. – с ь в середине слова.

    (Два человека у доски)

    Проверка по образцу.

    Какой же вывод мы можем сделать? Где  может встречается мягкий знак с словах?

    Оцените себя !,+,-

    Зачитывают записи, отвечают на вопросы

    Подчеркнуть ь и букву, мягкость которой он обозначает. Назовите согласный звук.

    Осуществляют контроль, самоконтроль для установления
    правильности выпол-
    нения заданий

    VI. Мягкий знак в конце и в середине слова перед согласными.

    Работа в парах.

    Зима – волшебница. Мы тоже побудем в роли волшебников. Давайте поиграем .Спрячьте ь так, чтобы он стоял в середине слова. Запишите ещё 2 слова с Ь в середине слова.   (Карточка)

    Конь - …., зверь - ….., пень - …, день - …, уголь -…

    Проверка.

    Оцените себя !, +, -

    – Что произошло? Что общего?  Где стоит «ь» в первом случае? Во втором? Что обозначает «ь»? Это орфограмма?

    Читаем правило учебник с.125

    VII Закрепление.

    Перенос слов
    с мягким знаком (упр. 206)

    Фронтальная, индивидуальная.

    Словесный,
    практический, проблемный.

    Чтение, беседа, письмо

    -с.126 упр.206 . Подберите к каждому слову однокоренное. (устно)

    – Какое слово с мягким знаком нельзя перенести? Почему? (Вспоминаем правила переноса)

    -Спишите только те слова, в которых ь в середине слова, разделяя эти слова с помощью тире для переноса.

    -Что же происходит с «ь» при переносе?

    Что же ещё нового мы узнали?

    -ь остается на 1 строке, нельзя отделять от предыдущего слога.

    VIII Домашнее

    задание.

    Фронтальная.

    Словесный.

    Объяснение

    учителя

    1. стр. 125 правило; упр. 205
    2. выписать из орфографического словаря (стр. 136) любые 5-7 слов с «ь»- показателем мягкости.

    Читают.

    Рассказывают о своих впечатлениях.

    – Маль-чишек,
    конь-ками.

    – Нельзя перенести слово льдом, так как оно состоит из 1-го слога

    Рассказывают о своих впечатлениях о прочитанном. Применяют правила переноса слов с мягким знаком. Устанавливают причинно-следственные связи.

    IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

    Фронтальная.

    Словесный.

    Беседа

    – Закончите предложения:

    Я сегодня узнал…

    Было интересно…

    Мне было …

    Я понял, что…

     Я научился…

    Мне захотелось…

    Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

    Принимают учебное
    задание в соответствии с уровнем своего развития

    Заканчивают предло-
    жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока

    Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок русского языка во 2 «Е» классе Тема: «Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными»

    Слайд 2

    ЗИМА

    Слайд 3

    Декабрь Январь Февраль

    Слайд 4

    Угол-уголь Банка-банька

    Слайд 6

    Я е л орехи. Ел ь - хвойное дерево. Угол ь свалили в уго л сарая.

    Слайд 7

    П..льто, м...дведь, ..ктябрь, учит..льница, в..р..бей, т..традь, м..льчик.

    Слайд 8

    П а льто, м е дведь, о ктябрь, учит е льница, в о р о бей, т е традь, м а льчик.

    Слайд 9

    Работа в паре Запиши слова с «ь» в середине слова Конь-...,зверь-…., пень-…., уголь-….,окунь-…

    Слайд 10

    Кон ь -кон ь ки, звер ь -звер ь ки, пен ь -пен ь ки, ден ь -ден ь ки, угол ь - угол ь ки.

    Слайд 12

    Молодцы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация по русскому языку "Буква мягкий знак на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"

    презентация урока русского языка"Буква мягкий знак на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"...

    Разработка урока на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"

    Разработка урока на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком" (программа "Школа России")...

    "Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными"

    Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными....

    Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными"

    Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным"....

    Презентация к уроку русского языка "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным".

    Урок на тему: "Правописание слов с мягким знаком наконце и в середине перед согласным"....

    Тема: Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными

    Цель урока : Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме....