РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ФОРМЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ
статья по русскому языку (1 класс)

Калитюк Светлана Евгеньевна

На дограмматическом этапе изучения родного языка, когда освоение правописания происходит на звукобуквенном уровне, имеющем чувственную основу, и без привлечения каких-либо теоретических грамматических сведений, успех обучения во многом зависит от речевого опыта ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chuvstva_orfograficheskoy_formy_u_mladshih.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

     РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ФОРМЫ У МЛАДШИХ  

                              ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ  

   На дограмматическом этапе изучения родного языка, когда освоение правописания происходит на звукобуквенном уровне, имеющем чувственную основу, и без привлечения каких-либо теоретических грамматических сведений, успех обучения во многом зависит от речевого опыта ребенка.

   Исследования показывают, что чем больше и «качественнее» читает ученик, тем грамотнее он пишет. Объясняется это тем, что чтение и письмо – виды речи, тесно взаимосвязанные. Если при письме осуществляется прямая перекодировка звуковых сигналов в графические, то при чтении происходит обратная перекодировка. Практически нельзя научиться писать и при этом не научиться читать.

   Связь между чтением и письмом с точки зрения психологической выражается еще и в том, что написанное тогда имеет смысл, когда его возможно прочитать, т.е. усвоить ту информацию, которая в нем заложена. Другими словами, акт письменной речи завершается тогда, когда написанное прочитывается.

   Для начинающего чтеца на первых порах могут быть непонятными слова, орфографическая оболочка которых значительно отличается от звуковой. Например, ребенок не сразу поймет, что читаемое им слово поезд обозначает то же предмет, что и часто слышимое и привычно произносимое им звукосочетание. Чтобы понять смысл написанного слова, ученик должен «сделать правильный перевод зрительных образов целого слова на звуковые образы знакомого и понятного устного слова; и если это не сделано, то слово не прочитано, хотя бы ученик прекрасно произносил все слоги этого слова».

   Со временем наступает такой этап, когда орфографическая оболочка слова сразу – без ее перевода на звуковой код – ассоциируется в сознании ребенка с лексическим значением слова, скрытым за его орфографическим обликом. Следует стремиться к тому, чтобы эти прямые ассоциации устанавливались как можно быстрее, чтобы орфографическая одежда слова удерживалась в памяти учеников и скорее становилась узнаваемой.

   Орфографическая работа на материале текстов для чтения может осуществляться с использованием разных форм и приемов. Например, так называемое орфографическое чтение. Орфографическое проговаривание есть не что иное, как код перехода от слышимых слов или внутренне произносимых к видимым. Этот код представляет собой систему речедвижений, эквивалентных буквенному ряду. С самых первых моментов обучения чтению нужно, чтобы дети усвоили 2 типа чтения – орфоэпическое и орфографическое: «прочитай, как говоришь», «прочитай, как пишешь». Тексты или отрывки из них с большим количеством орфограмм обязательно предлагаются для орфографического чтения. Полезными упражнениями являются всевозможные выписывания и переписывания слов, предложений и отрывков текстов. Часто такие задания носят поисковый характер: выписать слова с данной орфограммой, выписать предложения с родственными словами и обратить внимание на написание в них корней и т.п. Отрывки из изучаемых на уроке чтения произведений можно использовать и в качестве письма по памяти, диктовки, но с обязательной последующей проверкой по книге для чтения.

   Мы убедились, что для «воображаемого» письма лучше всего использовать слова с традиционными написаниями, которые требуют прямого запоминания. Механическое многократное списывание и переписывание таких слов не всегда может достичь цели, так как вследствие однообразных действий может притупиться орфографическое внимание ученика. Поэтому наряду с наглядным восприятием данного слова следует формировать у ребенка способ активного представления  его, так как именно представлением слова руководствуется ученик при любой самостоятельной письменной работе. Например, при чтении сказки «Каша из топора» можно предложить сделать воображаемую запись слов человек, солдат. Слова эти довольно часто встречаются в речи младших школьников, но не входят в программные списки «словарных» слов. В дальнейшем на уроке русского языка дети сначала восстанавливают в своем воображении написание этих слов, затем записывают их в тетрадь и проверяют.

   Упражнения по установлению межсловесных связей носят главным образом «упреждающий» характер. К упражнениям же, закрепляющим изученные орфограммы, можно отнести составление самими детьми орфографических упражнений на основе текстов прочитанных произведений.

   Путь изучения правописания от наблюдения конкретных языковых фактов в тексте к практическим орфографическим обобщениям является необходимой ступенью в обучении правописанию, подготовительным этапом к изучению законов орфографии на более глубокой грамматической основе.                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразование "Развитие навыков орфографической зоркости на уроках письма и развития речи через различные формы и методы"

В отчете поставлены цели и задачи работы по данной теме,определены этапы работы , составлен план реализации работы, сформирован ожидаемый результат работы по данной теме....

Литературно-игровая площадка как форма активного продвижения книги и чтения, развития читательского интереса детей и подростков.

Литературно - игровая площадка — это комплекс игр, объединенных одной темой. Арсенал игр велик. Целый блок их традиционно связан с ответами на вопросы: «Что? Где? Когда? Как? Почему?»...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на основе ФГОС

Статья знакомит читателей с различными способами и приемами развития у детей младшего школьного возраста орфографической зоркости на уроках русского языка....

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие речевых навыков у младших школьников на основе системы индивидуальных заданий на уроках литературного чтения"

Началом работы по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по методике О.С. Ушаковой и ее сотрудников (школа Ф.А. Сохина) [18,170-283], в которой разработаны материалы, направлен...

Формирование чувства музыкальной формы у обучающихся посредством практики аккомпанирования на элементарных музыкальных инструментах.

Хочу поделиться своим опытом создания шумового оркестра в классе,  показать возможность методами вовлечения в музыкально-исполнительскую деятельность формировать у младших школьников чувство музы...

«Формирование орфографической зоркости младших школьников на основе современных педагогических технологий»

laquo;Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даё...