Формирование чувства музыкальной формы у обучающихся посредством практики аккомпанирования на элементарных музыкальных инструментах.
статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Мясищева Татьяна Александровна

Хочу поделиться своим опытом создания шумового оркестра в классе,  показать возможность методами вовлечения в музыкально-исполнительскую деятельность формировать у младших школьников чувство музыкальной формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_orkestr_v_klasse.docx15.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование чувства музыкальной формы у обучающихся посредством практики аккомпанирования на элементарных музыкальных инструментах.

 Работая более 7 лет учителем музыки в общеобразовательной школе, я считаю необходимым   включать  в содержание уроков элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах.  В программах по музыке обязательно есть темы, связанные с особенностями музыкальной формы.  Авторы предлагают познакомить учащихся с основными исторически сложившимися формами – двухчастной, трёхчастной, вариационной, формой рондо.  Наиболее продуктивным способом понять, что такое музыкальная форма, является практическое музицирование. Как пример формы рондо, я предлагаю детям  «Турецкое рондо» из сонаты ля мажор В. А. Моцарта. Я  считаю удачным пример инструментовки этого произведения с целью на практике дать почувствовать детям, как  музыкальная  ткань делится на фразы, предложения, периоды , как закономерно и контрастно сменяются части произведения и, наконец, дать целостное представление о музыкальной форме рондо.

Итак, моя основная задача активными методами, методами вовлечения в музыкально-исполнительскую деятельность, формировать у младших школьников чувство музыкальной формы.

Начинаю я знакомить детей с «Турецким рондо»  Моцарта  со слушания музыки сначала в   фортепианном исполнении. Дети определяют характер музыки, придумывают образы, которые представляются их воображению. Высказывают предположения старинная это музыка или современная, русская или зарубежная. Затем, называю композитора (находим его портрет) и произведение.

Я предлагаю познакомиться с переложением этой музыки для ансамбля ударных инструментов. Дети знакомятся с новым звучанием, говорят, что изменилось.  Далее я  предлагаю ребятам самим стать исполнителями оркестра, говорю, что инструментов у меня в шкафу достаточно, а что ещё нужно подсказывают ребята. Они вспоминают, что нужен дирижёр и ноты.

 Предлагаю самим создать партитуру и записать её на доске. Вместе с детьми мы определяем сколько разных эпизодов было в произведении, выявляя характер каждого. На доске появляется схема:

A

B

C

B

A

Завершение(B+)

a+a+k+a1

b+b

c+c1+c2

b+b

a+a+k+a1

Дети высказывают предположения  какие тембры инструментов, созвучные музыке, подошли бы к различным эпизодам.

Наш вариант распределения  инструментов  по группам, как в настоящем оркестре:

А – трубочки с определённой высотой звучания ля до ми ля си

K -  ксилофоны

В – металлофоны и ксилофоны

С – треугольники и бубны

Завершение – все

Далее я выстраиваю аккомпанемент в этом произведении и работаю с каждой партией.

В звучании трубочек «собираем аккорд» от нижнего звука к верхнему, слушаем звучание двойной доминанты си и завершение ми, и «убираем аккорд» от развёрнутого трезвучия к тонике ля.

В соло ксилофонов обращаю внимание, что выделяются разные звуки. 2 раза до-соль, 2 раза ля-ми. (1 и 5 ступень)

На металлофонах  и ксилофонах осваиваем приём глиссандо, который соответствует арпеджато в партии фортепиано.

При игре на треугольниках пытаюсь добиться чистого мелкого звона, при игре на бубнах  добавляю движение «солнышко», работаю над слаженностью при игре в ансамбле. Постоянно прошу прислушиваться к музыке.

В  трактовке завершения было 2 варианта. На записи вариант, когда начинают играть все инструменты вместе и по очереди партиями перестают, пока не остаются одни треугольники.

2 вариант, когда до конца играют все вместе. Получается громко, но не очень музыкально. Не строится гармония, хотя по динамике более верно.

Когда партии выучены, задача, стоящая перед детьми усложняется.  Я перестаю показывать вступления партиям, им предстоит самим  вступать, ориентируясь на буквенную запись на доске и звучание музыки.

Таким образом реализуется учебная задача при слушании музыки, подключая аккомпанемент на элементарных музыкальных инструментах, способствовать формированию у учащихся чувства музыкальной формы.

Моя практика занятий показывает, что чувство музыкальной формы на практике наиболее активно формируется у детей в инструментальном творчестве.  Инструментальное исполнительство, даже на элементарном уровне, несёт в себе богатейшие, разнообразнейшие возможности для развития музыкальности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления и формы по приобщению младших школьников к ценностям народной музыкальной культуры

В статье рассматриваются основные пути (направления) по приобщению младших школьников к народной музыкальной культуре и основные формы работы с детьми в рамках работы этих направлений....

Музыкальные формы

познакомить с новой музыкальной формой, с термином «рондо», с концертной формой работы на уроке....

Урок музыки по теме "Музыкальная форма:рондо"

Представленный материал предназначен для использования на уроках музыки в 3 классе общеобразовательной школы в рамках изучения темы "Формы и жанры музыки"...

музыкальная форма

презентация музыкальная форма...

2 кл. 28 ур. "Музыкальные формы"

К учебнику: «Музыка. 1 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»...

2 кл 29 ур. "Музыкальные формы. 2"

К учебнику: «Музыка. 1 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»...

243 Думай музыкой. Музыкальные формы

Знакомство с  музыкальными формами: 2-ч.,3-ч.,вариации на примере музыки Э.Грига и П.И.Чайковского...