Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Наречие как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Щербакова Ксенья Анатольевна

Методическая разработка урока русского языка.  Тема: "Наречие как часть речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка.

Тема: "Наречие как часть речи"

ГБОУ СОШ №455 класс 4 "Б"

Учитель Щербакова Ксенья Анатольевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

4 «Б»

Тема урока

Наречие как часть речи

Дидактическая цель

Дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

- находить выход из сложившейся ситуации, адекватно реагировать на возникшие затруднения;

- формировать уважение к иному  мнению;

- развивать самостоятельность;

- проводить  самооценку.

- самостоятельно формулировать задание, определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения;

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

- находить наречия в тексте;

- выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;

- употреблять наречия в письменной и устной речи;

- определять роль наречий в предложении и тексте;

- классифицировать слова на группы по грамматическим признакам

Тип урока

Изучение нового материала

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

 Здоровьесберегающая, рефлексивная, диалоговая

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Учебная презентация, компьютер, мультимедийный проектор

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

Для ученика

УМК "Школа России"

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык»

4 класс

1 часть

Рабочая тетрадь

Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.

Проверяют готовность к уроку

2. Проверка домашнего задания.

- Ребята, какие пословицы с именами числительными вы записали?

Одна голова хорошо, а две лучше.
Один в поле не воин.

Где больше двух, там говорят вслух.

Семеро одного не ждут.

Семь пятниц на неделе.
Семь раз примерь, один раз отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2. Актуализация знаний.

- Прочитайте пословицу:

Вчера не догонишь, а от завтра не уйдешь. (слайд 1)

- Как вы понимаете смысл?

- Спишите пословицу, укажите части речи.

Читают пословицу.

Высказывают собственное мнение.

Записывают в тетрадь.

Вспоминают признаки изученных частей речи.

3. Самоопределение к деятельности

- Удалось ли вам определить все части речи?

- Какие слова вызвали затруднение?

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Давайте определим, что же обозначают эти слова и узнаем что это за часть речи.

Рассуждают.

Затруднения со словами вчера и завтра.

Определяют вопрос когда?

Проявляют заинтересованность дальнейшего изучения.

4. Целеполагание и постановка учебной задачи

- Эти слова относятся к новой для вас части речи. Она называется наречие. (слайд 2)

- Сформулируйте задачи урока.

Формулируют задачу: знакомство с новой частью речи, ее особенностями, узнать что обозначают, на какие вопросы отвечают, какие имеют морфологические признаки.

5. Работа над темой урока по учебнику

- Откройте учебник на стр. 73 упражнение 124

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Кто его автор?

- Рассмотрите иллюстрацию. Какие картины рисует поэт?

- Назовите первое выделенное слово.

- С каким словом оно связано в предложении? Что оно обозначает? На какой вопрос отвечает?

- Выпишите словосочетание. Укажите графически связь главного и зависимого слова.

- Назовите следующее выделенное слово. От какого слова оно зависит? Выпишите словосочетание и поставьте вопрос. Графически покажите зависимость.

- Что обозначает эта часть речи – признак предмета или признак действия?

- Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!», что это за слово.

- Сделайте вывод; наречие обозначает признак действия, отвечает на вопрос как? В предложении связано с глаголом, является второстепенным членом предложения.

Работают с упражнением.

Отвечают на вопросы.

Работа с иллюстрацией.

- Печальные.

 - Поляны (какие?) печальные

Обозначает признак предмета

Это имя прилагательное

Выписывают.

Один ученик работает у доски.

- Печально

Льет (как?) печально

Зависит от глагола

Обозначает признак действия

Выписывают.

- Признак действия.

Чтение вслух.

- Наречие обозначает признак действия; отвечает на вопрос как?; в предложении связано с глаголом, является второстепенным членом

6. Физкультминутка.

(слайд 3)

Выполняют движения под музыкальное сопровождение.

7. Первичное закрепление материала

Работа по учебнику упр.125 (устно)

- Прочитайте. Докажите, что выделенные слова являются наречиями.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Кто его автор?

- Рассмотрите иллюстрацию. Какие картины рисует поэт?

- Найдите в этом четверостишии наречия.

- Поставьте к ним вопросы

- Что обозначает наречие?

Читают задание. В парах оставляют  план действий. Доказывают, опираясь на сделанный вывод, что выделенные слова являются наречиями. Проводят исследование. Изменяют глагол по числам, временам,  наблюдают - изменяется ли при этом наречие.

Делают вывод, что наречие неизменяемая часть речи. Соотносят  сделанный вывод с правилом в учебнике на с. 73.

Делают вывод о том, что наречие обозначает признак действия; отвечает на вопрос как?

В предложении наречие связано с глаголом, является второстепенным членом.

8. Закрепление материала.

- Прочитайте упр. 126, назовите наречия.

- Прочитайте предложения  без наречий, а потом с ними. Что изменилось?

- Выпишите из каждого предложения словосочетания с наречием, поставьте вопрос от главного слова к зависимому слову (комментированное письмо).

- Какую роль играют наречия в предложении?

- Чтобы хорошо запомнить вопросы наречий и слова к которым они относится выполним упр.127

Читают, называют наречия.

Выписывают.

Делают вывод о том, что наречия дают дополнительную информацию, уточняя где, когда, как происходит действие.

Ставят вопрос,  определяют  значение наречия в каждом предложении:

обозначение места действия

 обозначение времени действия

обозначение образа  действия

Оценивают выполнение работы.

Самостоятельно выполняют.

Проверка по цепочке.

Оценивание своих результатов.

9. Рефлексия.

- Замените фразеологизмы синонимом (слайд 4)

Пальчики оближешь -

Битый час -

На край света -

Как снег на голову -

Кот наплакал -

Встать чуть свет -

Со всего маху -

На скорую руку -

Положа руку на сердце –

- Оцените свою работу на уроке.

Работа с фразеологизмами.

Самооценивание.

10. Подведение итогов.

- Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь!

- Что мы узнали о наречии как о части речи?

- Наречие!!

Высказывания детей.

11. Домашнее задание

- Составьте кластер «Наречие»

Записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме:"Обобщение знаний о частях речи"

Разработка урока подходит для использования независимо по какой программе работаете. Данный урок русского языка по теме: "Обобщение знаний о частях речи" является уроком обобщения и системат...

Методическая разработка урока русского языка во 2 класссе "Развитие речи, как средство решения орфографических задач"

Урок построен как единая линия работы по развитию речи на примере произведений Г. Скребицкого. Направлен на развитие внимания, мышления, интереса к творчеству писателя, воспитывает любовь к природе....

Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".

Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....

Методическая разработка урока русского языка "Служебные части речи. Частицы"

Цели урока: обобщить признаки служебных частей речи; углубить знания о частицах; развивать умения различать самостоятельные и служебные части речи....