Правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонений. 3-й класс УМК "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Магомедова Альбина Магомедовна

конспект урока+ презентация+кластер+тест+самоанализ+пословицы+таблица окончаний

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Быть внимательными и активными; Уметь распознавать тип склонения, падеж существительных; Будем учиться грамотно писать, думать и рассуждать Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости

Слайд 3

Минутка чистописания с щ с т в т л ь н существительное

Слайд 4

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Слайд 5

ЧАСТЬ РЕЧИ ПАДЕЖИ ПРЕДМЕТ РОД (М., Ж., СР.) КТО? ЧТО? ЧИСЛО (ЕД., МН.) СКЛОНЕНИЯ (1,2,3) СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Слайд 6

З…МЛЯ, П…РТФЕЛЬ …СИНА, …КНО С…РЕНЬ, РО…Ь Е О И Ж О О I скл . II скл . III скл . ЗЕМЛЯ ОСИНА ОКНО ПОРТФЕЛЬ РОЖЬ СИРЕНЬ

Слайд 7

Падеж 1-ое склонение 2-ое склонение 3-ие склонение И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. Земл я / Земл и / Земл е / Земл ю / Земл е / й О земл е / Осин а Осин ы Осин е Осин у Осин ой Об осин е Окн о / Окн а / Окн у / Окн о / Окн о / м Об окн е / Портфель Портфел я Портфел ю Портфель Портфел ем О портфел е Рожь Рж и / Рж и / Рожь Ро / ж ью О рж и / Сирень Сирен и Сирен и Сирень Сирен ью О сирен и

Слайд 8

Падеж 1-ое склонение 2-ое склонение 3-ие склонение Р.п. - и - ы - и Д.п. - е - и П.п. - е - е - и Таблица окончаний

Слайд 9

Шаг 1 ПОСТАВИТЬ СЛОВО В НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ (И.П., ЕД.Ч) И ОПРЕДЕЛИ СКЛОНЕНИЕ Шаг 2 ОПРЕДЕЛИТЬ ПАДЕЖ Шаг 3 ПОСМОТРЕТЬ В ТАБЛИЦУ ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ДАННОГО СКЛОНЕНИЯ В ЭТОМ ПАДЕЖЕ Алгоритм работы : Чтобы правильно писать безударное окончание существительного надо: Шаг 4 ПО ОПОРНОМУ СЛОВУ ПРОВЕРИТЬ ОКОНЧАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО 1скл. 2скл. 3 скл . земля окно рожь

Слайд 10

Плачет ива у дорожк... Потеряла я серёжки. земл и дорожк и

Слайд 11

1-ое склонение 3-ое склонение 2-ое склонение

Слайд 12

Друзья познаются Азбука - к мудрост … Своя земля Делу время, Трус своей Один в пол… потех… час в бед… тен … боится не воин ступенька и в горст… мила Игра «Найди свою пару»

Слайд 13

Друзья познаются Азбука - к мудрост … Своя земля Делу время, Трус своей Один в пол… Игра «Найди свою пару» в бед…. ступенька. и в горст… мила. потех… час. тен … боится. не воин. (П.п.,1 скл .) е (Д.п.,3 скл .) и (П.п.,3 скл .) и е ( Д.п.,1 скл .) и (Р.п.,3 скл .) е (П.п.,2 скл .)

Слайд 14

Тест. 1.Найти словосочетание с ошибкой в окончании. Р – мечтать о собаке Т – ехать на машине К – найти в коробки 2.Найти словосочетание с пропущенной буквой е в окончании . Д – без земл .. Л – к берёз.. Э – в печ .. 3.Найти слово с пропущенной буквой и в окончании . О – на ветк .. Ю – без шапк .. Х – к берег.. 4.Найти существительное в П.п.. П – к кошке Ц – на праздник Ч – на дереве

Слайд 15

Синквейн 1. Существительное. 2. Прилагательные. 3. Глаголы. 4. Предложение. 5. Мнение об уроке.

Слайд 16

Д омашнее задание С. 7-8, инструкция, с. 10 упр. 2.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА УРОК



Предварительный просмотр:

C:\Users\ШКОЛА\Desktop\Безымянный.jpgC:\Users\ШКОЛА\Desktop\Безымянный.jpg



Предварительный просмотр:

Друзья  познаются                              потех… час

Азбука  - к мудрост…                       в бед…

Своя земля                                           тен… боится

Делу  время,                                         не воин

Трус  своей                                           ступенька

Один в пол…                                       и в горст… мила

Друзья  познаются                              потех… час

Азбука  - к мудрост…                       в бед…

Своя земля                                           тен… боится

Делу  время,                                         не воин

Трус  своей                                           ступенька

Один в пол…                                       и в горст… мила



Предварительный просмотр:

Самоанализ.

        Исходя из поставленных задач урока, из характеристики учащихся, считаю, что урок своих целей достиг.

        Комбинированный тип урока способствовал изучению и усвоению нового материала, повторению изученных раннее тем. Данный тип урока имеет гибкую и подвижную структуру.

        На уроке были полностью реализованы познавательно-образовательные возможности. Учащиеся учились склонять имена существительные; определять падеж с помощью вопроса; познакомились с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных. Работа шла через словесный, наглядный, частично-поисковый методы.

        На уроке через различные задания, через разнообразные формы работы (коллективную, индивидуальную, парную) развивалось произвольное внимание, логическое мышление, речь учащихся. Развивалась познавательная активность через применение занимательного материала, игровые ситуации.

        Продолжалась работа по развитию орфографической зоркости. Дети учились применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.

        На уроке приобретались навыки самостоятельности и организованности. Дети учились работать в коллективе, в паре, уважительно относиться друг к другу, выслушивать мнение товарищей.

        Урок проходил в спокойной доброжелательной обстановке, что способствовало лучшему усвоению изучаемого материала. Считаю, что урок удался, поставленных целей достиг.  



Предварительный просмотр:

Тест.

  1. Найти словосочетание с ошибкой.

Р – мечтать о собаке

Т – ехать на машине

К  – найти в коробки

  1. Найти словосочетание с пропущенной буквой е.

Д – без  земл..

Л  – к  берёз..

Э – в  печ..

  1. Найти слово  с пропущенной буквой и.

О – на ветк..

Ю  – без шапк..

Х –  к берег..

  1. Найти  существительное  в П.п..

П – к  кошке

Ц – на праздник

Ч– на дереве

Тест.

  1. Найти словосочетание с ошибкой.

Р – мечтать о собаке

Т – ехать на машине

К  – найти в коробки

  1. Найти словосочетание с пропущенной буквой е.

Д – без  земл..

Л  – к  берёз..

Э – в  печ..

  1. Найти слово  с пропущенной буквой и.

О – на ветк..

Ю  – без шапк..

Х –  к берег..

  1. Найти  существительное  в П.п..

П – к  кошке

Ц – на праздник

Ч– на дереве



Предварительный просмотр:

Чтобы  правильно написать безударное падежное  окончание существительного, надо:

  1. Поставить его в начальную форму (И.п. ед.ч.) и определить  склонение.

(Какова начальная форма существительного у  дорожк…?  Какое  у него  склонение?)

  1. Определить  его падеж.                                                                                                               (Какой  здесь  падеж?)
  2. Посмотреть  в таблице (с.6) окончания  существительных данного  склонения в этом  падеже.
  3. Подобрать  ОПОРНОЕ  СЛОВО,  то есть существительное этого же  склонения с ударным окончанием,  поставить его  в  нужный  падеж  и  определить  окончание

________________________________________________________

Чтобы  правильно написать безударное падежное  окончание существительного, надо:

  1. Поставить его в начальную форму (И.п. ед.ч.) и определить  склонение.

(Какова начальная форма существительного у  дорожк…?  Какое  у него  склонение?)

  1. Определить  его падеж.                                                                                                               (Какой  здесь  падеж?)
  2. Посмотреть  в таблице (с.6) окончания  существительных данного  склонения в этом  падеже.                        
  3. Подобрать  ОПОРНОЕ  СЛОВО,  то есть существительное этого же  склонения с ударным окончанием,  поставить его  в  нужный  падеж  и  определить  окончание

Падеж

I склонение

II склонение

III склонение

Родительный

Дательный

Предложный

_____________________________________________-

                                                                                                                                         

Падеж

I склонение

II склонение

III склонение

Родительный

Дательный

Предложный



Предварительный просмотр:

Правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонений. 3-й класс УМК "Школа России"

Цель: научить проверять на письме окончания имен существительных в 1, 2, 3 склонениях.

Задачи:

  • совершенствовать навык правописания безударных окончаний имён существительных;
  • обогащать словарь учащихся;
  • развивать основные мыслительные операции: память, рефлексия, умозаключения, анализ.

Представление о результатах.

Личностные:

  • ценностное отношение к совместной познавательной деятельности, к умению определять падеж и склонение существительных;
  • осознание значимости данного умения для правильного написания безударного окончания существительных.

Метапредметные результаты: 

  • познавательные и регулятивные – целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;
  • умение структурировать знание;
  • коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

  • систематизировать знания о типах склонения и о способах проверки безударных падежных окончаниях;
  • развивать речь учащихся, мышление;
  • воспитывать аккуратность в работе

Ход урока

  1. Организационный момент. Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу!

  - Сегодня на уроке нам необходимо

Быть – внимательными, активными, старательными;

Знать – лексическое и грамматическое значение имени существительных;

Уметь – распознавать тип склонения, падеж существительных;

Будем – продолжать учиться красиво и грамотно писать, думать и рассуждать. – 

Древняя пословица гласит, что «Каждый день жизни прибавляет  частицу

          мудрости».

- Как вы её понимаете? ( Мы узнаём что-то новое).

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которые мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

2. Чистописание 

- На доске записаны буквы (с, щ, с, т, в, т, л, ь, н ).

- Какие это буквы? (строчные)

- Запишите их в строчку.

- Какое слово здесь зашифровано?

- Что получилось? (существительное)

3. Активизация знаний (составление кластера)

- Давайте вспомним, что вы знаете об имени существительном (часть речи; предмет; кто? что?; изменяется по числам; бывает мужского, женского, среднего рода; изменяется по падежам; бывает трех склонений).

4. Активизация словарного запаса.

На доске записаны слова, в них пропущены буквы. (З.мля, т.пор, .сина, .кно, с.рень, ос.нь )

- Посмотрите на доску. Что общего у этих слов? (имена существительные)

- В словах пропущены буквы, вставьте их. (Дети вставляют пропущенные буквы, где возможно подбирают проверочные слова)

- На какие группы можно разделить? (Слова из словаря, слова с орфограммой, которую можно проверить)

- Что это за слова из словаря? (Написание, которых надо запоминать)

- Запишите их. На первую строчку запишите слова из словаря, на вторую запишите слова, в которых орфограмму можно проверить.

(Топор, осина, сирень; земля, окно, рожь)

- На какие еще три группы можно разделить эти слова? (По склонениям)

- Укажите склонения имен существительных.

5. Подготовительная работа.

У детей на партах карточки со словами. У каждой колонки свои слова.

- Возьмите, карточку №1. Просклоняйте существительные, написанные в карточке, выделите окончания.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Назовите падежные окончания в 1 склонении, во 2-ом, в 3-ем.

(На доске появляется слайд с правильными ответами).

- В каких словах не вызвало затруднения написание окончаний? (первые)

- Как вы думаете почему? (окончания под ударением)

- В каких слова вы стали задумываться над правописанием окончаний? Почему? (над вторыми, безударные)

6. Постановка проблемы.

- Что же нам делать, если окончание у существительных безударное?

- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся выяснить, что надо сделать, чтобы безошибочно определить и написать безударное окончание.

7. Объяснение нового.

- Какие буквы в окончаниях вызвали наибольшее затруднение? (-е, -и)

- В написании каких падежей встретились –е, -и? (Р.п., Д.п., П.п.) (слайд 4)

- Когда будем писать окончание –е?

- Когда будем писать окончание –и?

- Что надо знать, чтобы правильно написать окончание? (Выучить таблицу с окончаниями).

- Прежде чем писать, давайте выясним, что надо определить у слова. (Склонение, падеж)

- Давайте проверим, правы ли вы и в этом поможет ей инструкция.

- Возьмите карточку №2. Это инструкция для правильного написания безударных падежных окончаний.

- Посмотрите внимательно, что не назвали? (слайд 8)

- Прочитайте вслух.

- Давайте применим эту инструкцию на практике.

Работа с учебником с. 7.

- Прочитайте двустишье над плакатом летучей мыши.  (чтение вслух)

- В каком слове пропущено окончание? (у дорожки)

- Пользуясь инструкцией, объясните написание окончания. (вставьте окончание, укажите склонение и падеж).

- Запишите.

Физкультминутка.

Я буду называть существительное.  Если оно

относится к 1-ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3-ему – прыгаете на месте.  

Снег, помощь, ученик, книга,  вьюга, степь,  морковь, снеговик, подъём,  радость, окно, зима мороз,, снежинка, метель.

- Как вы думаете, почему мы вернулись к таблице?

- Может, есть другой способ?

- Что изменилось в таблице? (слова выделены красным)

- Какие слова выделены красным цветом? (Земля, окно, рожь)

- Как вы думаете, почему? (Слова с ударными окончаниями)

- Кто догадался, какой второй способ проверки есть? (Нужно заменить слово с безударным окончанием на слово с ударным окончанием)

- Прочтите карточку № 3.

- Что главного не сказали из этой инструкции? (нужный падеж)

- Подчеркните в инструкции.

- Ваши предположения подтвердились?

- Кто запомнил эти опорные слова?

- Давайте попробуем проверить слово у дорожки с помощью опорных слов.

- Мы уже определили, что слово дорожка является 1 склонением.

- Каким опорным словом можно заменить? (Земля)

- Проверим. Подставьте в двустишье вместо слова дорожка слово земля.

- Что получилось? Какое окончание в слове земля слышим четко? (-и)

- Значит в слове у дорожки напишем – и.

- Какие 2 способа проверки окончаний существует?

Вывод: пользуемся инструкцией и таблицей окончаний или подстановкой опорного слова: 1 склонение – земля, 2 – окно, 3 – рожь.

Работа с учебником с. 8.

- Давайте посмотрим, какие еще могут быть опорные слова.

- Прочитайте слова, которые мы не называли.

8. Закрепление изученного.

 1) Работа в парах

Слайд 15  Игра «Найди свою пару»

Друзья познаются                                потех .  час

Азбука – к мудрост .                                 в бед .

Своя земля                                                тен .  боится

Делу время,                                        ступенька

Трус своей                                                и в горст .  мила

Учитель: - Каждая пословица поделена на 2 части. Составьте предложения, запишите их, вставляя пропущенные буквы.

(Самостоятельная работа учащихся в парах.)

Проверка. Слайд 16

 Отвечают: 1 – зачитывает пословицу, другой окончание и грамматические признаки) 

  • Азбука – к мудрости (Д.п.,3 скл.) ступенька.
  • Своя земля и в горсти (П.п.,3 скл.) мила.
  • Делу время, потехе (Д.п.,1 скл.) час.
  • Трус своей тени (Р.п.,3 скл.) боится.

VII. Самоконтроль. Тест.

1) Сейчас вы проверите себя. Для этого решим тест на изученную  новую  орфограмму. Работать  каждый будет индивидуально. Ваша задача – найти правильные ответы и поставить около них знак «+».

Тест.

  1. Найти словосочетание с ошибкой.

Р – мечтать о собаке

Т – ехать на машине

К  – найти в коробки

  1. Найти словосочетание с пропущенной буквой е.

Д – без  земл..

Л  – к  берёз..

Э – в  печ..

  1. Найти слово  с пропущенной буквой и.

О – на ветк..

Ю  – без шапк..

Х –  к берег..

  1. Найти  существительное  в П.п..

П – к  кошке

Ц – на праздник

Ч– на дереве

2) Проверка. 

– Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его. (ключ) Значит, я думаю, вы сможете использовать знания, которые получили на этом уроке.

Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили, и оцените свою работу по следующим критериям:

Слайд 13. 

0 ошибок – «5»,

1 ошибка – «4»

Игра «Наполни корзины» (5 мин)

На доске две корзины с буквами Е,И. внизу под корзинами карточки-«шишки»:

в портфел…, на яблон…, чашк…, из шерст…, о зим…, к сирен…,в сугроб.., в речк.. , у печк. ., у лошад..,  без ошибк .., на пароход…, в пол…, около площад…, в роскош…, к рощ.., на работ.., на картин..,  в ансамбл..,  в повест.., в ноч..,  на восток.., по тропинк.., в воздух.

Учащиеся по желанию выходят к доске и кладут слова-«шишки» в соответствующую корзину.

Вывод:

- Что узнали нового?

9. Рефлексия. (Написание синквейна)

- Попробуем с вами написать синквейн. (Это пятистишье)

- Чем мы сегодня занимались на уроке? (Учились писать окончания)

- Подберите два прилагательных, относящихся к теме урока. (безударное, сложное)

- Подберите три глагола. (Определить, подставить, выбрать)

- Что запомнили, узнали? Попробуйте сказать одним предложением. (Безударные окончания можно проверить двумя способами.)

- Теперь выскажите свое отношение. (одним словом)

- Вам было сложно, легко? (интересно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Закрепление правописания безударных окончаний существительных I склонения".

  Презентация к уроку русского языка по  теме "Закрепление правописания безударных окончаний существительных 1 склонения". Используется региональный компонент....

Тема «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах" 4 класс Школа России

Урок русского языка  в 4 классе Школа России с использованием самостоятельной работы, работы в парах, творческого задания, тестирования...

«Правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонений». Русский язык, 3-й класс

Совершенствует навык правописания безударных окончаний имён существительных; обогащать словарь учащихся; развивать основные мыслительные операции: память, рефлексию, умозаключения, анализ....

Урок русского языка в 4 классе Тема: Упражнение в правописании безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах (УМК «Школа России») с использованием арт-технологии.

Творческое групповое задание, с использованием элемента арт-технологии стало наиболее интересно учащимся. Работая над основной учебной задачей- упражнении в правописании безударных падежных окончаний,...