русский язык Правописание безударных окончаний существительных 3-го склонения. 3 кл
материал

ы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_7_04.docx79.42 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю:___________

Допускаю:_ __________

Оценка за урок:__________

План-конспект

урока по русскому языку,

проведённого в 3 «В» классе

обучающейся 21-корршк группы

Земских Татьяны Николаевны

07.04.23 г.

Консультация методиста:__________

Консультация учителя:__________


Конспект урока по русскому языку
УМК «Школа XXI века», 3 класс,

(Ефросинина Л.А. «Русский язык», стр. 82-83)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 07.04.2023 г.

Время: 9:00-9:40

Место: МОУ «СОШ №1 им. С. И. Гусева»

Класс: 3

Целевой компонент урока:

Тема урока: Правописание безударных окончаний существительных 3-го склонения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: организация деятельности обучающихся для первичного закрепления умений и знаний по правописанию безударных окончаний существительных 3-го склонения.

Задачи:

Образовательные: способствовать восприятию, осмыслению, запоминанию и применению знаний и умений о правописании безударных окончаний существительных 3-го склонения, формированию умения применять эти знания и умения в практических упражнениях

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, умения правильно писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применять на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

Предметные: познакомить с правилом правописания безударных окончаний существительных 3-го склонения; выработать алгоритм правописания безударных окончаний существительных 3-го склонения 

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Метапредметные

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах; внимательно слушать и слышать друг друга; договариваться между собой; умение выражать свои мысли.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная работа.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, компьютер, опорная таблица с алгоритмом, карточки для работы в парах.  

Содержательный компонент урока:

Ход урока.

  1. Организационный компонент.
  1. Приветствие: 

Здравствуйте, ребята, меня зовут Татьяна Николаевна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.

  1. Проверка готовности к уроку:

У: Проверим готовность к уроку. На партах должны лежать: дневник, учебник, тетради и пенал.

  1. Мотивация к учебной деятельности:

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят узнать на свете.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроках не скучать,

А работать и читать!

  1. Актуализация умений и знаний.

У: Ребята, на доске прикреплена карточка с именем существительным. Вам нужно вспомнить и правильно отнести к нему характеристику: часть речи, предмет, кто? что?, род, число, склонение, падеж, подлежащее; сказуемое, действие.

У: Ребята, сейчас мы с вами сыграем в игру: верю/ не верю, если вы верите, то ставите «+», если нет, то «-», напишите свою и фамилию соседа в левом верхнем углу и начинайте:

Верите или не верите? «+» или «-»:

1. Верите ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто/что?  (да)

2. Верите ли вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа (нет)

3. Через, про, на, за, в, во, под: верите ли вы, что это предлоги родительного падежа (нет)

4. Верите ли вы, что в русском языке 5 падежей? (нет)

5. Верите ли вы, что дательный падеж имеет 2 предлога? (да)

6. Верите ли вы, что предложный падеж без предлогов не употребляется? (да) (даже в вопросе есть предлоги)

7. Верите ли вы, что в русском языке 3 типа склонения? (да)

8. Верите ли вы, что имена существительные женского рода относятся ко 2 склонению? (нет)

*проверяем вместе, учащиеся оценивают свою работу, ставят «+» или «-»*

У: Оцените свою работу на листочке и сдайте их мне:

Без ошибок – 9 баллов

1 ошибка -8 б.

2 ошибки-7 б.

3 ошибки-6 б.

4 ошибки-5 б.

5 ошибок-4 б.

6 ошибок-3 б. – на слайде        

У: Поднимите руку, кто выполнил без ошибок. Опустите. Кто выполнил с 1? И т.д. Молодцы, ребята, вы все хорошо постарались

У: Докажите, что имена существительные женского рода не относятся ко второму склонению.

О: У 1 склонения: ж.р. и м.р., а ко 2 склонению относятся м.р. и с.р.

У: Молодцы, а какие у них окончания?

О: У 1 склонения окончания: -а, -я, у 2 склонения: -о, -е

У: Какие вы умные. Какие существительные относятся к 3 склонению?

О: К 3 склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием и мягким знаком на конце.

У: Правильно.

  1. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Ребята, давайте сыграем ещё в одну игру:

Я буду называть вам имена существительные, ваша задача: хлопнуть в ладоши, когда услышите имена существительные 3-го склонения

У: Кто ещё раз повторит, какие имена существительные относятся к 3-му склонению?

О: К 3 склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием и мягким знаком на конце.

У: Молодцы, начинаем: дверь, нога, окно, карамель, линейка, любовь, лошадь, стол, юла, сирень, отец.

У: Открываем тетради и записываем сегодняшнее «число» и «классная работа».

У: Прочитаем слова представленные на доске:

*читаем и вставляем окончание*

к кроват… и

в тетрад… и

на сирен… и

без сол… и

У: Ребята, давайте поставим в начальную форму эти слова и определим их склонение. Что такое начальная форма?

О: Начальная форма – это слово, которое стоит в им.п. и ед.ч.

О: кровать, тетрадь, сирень, соль.

У: Ребята, к какому склонению относятся эти имена существительные? Почему?

О: 3 склонение, потому что эти слова женского рода с нулевым окончанием и «ь» на конце

У: Совершено верно.

У: Ребята, какая тема нашего урока? Что пропущено?

О: Окончание у имен существительных 3-го склонения.

У: Давайте откроем учебник на стр. 82 и прочитаем тему нашего урока.

О: учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения.

У: Правильно ли мы определили тему урока?

О: Да.

У: Какие задачи мы поставим с вами на сегодняшний урок? Чему мы хотим научиться?

О: Научиться грамотно и правильно писать безударные окончания у имен существительных 3-го склонения.

У: Молодцы. Давайте вспомним правописание безударных гласных 1-го и 2-го склонений.

О:

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р. п.

Д. п.

П. п.

У: Верно, мы можем проверить безударные окончания с помощью таблицы и слов-помощников. Какие слова-помощники смогут нам помочь?

О:

Земля, весна

1 скл.

Окно, слон

2 скл.

Любовь

3 скл.

У: Молодцы. А какие мы окончания будем писать в 3 склонении, узнаем на уроке. 

  1. Открытие новых умений, знаний.

Открываем рабочую тетрадь, нашли упр. 1 на стр.

У: Читаем задание.

О: Просклоняй слова: любовь, жизнь и печаль.

У: Ставим в и.п., цепочкой начинаем. Я на доске, вы в тетради.

И.п. (есть кто, что?)  Какое слово подходит?

О: Что.

У: Почему?

О: Потому что существительное любовь – неодушевленное.

У: Молодцы. Есть что? Любовь. Какое окончание?

О: Нулевое.

*также жизнь и печаль*

У: Р.п. нет кого? Чего? Какой вопрос подходит? Это предмет какой?

О: Неодушевленный.

У: Нет чего?

О: любвИ

У: Что слышим?

О: Окончание -И

У: Что позволяет нам это окончание ударное услышать?

О: Ударение.

    *также жизнь и печаль*

У: Ставим слова в Д.п. рад чему? любвИ.

У: Что слышишь?

О: Под ударением слышу окончание -и

У: Верно. Рад чему?

О: жИзни.

У: Отлично. Какое ещё правило нужно помнить для этого слова?

О: ЖИ-ШИ ПИШИ С БУКВОЙ И

У: Рад чему?

О: печАли.

Какое правило ещё здесь мы применим?

О: ЧА-ЩА ПИШУ С БУКВОЙ А

У: Окончание в этом слове ударное или безударное?

О: Безударное.

У: В.п. вижу что?

О: Любовь.

У: Окончание какое?

О: Нулевое, а на нулевое окончание никакое ударение не падает.

У: Вижу что?

О: Жизнь

У: Окончание какое?

О: Нулевое.

У: На какой звук падает ударение?

О: На звук -ы.

У:  Пишем с буквой?

О: -И

У: вижу что?

О: печАль.

У: Т.п. любуюсь чем?

О: Любовью

У: Давайте произнесем с ударением: ЛЮБУЮСЬ ЧЕМ? любОвью. Куда падает ударение?

У: На гласное окончание или в корне?

О: В корне.

У: Молодец, дальше. Любуюсь чем?

О: жИзнью

У: И последнее, любуюсь чем?

О: ПечАлью

У: Куда ударение падает?

О: На гласную а, окончание -ю.

У: И П.п. говорю о чем?

О: О любви.

У: Давайте вместе произнесём: о любвИ, вспоминаем, предложный падеж без предлогов не употребляется. Какую гласную слышишь под ударением?

О: -И.

У: говорю о чем?

О: О жизни.

У: Куда падает ударение?

О: На гласную -и, говорю о чем? О печали.

У: Куда падает ударение?

О: На гласную -а, во втором слоге.

  1. Физминутка.

И. п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 – медленный

У: Ребята, давайте посмотрим, где у нас появляются сомнения при склонении? Опасные места в каких падежах?

О: В р.п., д.п. и п.п.

У: Молодцы! Мы с вами пронаблюдали и сказали, какие окончания у существительных 3 склонения в р.п., д.п. и п.п. Посмотрите, р.п. д.п. п.п.: И.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р. п.

Д. п.

П. п.

Легко запомнить и выучить табличку?

О: Да.

У: Делаем вывод какой?

О: У существительных 3 склонения пишется окончание -и.

У: Какой ещё есть способ проверки?

О: Ударное окончание.

У: Верно. Ударение, а какое слово мы здесь склоняем с ударным окончанием?

О: Любовь.

У: Верно, в слово-помощники мы берём «любовь». Красивое слово?

О: Да.

У: Какой мы можем сделать вывод?

О: Правописание в безударных окончаниях 3 склонения можно проверить словом «любовь».

У:Почему?

О: Потому что на гласную в окончании падает ударение.

У:А под ударением мы слышим звуки как?

О: Четко.

  1. Закрепление открытых умений, знаний.
  1. Работа с учебником. 

У: Закрепим наши знания. Разобьёмся на группы: первая группа будет выполнять упр.3 на стр.82-83, а вторая – упр.1 на стр. 82.

1 группа:

Упражнение 3. Спиши. Вставь пропущенные окончания. Объясни в скобках их написание.

Образец: в тумане (2-е скл., П. п.).

После долгой ноч… в туман… встаёт холодное, тусклое солнц… . Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замёрзло от этой стуж… - ни звук… , только изредка потрескивают от мороз… деревья.

Вдруг словно весенний ветерок прошумел над застывшим лес… : целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслась над полян… . Да ведь это клесты! Им не страшны наши морозы.

Устно объясни написание выделенных букв. Выпиши слова с орфограммой в приставке.

Ответ: После долгой ночи (2-е скл., Р.п.) в тумане (2 скл., П.п.) встаёт холодное, тусклое солнце (2 скл., П.п.). Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замёрзло от этой стужи (1 скл., Р.п.) - ни звука (2 скл., Р.п.), только изредка потрескивают от мороза (2 скл., Р.п.) деревья.

Вдруг словно весенний ветерок прошумел над застывшим лесом (2 скл., Т.п.): целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслась над поляной (1 скл., Т.п.). Да ведь это клесты! Им не страшны наши морозы.

Заснеженный, застывший, прошумел, пронеслась.

2 группа:

У: Ребята, предлагаю выполнить упр. 1 на стр. 82 в тетради.

 

Упражнение 1. Вспомни и запиши таблицу окончаний имён существительных 3-го склонения. Запиши опорное слова 3-го склонения.

Ответ:

И.п. –                    любовь

Р.п. – и                 любви

Д.п. – и                 любви

В.п. –                    любовь

Т.п. – ю                любовью

П.п. – и                о любви

  1. Итог урока. Рефлексия.

У: Мы с вами отлично потрудились.

    У.: Что нового вы узнали на уроке?

    У.: С какими трудностями столкнулись?

    У.: Что бы еще хотели узнать по этой теме?

У: у вас на партах лежат кружочки, если вы хорошо работали на уроке- раскрасьте цветок желтым цветом, а если не очень – красным.

  1. Домашнее задание.

У: откройте свои дневники, запишите домашнее задание - дома вы будете выполнять упр. 4 на стр. 83.

    У: Спасибо вам за прекрасный урок. Мне очень понравилось, как вы работали сегодня.

    У: Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. "Правописание безударных окончаний существительных". 4 класс.

Конспект   по теме "Правописание безударных окончаний существительных".Цель: Обобщение  и систематизация знаний....

Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го,2-го,3-го склонения"

На данном уроке совершенствуем навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных, учимся применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных....

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний существительных во всех падежах".

Урок содержит упражнения для отработки умения правильно писать безударные падежные  окончания существительных....

Урок русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»

Урок по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»  проведён в технологии деятельностного метода. Тип урока - рефлексия....

Разработка урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения".

создать условия для овладения способом действия при написании безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. Способствовать овладению способом действия при написании безударных ок...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения " (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Наблюдение за правописанием безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний и умений п...