Технологическая карта урока "Род и число имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Быкова Любовь Владимировна

Дата: 13.01.21 г.

Предмет: русский язык.

Класс: 4

Программа: УМК "Школа России"

Тема урока: «Род и число имен прилагательных»

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений

Техническое оснащение урокаКомпьютер, проекционный экран..

Цель: Актуализировать знания о грамматических признаках имен прилагательных: число и род

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_13.01.21.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Общая часть

Предмет

Русский язык

4 класс

ФИ учащейся

Тема урока

Род и число имен прилагательных

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний и умений

Цель

Актуализировать знания о грамматических признаках имен прилагательных: число и род

Задачи

- учить умению определять имена прилагательные в устной и письменной речи;

-развивать наблюдательность, внимание, речь, мышление учащихся; познавательный интерес; расширять кругозор, умение делать выводы, обобщать;

-воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, аккуратность, дисциплинированность.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

- актуализировать знания о родовых окончаниях имен прилагательных;
- уметь изменять имена прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного;
- подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные;
- находить в тексте словосочетания существительных с именами прилагательными;
- определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам;
-уметь применять теоретические положения в условиях выполнения практических упражнений

Познавательные: дополнять и расширять имеющиеся знания и представления об именах прилагательных; развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-развивать навыки сотрудничества со взрослым в разных социальных ситуациях,

-формировать мотивацию к творческому труду, интереса к языковой и речевой деятельности;

-способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Коррекция нарушений развития ребенка

Коррекция внимания: развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).

Коррекция памяти: работать над запоминанием и воспроизведением учебного материала.

Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения; установление логических и причинно-следственных связей).
Коррекция речи: расширять активный словарь. Совершенствовать грамматический строй речи.

Основные понятия и термины

Имена прилагательные, род и число имен прилагательных

Средства обучения

Учебник: «Русский язык» 4 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»; дидактические иллюстративные карточки с ребусами; мультимедийная презентация, электронный ресурс https://learningapps.org/1334103

Методы обучения

Словесные, наглядные, практические

Форма обучения

Индивидуальная

Организационная структура урока

Этапы урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Формируемые образовательные результаты

I. Организационный момент

-Проверь, все ли готово к уроку?

-Выбери смайлик своего настроения (Слайд )

-Подготовь тетрадь к работе и запиши число - «Классная работа»

Осуществляет проверку

Выбирает на слайде смайлик

Выполняет запись в тетради

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося; позитивный эмоциональный настрой.

II. Проверка домашнего задания и актуализация знаний

Минутка чистописания.

Работа с предложением

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Какие слова называют синонимами?

– Какие слова называют антонимами?

– Прочитайте сначала пары синонимов, затем пары антонимов. Прочитай составленное с любым именем прилагательным предложение.

Проводит минутку чистописания

- Запиши данные буквосочетания: (Слайд )

ые ие ый ий ая яя ое ее

- Скажи какой частью слова являются данные буквосочетания? У какой части речи они встречаются?

-Прочитай предложение, объясни пропущенные орфограммы. (Слайд )

В м_розный ден_ на ветк_ дер_ва в_села б_льшая к_рмушка.

-Еще раз почитай предложение запомни его и запиши по памяти в тетрадь.

-Найди в предложении прилагательные и выдели у них окончания.

Читает, аргументирует

Отвечает на вопросы.

Выполняет чистописание.

Оценивает правильность написания

Отвечает на вопросы.

Выполняет задание с учетом поставленной задачи, объясняет, аргументирует

Личностные: развитие навыка сотрудничества со взрослым

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации на основе имеющихся знаний

Коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний в устной диалогической и монологической форме; обмен мнениями.

Регулятивные: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров.

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Предлагает сформулировать тему и задачи урока.

-Сравни данные слова в левом и правом столбике, определи, что в них общего и, чем они отличаются?

красивый красивые

дальний дальние

- Сравни следующие прилагательные, чем они отличаются?

красный

красная

красное

- Сформулируй тему, цель и задачи урока

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать имя прилагательное, уточним понятия «род» и «число»; научимся определять род и число имен прилагательных.

Отвечает на вопросы.

Анализирует, обобщает и отвечает на вопросы

Обсуждает и формулирует тему и цель урока с помощью учителя.

Определяет задачи урока.

Личностные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации в процессе аналитико-синтетической деятельности

Регулятивные: умение взаимодействовать с учителем в поиске проблемы.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

IV. Обобщение и систематизация знаний о числе и роде имен прилагательных

1. Работа с учебником по определению числа имени прилагательного

(упр.75 стр. 50)

2. Составление алгоритма по определению числа имени прилагательного

3.Работа с ребусами

-Открой учебник на стр. 7, найди упр.9

-Прочитай текст, определи тему и главную мысль, подбери заголовок.

-Посмотри на изображения птиц на слайде и скажи, какие птицы изображены и нет ли среди них лишней? (Слайд )

-Найди в тексте имена прилагательные. С какой частью речи «дружат» прилагательные?

-Выпиши 7 предложение, выдели окончания прилагательных.

-Как определить число имени прилагательного?

-Определи число данных прилагательных, используя алгоритм.

-Какие окончания имеют прилагательные в единственном и во множественном числе?

-Прочитай зашифрованные в ребусах слова и определи какие из них относятся к теме текста из упражнения (санки, радуга, синица, груша, зима)

Находит упражнение, отвечает на вопросы и выполняет задание

Соотносит иллюстративный материал с текстом учебника, делает выводы, аргументирует свое мнение

Под руководством учителя составляет алгоритм по определению числа имени прилагательного:

-найти существительное к которому относится,

-задать вопрос от существительного к прилагательному,

- выделить окончание,

-по вопросу и окончанию определить число имени прилагательного

Отгадывает ребусы, соотносит слова с текстом, убирает лишние, аргументируя свой выбор

Личностные: осознание своих возможностей в учении.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации на основе высказываний учителя и имеющихся знаний.

Коммуникативные: обмен мнениями, умение строить понятные речевые высказывания, в процессе обобщения знаний и аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Физкультминутка

Включает видео физкультминутку под музыку

Выполняет движения.

4. Наблюдение над языковым материалом по определению рода имени прилагательного

5. Составление алгоритма по определению числа имени прилагательного

-Прочитай строки из детской песни и скажи какое имя прилагательное повторяется в тексте?

(Слайд )

Оранжевое небо,

Оранжевое море,

Оранжевая зелень,

Оранжевый верблюд

Оранжевые мамы

Оранжевым ребятам

Оранжевые песни

Оранжево поют.

–Что изменяется у прилагательного «оранжевый»? С чем это связано?

-На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода и какие окончания имеют?

- На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода и какие окончания имеют?

- На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода и какие окончания имеют?

Выводит языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия «род» имени прилагательного

Отвечает на вопросы и выполняет задание, заполняя таблицу:

Род

Вопрос

Родовые

окончания

Мужской

Какой?

-ой, -ый, -ий

Женский

Какая?

-ая, -яя

Средний

Какое?

-ое, -ее

Под руководством учителя составляет алгоритм по определению рода имени прилагательного:

-найти существительное к которому относится,

-задать вопрос от существительного к прилагательному,

- выделить окончание,

-по вопросу и окончанию определить род имени прилагательного

Личностные: формирование интереса к языковой и речевой деятельности.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Регулятивные: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров.

Коммуникативные: активное использование речевых средств в диалоге и монологе.

V. Закрепление теоретических знаний в условиях выполнения практических упражнений

1. Игра «рассыпанные слова»

2. Самостоятельная работа в печатной тетради (с.5 упр.8)

3. Интерактивное задание https://learningapps.org/1334103

Организовывает работу

-Берешь карточку, по цифрам собираешь рассыпанное существительное, подбираешь к нему подходящее прилагательное, определяешь род и число в соответствии с алгоритмом.

-Открой печатную тетрадь на с.5, найди упр.8, прочитай задание и выполни его самостоятельно.

(дописать родовые окончания имен прилагательных)

-Заполни пропуски, определи основные признаки имени прилагательного.

Слушает инструкции и выполняет, опираясь на составленные алгоритмы

Выполняет самостоятельную работу в соответствии с заданием.

Выполняет задание, работая в компьютере

Личностные: формирование мотивации к работе на результат.

Познавательные: ориентирование в интерактивном задании.

Регулятивные: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной форме.

VI. Информация о домашнем задании

Инструктаж по выполнению домашнего задания:
с. 8 упр. 11

Записывает домашнее задание в дневник

Личностные: понимание значения знаний для себя и принятие его.

VII. Рефлексия (подведение итогов урока)

-Какую задачу ставили в начале урока?
-Удалось решить поставленную задачу?
-Что понравилось?
-В чем были затруднения?
-Оцени свою работу на уроке с помощью данных фразеологизмов: 
(Слайд )

Работала засучив рукава

Била баклуши

Поломала голову

Считала ворон по сторонам

Зарубила на носу

-Какой смайлик соответствует твоему настроению сейчас? (Слайд )

Отвечает на вопросы.

Высказывает мнение и оценивает свою работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка с презентацией " Род и число имен прилагательных"

Урок русского языка во 2 классе по учебнику А.В. Поляковой. Урок соответствует требованиям ФГОС...

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Род и число имени прилагательного".

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Род и число имени прилагательного"....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Число имен прилагательных"

Урок соответсвует программе "Школа России" по учебнику Какнакиной, Горецкого....

Технологическая карта урока + презентация "Окончания имен прилагательных множественного числа в Д.п. и Т.п"

Каленчук, М. Л., Русский Язык. Учебник для образоват. учреждений. учебник 3 класс 3 часть УМК «ПНШ», презентация, раздаточный материал (карточки)....

Единственное и множественное число имен прилагательных. Технологическая карта урока.

Единственное и множественное число имен прилагательных. Цель: формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе. Планируемые результаты: предметные...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. УМК "Школа России"

Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных.»Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.Планируемы...