"Живая Азбука"
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Бабина Наталья Эдуардовна

Урок - проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Проект Живая Азбука

Цели деятельности учителя: - обобщить знания обучающихся о звуках и буквах русского языка.

Планируемые результаты:

       Предметные: 

      -в увлекательной игровой форме способствовать повторению и    систематизации знаний учащихся, полученных в процессе работы по курсу      «Обучение грамоте»; поддерживать у учащихся интерес к знаниям;
     -формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда, развивать творческие способности учащихся;

    - способствовать воспитанию положительного отношения к чтению; уважительного отношения к одноклассникам.

      Личностные:

-выражать собственные чувства при чтении стихотворений и в ходе размышлений, анализа;

-осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

-проявлять фантазию и творческие способности.

 Тип урока: закрепление полученного знания

Оборудование: учебник «Букварь» 1 класс,   под редакцией Андриановой Т.М.; презентация

Этап урока
Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный – слово учителя

1 мин

Доброе утро, я всем сказала.

Доброе  утро -ответили вы.

Нас две ниточки связали,

Теплота и доброта на целый  день.

Ребята, а кто нам дарит много книг?

Таких людей мы называем писателями.

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

Постановка учебной задачи

Практический – чтение стихотворений

Словесный – строят речевое высказывание

5 мин

5 мин

-Ребята, мы уже изучили Азбуку.

-Теперь скажите мне, что вы знаете о предложении?

-Какие предложения, различаются по интонации, вы знаете?

-Что вы знаете о словах?  (Одушевлённые,  неодушевлённые;  собственные и нарицательные; единственного и множественного числа;  отвечают на вопросы «Кто?»,  «Что?»,  «Что делать?» ,     «Что сделать?»,  «Какой?»,  «Какая?»,  «Какое?», «Какие?».)

-Что вы знаете о слогах и о звуках?

-С какими правилами правописания орфограмм вы познакомились?

-Отгадайте загадку:

На странице букваря 
Тридцать три богатыря. 
Мудрецов-богатырей 
Знает каждый грамотей. (алфавит)

Рассказывать о предложении

Поддерживать учебный диалог

Отгадывать загадку

П: формулировать ответы и выводы

К: слушать и понимать речь других

Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К: слушать и понимать речь других

Решение частных задач

Словесный – слово учителя

физминутка

5 мин

1 мин

-Теперь кто может предположить о чем сегодня пойдет речь на уроке, какая тема? (об Алфавите).

-А какие цели урока?

-Правильно, а делать мы сегодня с вами, ребята  будем проект.

-Раз мы с вами уже выучили алфавит, давайте его повторим.

Сияньем глаз лучистых
Наполнен класс притихший,
И светятся улыбки,
И песня рвется ввысь.
Сегодня в школе праздник!
И всем мы рады!!!

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

-Совсем недавно вы впервые вошли в класс. Каждый день мы знакомились с цифрами и буквами, и вот уже подошёл к концу наш первый учебник “Азбука”.

-Конечно, это маленький праздник! 

-С первых дней учебы в школе мы изучали не только грамматику и математику, но и школьные правила. Ребята, какие правила поведения в школе мы теперь знаем?

-(Ученики рассказывают  правила поведения в школе)

Ученик: 

Вставайте дружно всякий раз,
Когда учитель входит в класс.

Ученик

Нельзя на уроке-

Послушай, дружок,

Жвачку жевать,
И кусать пирожок.

Ученик 

Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно,
И веди себя достойно

Ученик:

Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь

Ученик:

Ежедневно по утрам,
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.

-В жизни все начинается с малого: хлеб – с зернышка, солнышко – с лучика, дом – с кирпичика, а знания – с первой книжки, которую вы прочитали сами. Эта первая добрая книжка для многих– Азбука. Она с 1 сентября учила нас быть добрыми, смелыми, дружными. И мы благодарны ей. 

А теперь встанем и немного разомнемся.

Формулировать тему и цели урока

Поддерживать учебный диалог

Вспоминать правила поведения в школе

Зачитывать правила поведения

Поддерживать учебный диалог

разминаться

К: слушать и понимать речь других

К: знать ранее изученные правила

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

П: анализируют объекты

К: слушать и понимать речь других

П: формулировать ответы и выводы

Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

Л:ЗОЖ

Решение частных задач

Словесный – отвечают на вопросы

Практический –изучение произведения

Словесный – ответы на вопросы

Наглядный – рассматривают картинки

Словесный – отвечают на вопросы

10 мин

10 мин

Угадай букву

1. Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)  

2. В этой букве нет угла - до того она кругла.

    До того она кругла - укатиться бы могла. (О)  

3. С этой буквой на носу филин прячется в лесу. (Ф)  

4. На эту букву посмотри - она совсем как цифра 3. (З)  

5. Палочка и палочка, между ними галочка.

   И понятно сразу всем: получилась буква ... (М)  

-Прочитайте стихотворения о буквах:

А – начало алфавита

Тем она и знаменита.

Астра, азбука, айва

Начинаются на А.

Буква Б с большим брюшком

В кепке с длинным козырьком.

Вот буква В

Видна вдали – красивая, витая.

Как будто крендель испекли

Приезжих поджидая.

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

Е – на грядке пригодилась

Вместо грабель потрудилась.


Е и Ё – родные сестры,

Различить сестер непросто.

Но у буквы Ё две точки

Словно в лесенке гвоздочки.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

«Ж-ж-ж-ж-ж».

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек словно сбил.

Сколько здесь дощечек?

- «Три»!

А какая буква?

- «И».

 

Букву  Й зовут «И кратким».

Й, как И, в твоей тетрадке.

Чтобы И не спутать с Й,

Сверху галочку пиши.

Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

Взявшись за руки мы встали

И на М похожи стали.

На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

Посмотри на колесо

И увидишь букву О.

В старом дереве дупло

Ну совсем, как буква О.

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

«Дрожу от страха до сих пор!» -

Воскликнуло полено.

Похожа буква на топор,

Расколет непременно.

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто.

Филин, в книжку залетев,

Превратился в букву Ф.

Х – забавная игрушка,

Деревянная игрушка.

Деревянная игрушка,

Ветра вольного подружка.

Вот какая буква Ц

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша.

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну что же.

Из ведра не просто так

Нам воды напиться.

Нужен ковшик – Ъ,

Чтобы не облиться.

Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо.

Получилась буква Ы,

Все мы знать ее должны.

Буква Р перевернулась,

Мягким знаком обернулась.

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть, наверняка,

Только нету языка.

Чтобы О не укатилась,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотрите, что случилось –

Получилась буква Ю.

Я сказала про себя:

- «Хоккеист известный я».

Шайба прямо в цель летит.

Гол! Закончен алфавит!

-Прочитайте пословицы, объясните их смысл:

  • -Азбука к мудрости ступенька.
  • -Аз да буки — начало науки.
  • -Аз да буки, да и конец науки.

-Прочитайте стихотворение И.Резника на стр. 110-111 «Азбуки».  

-Какие слова вы хотели бы добавить?

-Прочитайте план действий для создания проекта, который предлагают авторы учебника.

-Распределите роли, кто о какой букве рассказывать будет.

-Выучите наизусть свою роль. Теперь прошу выйти к доске.

-Расскажите о своей букве. Какой у нее характер? Как этот характер может проявляться в поступках?

-На какой странице учебника рассказывается о вашей букве?

-Составьте рассказ о своей букве.

-Дома ребята попробуйте оживить свою букву, красиво нарисовать или  использовать картинки.

Угадывать букву

Читать стихотворение

Поддерживать учебный диалог

Правильно произносить каждую букву

Работать со стихотворением

Поддерживать ученый диалог

Уважительно относиться к читающему

Представлять образ буквы

Поддерживать учебный диалог

Читать пословицы

Объяснять смысл пословиц

Знакомиться с планом действий

Заучивать наизусть

Рассказывать о букве

П: формулировать ответы и выводы

П: осмысленно читают текст

К: аргументировать свое мнение

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: учитывать мнения своих одноклассников

К: аргументировать собственное мнение

П: строить речевые высказывания в устной форме.

П: формулировать ответы и выводы

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К: слушать и понимать речь других

П: анализируют объекты

К: слушать и понимать речь других

П: формулировать ответы и выводы

Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

Рефлексия

По содержанию

Словесный – ответы на вопросы

2 мин

-  Ребята, какую цель мы поставили в начале урока?

Вы достигли поставленной цели?

Оцените себя.        

Молодцы! Урок окончен.

Подводить итоги урока

Р: осуществляют итоговый контроль



Предварительный просмотр:

Урок-проект в 1 классе «Живая азбука»

Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков в ходе проектной деятельности.

Цель: вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий проект при создании “Живой азбуки”, учить представлять свой труд в виде презентации, выбирать средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов, воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.

Задачи: 

  • развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний,
  • формирование навыков исследовательской деятельности,
  • отработка умения применять свои знания на практике при создании творческого продукта – азбуки, развитие умения самостоятельно принимать решения и обмениваться информацией,
  • пополнять активный запас учащихся элементами устного народного творчества.

Роль учителя: координировать весь процесс учебной творческой деятельности, помогать детям в поиске источников информации, самому быть источником информации, поддерживать и поощрять активность учеников работе над проектом.

 Роль учеников: создание одной страницы азбуки соответственно заключённому с  учителем  плану.

Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, презентация учителя к уроку, презентации учащихся для каждой буквы, толковый словарь, карточка-заготовка, картинки ко всем буквам алфавита, сборник загадок, скороговорок для детей.

Организация деятельности: индивидуальная, коллективная.

Использование информационных технологий: оформление индивидуальных страничек в  MS PowerPoint:

Итог, результат: создание и защита проектов, сопровождающихся мультимедийными презентациями.   В процессе поиска ответов на проблемные и учебные вопросы ученики закрепляют знание алфавита. Создание общего сборника "Живая азбука", который можно распечатать.

Ход урока.

            1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

Вставайте дружно всякий раз,
      Когда учитель входит в класс.

На парте должно быть все необходимое к уроку.

2.Мотивационный момент.  

Чтобы хорошо учиться              

Надо очень много знать,            

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем путешествовать по страницам азбуки, вспомним, с чем мы знакомились на уроках обучения грамоте.

Ученик:

Беру азбуку в последний раз,                                        

Несу азбуку в просторный класс,                            

И дорогой азбуке, я говорю, БЛАГОДАРЮ.              

Ты книга первая моя                                                      

Теперь читать умею я.

На свете много книжек есть

Все книжки я смогу прочесть.

3.Актуализация  знаний о буквах.

 -А теперь вспомним, что мы уже знаем о буквах?

- Cколько букв в русском языке?

- На какие группы делятся буквы русского языка?

- Cколько  гласных?

- Сколько согласных?

- Какие буквы не обозначают звуков?

- Назовите буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки. (Ч, Щ, Й)

- Назовите буквы, обозначающие всегда твёрдые звуки.  (Ж, Ш, Ц)

4.Постановка цели и темы урока.

-Как вы думаете,  всё ли мы узнали о буквах?

- Сегодня на уроке мы будем узнавать новое о буквах.  

- Отгадав ребус, вы узнаете тему нашего урока.

1. Работа в парах.

У детей на столах карточки с ребусами. По первой букве названия предметов, изображенных на картинках составить слова и напечатать их.

         На карточках появляются слова:  АЗБУКА и АЛФАВИТ.

-Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?      (Алфавит, азбука)

  • Что такое азбука, алфавит?

III.  Изучение нового материала.    

1. Ребята, вы не раз слышали выражение: Я – последняя буква в алфавите. Почему так говорят? (Обсуждение поговорки).

2. Исследовательские вопросы.

 1) Как образовалось слово «алфавит».

 2) Для чего нужен алфавит?

 3) Где применяют алфавит?

– Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука.) 

Попробуйте объяснить, почему её так назвали «азбука»? Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Каких? Из этих названий и получилось слово «азбука». Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и то же; все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет своё постоянное место и название. Азбука или алфавит появилась на свет благодаря двум монахам Кириллу и Мефодию. Они придумали славянскую азбуку более 1000 лет назад, которой мы до сих пор пользуемся.

-  Для чего нужен алфавит?

Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале – фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке (по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия – по первой букве названия), при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов (перечней изданий).

Как вы считаете, удобно ли это? Почему?  (Быстро находит фамилию ученика, опираясь на «алфавит»).

- Как вы думаете, где еще используется алфавит? (Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка).

-При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту.

 Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв.

  1. Практическое пользование алфавитом. Игра.

        Все буквы в слове на доске оказались перепутанными

Буквы-значки, как бойцы на парад  в  строгом порядке построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит  и  называется всё …( алфавит)

Физ. минутка:

   Вы, наверное, устали?    

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали (А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж)    

Ручками похлопали (З, И, Й, К, Л, М, Н, О)

(Махи руками П, Р, С, Т, У, Ф, Х)

(Приседания  Ц, Ч, Ш, Щ)

Повороты Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я)

  1. Изготовление "Живой азбуки".

Ребята, вспомните, когда вы впервые познакомились с буквами. Это было еще тогда, когда вы были малышами. Скажите, по какой азбуке маленьким детям интересней знакомиться с буквами? Как она должна быть оформлена?

Сегодня я предлагаю вам сделать "Живую азбуку». Для этого нам понадобится лист-заготовка, который лежит у вас на парте,  клей-карандаш и цветные ручки.

Каждый из вас сделает одну страничку нашей "Живой азбуки". Чтобы  было интересно изучать буквы по нашей азбуке, мы украсим страничку буквой и картинкой, а на строчках надо написать предложение об этой картинке. Можно составить свое предложение, а можно записать загадку, отгадка, которой будет картинка.

Скажите, по какому признаку вы будете выбирать картинку? (Предмет на ней должен начинаться с  заданной буквы).

 Распределяются буквы между учащимися в классе (по первой букве фамилии). Исключаются буквы "Ы, Ъ, Ь". Учитель заготавливает карточки с этими буквами заранее, они будут образцом и также буквы не использованные учащимися делает учитель, показывая принцип оформления странички азбуки .

Этапы работы над проектом.

(Все этапы соответствуют поисково-творческим приёмам и помогают развивать навыки исследовательской деятельности в соответствии и индивидуальными и психическими особенностями каждого ребёнка.)

1этап. “Подобрать картинку, название которой начинается на заданный звук”.

(учащиеся могут использовать заготовки картинок, интересно и полезно использовать в работе разные техники аппликации. «Рваная аппликация» позволяет развивать у детей мелкую моторику пальцев. Можно заранее приготовить и раздать учащимся листы картона, на которых уже будут обозначены контуры букв.  Могут искать в коллекции интерактивной доски).

2этап. “Найти загадку, отгадка которой начинается на заданный звук”

( учащиеся работают с различными источниками: книги, сборники загадок, поиск в интернете детский портал «Солнышко»).

3 этап. “Подобрать  стихотворение (скороговорку), где часто встречается заданный звук”

Знакомство с Азбуками разных писателей.

- Ребята, многие детские поэты написали веселые стихи, помогающие детям запомнить порядок букв в алфавите. Одна из самых популярных необычных азбук - это веселая азбука поэта С.Я. Маршака "Про все на свете" Азбука состоит из двустиший, посвященных буквам алфавита. Особенность двустиший заключается в том, что каждая строчка в них начинается с одной той же буквы.

Чтение детьми отрывка из азбуки С. Маршака

Воробей просил ворону                    Ель на ёжика похожа:                    

Вызвать волка к телефону.               Ёж в иголках, ёлка — тоже...

Учащиеся выбирают четверостишие к своей букве.

4 этап. “Оформление  и презентация своей страницы азбуки».

Детям были даны творческие задания – подготовить к уроку  макет презентации своей буквы (по одному слайду). На уроке дети дополняют презентацию странички своей буквы найденной информацией.   Оформление страниц происходит индивидуально, каждый ребенок творчески подходит к решению данной задачи.

По завершению работы над азбукой, организуется презентация каждым учеником своей страницы, для того чтобы обобщить полученные знания и умения, повысить самооценку учащихся, дать детям установку на дальнейшие учебные успехи. Учащиеся самостоятельно оценивают достигнутые результаты, а так же оценивают успехи и неудачи других детей. Они учатся планировать свою деятельность, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, выражать своё мнение, создавать конечный продукт – материальный носитель проектной деятельности, оценивать себя и других. Полученный результат доказывает, что нет бездарных детей, нужно лишь вовремя оказать ребёнку помощь и дать поверить ему в свои силы.

Итоги урока.

Мы знаем буквы, знаем слоги,          

Умеем говорить, считать.                

Все мы сегодня говорим:  

И постепенно, понемногу    

Мы научились все читать.

       

Хором: Спасибо Азбуке родной!

- За то, что вы научились читать и писать, я хочу вам тоже вручить вот такие медали и удостоверения на память о том, что вы закончили изучать азбуку. Молодцы. Хочется верить в то, что полученные знания вы будете использовать и тогда, когда станете взрослыми.

   - На этом наш проект «Живая Азбука», в ходе которого мы с вами посетили  библиотеку и записались туда читать книги, провели урок чистописания, где показали, как мы научились писать, мы закончим. Спасибо, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Энциклопедия. Живая азбука».

Уважаемые учителя!Уважаемые мамы и папы!У  вас в руках книга – творческий продукт проекта «Азбука», которую я назвала «Энциклопедия. Живая азбука». Она посвящена жи­вотным, населяющим ...

Живая азбука леса

Очень интересный материал на природоохранную тему....

Проект книжка-малышка "Живая азбука" 1класс

Проект рассчитан на учащихся 1 класса и направлен на формирование у учащихся интереса к чтению, на осознанное усвоение темы "Русский алфавит", на развитие творческих способностей. Он позволяет расшири...

Творческий проект "Живая Азбука"

Стихи для работы над проектом "Живая Азбука"...

Проект "Живая Азбука"

Обучающиеся записали звуковые файлы для каждого слайда....

Проект "Живая Азбука"

Презентация на тему  "Проект- Живая Азбука"...

Творческий проект "Живая азбука"

Проект "Живая азбука" соответствует содержанию обучения грамоте в 1 классе ( УМК "Школа России"). Данная работа выполняется учащимися 1 класса самостоятельно и с помощью родителей, а также под руковод...