"Большая буква в географических названиях", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект урока и презентация "Большая буква в географических названиях", 2 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshaya_bukva_v_geograficheskih_nazvaniyah.docx31.15 КБ
Файл urok_.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка, проведенного в 2 «В» классе

Тема: «Большая буква в географических названиях»

Цели: закрепить написание большой буквы в географических словах.

Задачи:

  1. повторить и закрепить умения находить географические слова;
  2. совершенствовать умение каллиграфично писать, как строчные так и заглавные буквы;
  3. развивать мышление, внимание, речь учащихся;
  4. воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.

УУД:Познавательные УУД: закрепить умения работать со сложными словами.

-  Регулятивные УУД:выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой.

- Коммуникативные УУД: развивать умение использовать речь, задавать вопросы

-Личностные УУД: развивать умение оценивать правильность выполнения данного задания

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1)приветствие

2)представление

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы,

Будем думать и писать,

И друг другу помогать!

 - Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок русского языка проведу у вас я, зовут меня …... Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

 Слушают стихотворение.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

II. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, сегодня 12 декабря.

Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной буквы, но что бы узнать, какую букву мы будем писать, отгадайте загадку.

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (гусь)

На какую букву начинается слово гусь?

С новой строки запишите заглавную и строчную букву Г г.

- Прочитайте, что написано на слайде

Человек без Родины, что соловей без песни.

- Как вы её понимаете? (ответы детей)

Да, как соловей не может прожить без песни, так и человек не может прожить без Родины.

- Сновой строки с большой буквы запишите пословицу в тетрадь.

- Покажите посадкой, кто написал.

Записывают дату в тетради.

Слушают пословицу.

Читают и анализируют пословицу вместе с учителем.

Записывают пословицу в тетради.

Разбирают соединения, и записывают в тетрадь чередуя их.

III.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

- От начала строки, с большой буквы запишите слово «Словарь», поставьте двоеточие.

Что нужно указать на конверте, чтобы письмо попало по назначению?

(адрес)

- Как пишется это слово? (адрес)

- Какую гласную надо вставить? (е)

-На какую гласнуюпадает ударение? (на букву е)

-Какую букву надо запомнить? (букву е)

-Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните букву е.

-Что изображено на слайде?

- Прочитайте слово со слайда.

- Как пишется это слово? (город)

Какую гласную надо вставить? (о)

- На какую гласную падает ударение? (на первую букву о)

-Какую букву надо запомнить? (букву о)

-Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните букву О.

Чем является Москва в России?

-Как правильно пишется это слово? (столица)

Какую гласную надо вставить? (о)

- На какую гласную падает ударение? (на букву и)

-Какую букву надо запомнить? (букву о)

-Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните букву о.

Как называется на карте наша большая странна?

-Какправильно пишется это слово? (Россия)

- Какая буква пропущена в этом слове? (о)

- На какую гласную падает ударение? (на букву и)

- Какую букву надо запомнить? (букву о)

- Пишется слово всегда с большой буквы и запомните что пишется с удвоенной с

-Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните вторую букву о.

Объясните почему слово России пишется с большой буквы? Какие слова еще пишутся с большой буквы?

Буква обычная выросла вдруг.

Выросла выше букв-подруг.

Смотрят с почтением на букву подруги,

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело,

Ставится в слово не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало всегда замечали.

Имя фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк.

В букве большой - уважения знак.

Но тема нашего урока: «Большая буква в географических названиях»

Что такое географическое название?

Приведите примеры.

Не оставим без вниманья

Ни единого названия.

Рек, морей и городов,

Стран, озёр и островов.

И названий звёзд, планет

Без заглавной буквы нет.

Помните, что все географические названия пишутся с большой буквы.

Пишут в тетрадях слово «Словарь».

Отгадывают загадки.

Отвечают на  вопросы учителя.

Записывают словарные слова в тетради.

Разбирают стихотворение, находят, сложное слово, и доказывают, что она сложное.

IV.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. В каком городе мы с вами живем? Если мы посмотрим на карту, то мы без труда найдем город Константиновск. Т.к он обозначен на карте значит, это географическое название.

Запишите слово Константиновск в тетрадь и откройте скобку.

 А кто знает, как первоначально назывался наш город?

Самая распространенная версия, что в 16 веке он назывался Бабий городок, в котором жили казаки, это название появилось после одного из татарских набегов, во время которого женщины-казачки оказали сопротивление иотстояли независимость своего поселения. Запишите в скобке первоначальное название и закройте скобку.

Наше путешествие начнем от школы.

На какой улице стоит наше школа?

Улица Калинина,это географическое название?

Запишите ул. Калинина в тетрадь и поставьте запятую.

Продолжаем двигаться по улице Калининой, мы проходимПедагогический колледж, старую библиотеку, много жилых ухоженных домов. Подошли к аллее, которая находится на улице 25 Октября, раньше она называлась Архангельская. Запишите в тетрадь название этих улиц.

Спускаемся к величавому Дону-батюшке, это главная река, протекающая в Ростовской области. Какие географические названия мы должны записать? На пристани нас ждет теплоход, который называется «Виктория».

Мы отправляемся вниз по течению и наблюдаем, как живописны берега Дона в окрестностях города. Теплоход идет вниз по реке и вот справа увиден хутор Старозолотовский. Запишите х. Старозолотовский.

 Ниже х.Старозолотовского стоит станица Кочетовская,  где жил советский писатель и литературовед В.А Закруткин. Запишите.

На левом берегу Дона, недалеко от ст.Кочетовской,расположился город Семикаракорск, который растянулся на несколько километров вдоль реки. Запишите.

Пока любуемся пейзажами природы, давайте разомнемся

Физминутка

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

А мы продолжаем наше путешествие, и с правой стороны видим станицу Раздорскую, чудь поодаль простираются хутор Пухляковский и поселок Донские Зори. Запишите.

Наш теплоход остановился на пристани станицыСтарочеркасской, мы ждали пока пройдет паром, чтобы отправиться дальше. Запишите.

И вот перед нами главный город нашей области - Ростов-на-Дону, который является городом речных и морских портов. Запишите

Но прежде чем река Дон попадет в море, нам нужно пересечь Таганрогский залив и оказаться в Азовском море, которое является самым маленьким мореми омывает берега Украины и России. Запишите

Выполняют упражнение 106.

Озвучивают правило.

Выполняют упражнение 107, 108 ,109.

  1. Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа. Списать, раскрывая скобки и выбирая букву для написания географических названий.

1 вариант

Под нашим окном расцвела___________(Роза, роза).

Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся во втором классе.

Мою сестру зовут__________(Лилия, лилия).

2 вариант

В пруду растёт____________(Лилия, лилия.

Высоко в небе парил__________(Орёл, орёл).

Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.

  1. ИТОГ УРОКА.

- Какое правило выучили на уроке?

Какие буквы могут соединять основы двух разных слов?

- Молодцы, ребята! На этом наш урок подошел к концу.

Сегодня на уроки хорошо работали…

 До свидания!

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

1 вариант                          ФИО__________________________

Под нашим окном расцвела ___________(Роза, роза).

Я и моя подруга __________(Роза, роза) учимся во втором классе.

Мою сестру зовут __________(Лилия, лилия).

2 вариант                               ФИО____________________________

В пруду растёт ____________(Лилия, лилия.

Высоко в небе парил __________(Орёл, орёл).

Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.

1 вариант                          ФИО__________________________

Под нашим окном расцвела ___________(Роза, роза).

Я и моя подруга __________(Роза, роза) учимся во втором классе.

Мою сестру зовут __________(Лилия, лилия).

2 вариант                               ФИО____________________________

В пруду растёт ____________(Лилия, лилия.

Высоко в небе парил __________(Орёл, орёл).

Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.

1 вариант                          ФИО__________________________

Под нашим окном расцвела ___________(Роза, роза).

Я и моя подруга __________(Роза, роза) учимся во втором классе.

Мою сестру зовут __________(Лилия, лилия).

2 вариант                               ФИО____________________________

В пруду растёт ____________(Лилия, лилия.

Высоко в небе парил __________(Орёл, орёл).

Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.

1 вариант                          ФИО__________________________

Под нашим окном расцвела ___________(Роза, роза).

Я и моя подруга __________(Роза, роза) учимся во втором классе.

Мою сестру зовут __________(Лилия, лилия).

2 вариант                               ФИО____________________________

В пруду растёт ____________(Лилия, лилия.

Высоко в небе парил __________(Орёл, орёл).

Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.

1 вариант                          ФИО__________________________

Под нашим окном расцвела ___________(Роза, роза).

Я и моя подруга __________(Роза, роза) учимся во втором классе.

Мою сестру зовут __________(Лилия, лилия).

2 вариант                               ФИО____________________________

В пруду растёт ____________(Лилия, лилия.

Высоко в небе парил __________(Орёл, орёл).

Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Человек без Родины, что соловей без песни .

Слайд 3

Словарь:

Слайд 4

Тема урока: « Большая буква в географических названиях »

Слайд 5

Г ород Константиновск (Бабий городок)

Слайд 6

улица Калинина река Дон Ростовская область

Слайд 7

хутор Старозолотовский

Слайд 8

станица Кочетовская

Слайд 9

город Семикаракорск

Слайд 10

станица Раздорская Раздорская хутор Пухляковский поселок Донские Зори

Слайд 11

Старочеркасская станица Старочеркасская

Слайд 12

г ород Ростов-на-Дону

Слайд 13

Таганрогский залив Азовское море с трана Украина с трана Россия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большая буква в географических названиях.

Большая буква в названиях материков,стран,океанов. Закрепление....

"Большая буква в географических названиях", 2 класс

Данный урок проведен во 2 классе. В соответствии с тематическим планированием в теме «Части речи. Имя существительное»       Тип урока: изучение нового материала.Решение ...

Урок обучения грамоте "Большая буква в географических названиях"

Технологическая карта урока "Большая буква в географических названиях" по программе "Планета знаний". Учебник "Букварь" под редакцией Т.М.Андриановой...

Конспект урока по русскому языку "Большая буква в географических названиях"

Цель урока: научить узнавать географические названия среди других слов и знать о правописании названии стран, населенных пунктов и рек....

Большая буква в географических названиях 1 класс

литературное чтение программа Планета знаний...

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.       Заглавная буква в географических названиях».1 класс...