Главные вкладки

    Урок обучения грамоте "Большая буква в географических названиях"
    план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

    Чернова Наталья Михайловна

    Технологическая карта урока "Большая буква в географических названиях" по программе "Планета знаний". Учебник "Букварь" под редакцией Т.М.Андриановой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_obucheniya_gramote.docx32.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чернова Наталья Михайловна,

    учитель начальных классов

    МБОУ «СОШ № 27»

    г. Хабаровск

    Тема

    Большая буква в географических названиях

    Тип урока

    Урок «открытия» нового знания

    Цель

    Ученик получит возможность  научиться узнавать географические названия среди других слов и знать о правописании названии стран, населенных пунктов и рек.

    Задачи предметные

    Повторить понятие «большая буква» в именах, фамилиях, кличках животных и в начале предложения.

     Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [д] в предложенных словах.

    Информировать учащихся о правописании названии стран, населенных пунктов и рек.

    Задачи метапредметные

    Формировать умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; контролировать и оценивать учебные действия с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    Способствовать развитию связной речи, внимания, памяти, фонематического слуха;

     Создавать условия для развития интереса к чтению;

    Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при выполнении заданий; учиться слушать собеседника

    Планируемые результаты

    Предметные:

    Ученик научится  узнавать географические названия среди других слов и будет знать о правописании названии стран, населенных пунктов и рек.

    Метапредметный:

    Ученик научится  формулировать цель урока и определённых этапов, выражать  свои мысли,  работать в паре – слышать и понимать речь других, добывать информацию и использовать её для решения проблем, анализировать и оценивать  свою работу на уроке.

    Основные понятия

    Предметные:

    «Большая буква», звуки, характеристика звуков, сильная и слабая позиция согласных звуков, схема предложений.

    Межпредметные связи

    Окружающий мир

    Ресурсы

    Учебник «Букварь» под редакцией Т.М.Андрианова

    «Спутник Букваря» под редакцией Т.М.Андрианова

    Рабочая тетрадь к «Букварю»  Т.М.Андрианова

    Компьютерная презентация, географическая карта России, карточки с географическими названиями.

    Технологическая карта урока

    Раздаточный материал

    Организация пространства

    Фронтальная работа, индивидуальная и работа в группах.

    Этапы урока

    Время

    Задания для учащихся

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Планируемые результаты

    1.  Мотивация к учебной деятельности

    Цели: 

    – проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

    - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    1 мин

    - Посмотрели друг на друга, подарите друг другу улыбки и приготовились работать дружно, активно, радостно.

    Приветствует детей, гостей. Включает в деловой ритм, создает положительный эмоциональный настрой.

    Слайд 1

    Проверяют свою готовность к уроку

    Самоопределение(личностные УУД) 

    2.Актуализация знаний

    Цель: 

    – организовать актуализацию знаний: парные согласные, сильная и слабая позиция согласных звуков;

    «большая буква»

    10 мин

    Сегодня на урок к нам пришли  буквы Д и Т. Слайд 2 Как вы думаете, почему они пришли вместе? 

    Слайд 3. Посмотрите на буквы и скажите, что их может объединить в одну группу?

    Какие звуки любят гулять на звучащей полянке? Почему?

    Какие звуки прячутся в глухом лесу? Докажите. (дают характеристику звукам)

    - Но всегда ли так бывает?  (предположения детей)

     Чтение слов и определение позиции согласных букв Д -Т.

    • Букварь с. 65 чтение по 2 слова в столбике.

    - В какой позиции стоят первые буквы в словах?

    - Что их объединяет? (сильная позиция)

    • Чтение слов коллективно.

    - В какой позиции стоит буква Т в слове кроты?

    - Произнесите слово крот и послушайте последний звук. Какая позиция? Почему?

    Такая же работа над парой слов  плоды-плод

    • Код- значение слова. Позиция последней буквы. Произнесите слово и послушайте последний звук. Что произошло?
    • Кот – значение слова. Позиция последней буквы. Звук – т.

    -Почему  слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

    Подберите  слова, чтобы эти звуки стали в сильной позиции? (котик – коды) 

    - Почему буквы Д и Т  вместе пришли на  урок?

    «Большая буква»

    - Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы? Почему? (слайд 4)

    - Посмотрите на  щенка,

    Клички нет еще пока.

    Вы, ребята, помогите,

    Кличку для щенка найдите.

    Индивидуальная работа с взаимопроверкой.

    - Кличка состоит из 2 слогов. Ударный первый слог. Первая звук - согласный, твердый, глухой.

    (Дик, Тобик, Лорд, Тимка)

     Делят на слоги и ставят ударение. (1 ученик на доске). Взаимопроверка.

     Оценивание.

    - Когда еще пишется большая буква? (В начале предложения)

    Работа в паре.

    Составьте предложение о щенке. Расскажите друг другу. Составьте вместе предложение.

    У кого получилось красивое предложение? Поднимите ручки-вишенки.  

    Выслушиваются несколько предложений.

    Оценивание работы в паре.

    Зашифруйте предложения.

     

    Вадиму подарили Тобика.

    (1 ученик составляет схему у доски, остальные на индивидуальных карточках)

    Взаимопроверка.

    Оценивание.

    Вывод: В каких случаях пишется заглавная буква?

    Выявляет уровень знаний:

    Умение дать звуковую характеристику

    Сильная и слабая позиции согласных звуков;

    Парные согласные.

    Проводит  параллель с ранее изученным материалом.

    Выявляет уровень знаний  -Большая буква в кличках животных

    Организует индивидуальную работу.

    Организует работу в паре.

    Дает инструкции по выполнению заданий

    Дают характеристику звукам.

    Вспоминают о сильной позиции согласных звуках.

    Чтение слов верхнего ряда

    Высказывают свое мнение о позиции согласных звуков.

    Чтение и наблюдение над словами нижнего ряда (слабая позиция для парного согласного звука).

    Высказывают свое мнение.

    Называют случаи написания слов с большой буквы

    Находят кличку собаки, соответствующей заданию.

    Подчеркивают это слово на карточке.

    Доказывают выбор слова.

    Составляют предложения о щенке.

    Обсуждение в паре.

    Оценивание работы в паре.

    Самостоятельно составляют схему предложения.

    Оценивают работу

    Обобщают.

    Продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками (Коммуникативные УУД)

    Анализ,сравнениеобобщение.

     (познавательные ).

    Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (Познавательные) 

    Коррекция (Регулятивные)

    Физминутка:

    1 мин.

    Глазки крепко закрываем,

    Дружно до пяти считаем,

    Открываем, поморгаем

    И работать продолжаем!

    3. Выявление и причины затруднения (постановка учебной проблемы) и открытие нового знания.

    Цель: 

    – организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемы диалог.

     10 мин

    Работа в паре

    -  На парте лежат карточки с буквами двух цветов . Нужно из букв составить слова.  (полученные слова: сиреневый цвет – «Дно»; оранжевый – «Мойка»)(слайд 6)

    - Что обозначает первое слово «Дно»?

    - Значение слова «Мойка».

    - Почему слова написаны с больших букв? (предположения детей)

    Помогут открыть тайну этих слов детские писатели С.Я.Маршак и К.И.Чуковский. (слайд 7)

    1. - Внимательно послушайте отрывок из произведения С.Я.Маршака  «Багаж». Поэт вам подскажет, что может означать слово ДНО. Будьте внимательны!

    Ученик читает наизусть отрывок.

    - Ребята, кто из вас внимательно слушал и  открыл тайну заглавной буквы Д в слове ДНО? Слайд 8 (название станции)

    Учитель рассказывает о городе Дно. (Раньше это была станция Дно в Псковской области, потом построился город и сейчас он так и называется ДНО) слайд 9

    - Почему это слово пишется с большой буквы? с

    2.   К.И.Чуковский приоткроет Вам тайну к слову МОЙКА. Отрывок из стихотворения «Мойдодыр» читает Максим Ш. слайд 10

    Рассказ учителя о реке Мойка.

    Мойка Река Мойка в Санкт-Петербурге Древнее название реки – Мья, переводится как «грязь». Слайд 11 Слава о ней как о грязной речке сохранилась и до наших дней в частушках:

    Как-то раз мальчишка бойкий 
    Искупался прямо в Мойке. 
    Мойка моет хорошо – 
    Весь загар с него сошел.

    Подводит учащихся к теме и цели урока, используя пробное учебное действие и проблемный диалог.

    Дает дополнительную информацию о городе Дно и реке Мойке.

    В паре составляют слова из букв. Совещаются с друг с другом. Высказывают свои предположения.

    Слушают своих одноклассников и извлекают из услышанных произведений необходимую информацию

    Выполнение пробного учебного действия.

    Фиксирование индивидуального затруднения

    Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (регулятивные УУД).

    Уметь добывать новые знания; находить ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД);

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. 

    Выражение своих мыслей с достаточной полнотой. Учет разных мнений (коммуникативные УУД).

    Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

    4.Формулирова

    ние темы, целей урока

    Цель:

    – организация формулировки темы и цели урока

    2 мин

    Что нового вы для себя сейчас открыли? Кто вам в этом помог?

    - Как пишутся названия городов, рек?

    -Какая тема сегодняшнего урок? Слайд 12

    - Как вы полагаете, какова цель сегодняшнего урока?  

    Организует диалог с обучающими, в ходе которого формулируется тема и цели урока.

    Под руководством учителя определяют цель урока и прогнозируют свою деятельность на уроке.

    Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

    Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

    5. Применение нового знания

    8 мин

    Географическая карта России. Слайд 13

    - Мы отправляемся в путешествие по городам нашей необъятной страны. Начинается наше путешествие с родного города … (Хабаровск).

    Стих читает Виталя В.

    Хабаровск, город мой, стоишь ты на Амуре,

    Люблю тебя всегда – и в ясный день, и в бури,

    Любуюсь красотой просторных площадей,

    И улиц, и прудов, и куполов церквей.

    Люблю я на Утес прийти в вечерний час,

    Шумит волной Амур и радует мой глаз.

    По набережной я тихонечко пройдусь,

    Там множество людей и я им улыбнусь!

    - В честь кого назван наш город? Слайд 14

    Физминутка. Давайте перед полетом разомнемся. Встали. Правое крыло вперед, левое крыло вперед, отправляемся в полет. Полетели, полетели и на место тихо сели.

    Самолетик летит и на карте появляются географические названия. Дети хором читают.

    Река Амур

    Омск

    Тула

    Самара

    Река Волга

    Ростов

    Калуга

    Москва (рассказ о Москве) слайд 15

    Байкал

    Физминутка
    Встали. Правое крыло вперед, левое крыло вперед, отправляемся в полет. Полетели, полетели и в Хабаровске тихо сели.


    - Побывав в путешествии, что вы узнали?

    - Как пишутся названия городов, рек, озер?

    Указывает на объект наблюдения,

    организует работу по географической карте (знакомство с названиями городов, рек и озер России)

    Работают по географической карте.

     Читают названия городов, рек, озер.

    Подводят итог этапа урока.

    Уметь добывать новые знания; находить ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД)

    Оформлять свои мысли в устной, письменной форме (коммуникативные УУД).

    Проговаривать последователь-ность действий на уроке (регулятивные УУД). 

    6. Включение в систему знаний.

    Цели:

    -осознание каждым обучающимся написание слов -географических названий с «большой буквы»

    7 мин

    - В нашей стране очень много городов больших и маленьких, но еще больше деревень, поселков. И у каждого есть свое неповторимое  название. Слайд 16 

    Дифференцированное задание.

    1. Слабочитающие дети читают названия деревень и предполагают, почему они так названы

    (Дмитриевка, Сосновка, Дубки, Боровиково).

    1. Читающие дети

    1группа – О деревне Товарково

    2 группа- деревня Ольха

    3 группа – Деревня Крышилово

    - Почему им дали такое название. Найди ответ в тексте. Слайд 17

    Читают.

    Анализируют.

    Находят ответ в тексте.

    Организует выполнение дифференцированного задания.

    Работа со словами и думают, почему деревням дали такие названия.. Чтение текстов и выполнение заданий по тексту.

    Извлекают информацию из прочитанного текста.

    Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

    Извлечение из текстов необходимой информации;

     (познавательные УУД)

    Уметь оформить свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

    7.Рефлексия учебной деятельности

    Цели:

    - фиксация нового знания

    – организация рефлексии собственной учебной деятельности.

    4  мин

    - Какая была главная цель нашего урока?

    Какое мы сегодня сделали «открытие»? Слайд 18

    - Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие?

    - Кто считает, что научился узнавать из слов географические названия? Какие задания этому способствовали?

    - Что для вас было новым на уроке?

    - Как вы считаете, наш урок прошёл с пользой? Почему?

    - Что интересного вы расскажете дома родителям об уроке?

    А теперь оценим свою работу с помощью ладошек.

    Ребята, если вам на уроке было интересно, если вы справились со всеми заданиями, то по моему сигналу поднимите 2 руки вверх, если все - таки вы что-то не поняли, поднимите 1 руку вверх. Ну а если вам было скучно, неинтересно не поднимайте руки. РАЗ, ДВА, ТРИ.

     Ребята, наш урок окончен. Вы хорошо поработали, похлопаем себе за старание.

    Задает вопросы о цели урока. Организует фиксирование нового содержания.

    Способствует развитию умения анализировать свою работу на уроке и работу одноклассников.

     Организует рефлексию.

    Организует самооценку  

    Проговаривают о полученных знаниях во время урока, высказывают свои впечатления от урока.

    Анализируют работу на уроке и своё психологическое состояние.

    Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

    Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Самооценка на основе критерия успешности (Регулятивные УУД).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме: "Заглавная буква в географических названиях".

    Технологическая карта урока составлена на основе ФГОС НОО, по программе "Школа России", авторской программы   "Русский язык" В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2 класс...

    Урок русского языка во 2 классе. Тема "Заглавная буква в географических названиях"

    Урок русского языка с использованием ИКТ2 класс Тема урока: Развитие умения писать заглавную букву в географических названиях.Практические цели и задачи урокаЦель урока: научить писать заглавную ...

    Конспект урока "Заглавная буква в географических названиях"

    Конспект урока по русскому языку для 1 класса....

    Открытый урок по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях" 2 класс.

    Открытый урок по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях" 2 класс....

    Конспект урока по русскому языку "Большая буква в географических названиях"

    Цель урока: научить узнавать географические названия среди других слов и знать о правописании названии стран, населенных пунктов и рек....

    Конспект урока по русскому языку "Собственные имена существительные. Заглавная буква в географических названиях"

    Собственные имена существительные. Заглавная буква в географических названиях...