"Простые и сложные предложения", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по русскому языку "Простые и сложные предложения", 4 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 4 «В» класс

Слайд 2

Корень учения горек, да плод его сладок. __

Слайд 3

к ровать

Слайд 4

м есяц

Слайд 5

п онедельник

Слайд 6

ш оссе

Слайд 7

о город

Слайд 8

м олоток

Слайд 9

к ласс

Слайд 10

Москва

Слайд 11

к илометр

Слайд 12

Солнце встало и осветило окрестность. Солнце встало, и окрестность озарилась светом.

Слайд 13

«Простые и сложные предложения»

Слайд 14

п ереправа лесосплав б елогрудый водопад беляк гвоздодёр передёргивать подводник

Слайд 17

Дедушка с..дел на печке и выглядывал из-за трубы. Вот-вот дерев..я выбр .. сят лист..я из почек прил .. тят грачи. Подн ..ли з..л.. тые г..ловки одуванчики и зацвел шиповник. Со.. нце сияло, но (не) грело . Выгл .. нуло со.. нце , и з..мля озарилась ярким свет..м . На д..рев.. ях набухли поч .. ки но лист..я еще не проклюнулись. Мы слышали бормотание тет ..ревов свист рябчиков. В дуплах старых осин расп .. лагаются ночные птицы и зап .. сливые белки . Вариант 1 Вариант 2



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в форме технологической карты на тему: «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях».

Класс: 4«В»

Тема: «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.»

Цель: формировать знания о союзных и бессоюзных предложениях; выработать алгоритм постановки запятой в сложном предложении.

Задачи:        

  1. Отработать умения различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения; навык синтаксического разбора простого и сложного предложения и построение схем таких предложений.
  2. Развивать связную речь учащихся, мышление, интерес к русскому языку через практическую деятельность.
  3. Воспитывать культуру речи, самостоятельность и умение оценивать себя и другого, а также чувство товарищества и взаимопомощи.

Личностные УУД:

•         ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

•        воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;

•        повышение уровня мотивации учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

•        вырабатывать способность различать способ и результат действия;

•        в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

•         создавать условия психологической комфортности адекватную самооценку собственной деятельности.

•        уметь формулировать отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;

•         формировать у обучающихся способность к рефлексии;

•        отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.

Познавательные УУД:

•        создать  условия для расширения представлений обучающихся о словах синонимах, омонимах, антонимах

•        систематизировать знания о лексике: синонимах, антонимах, омонимах.

•        учить наблюдать, делать выводы, обобщать;

•        развивать наблюдательность и умения рассуждать;

Коммуникативные УУД:

•        адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

•        адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I.        Организация класса

Регулятивные: Организация рабочего места под руководством учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

-Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня ….

-Тихо сядут девочки. Ещё тише сядут мальчики.

-Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

-Если у вас чего-то нет на парте, то поднимите руку. 

Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке, создание психологического климата.

2 мин

II. Минутка чистописания

2.Словарная работа

Познавательные: отвечают на простые и сложные вопросы учителя.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и записи на доске.

Регулятивные:

используют в своей деятельности простейшие приборы: линейку и простой карандаш.

Личностные: Оценивают и принимают следующие базовые ценности: «дружбы».

-Наш урок я бы хотела начать с загадки.

 Посмотрите на меня —

Сбоку у меня поля,

Для задачек будут, детки,

На моих страницах клетки,

А для разных упражнений,

Я — в линейку, без сомнений.

Это — лёгкая загадка:

Каждый знает, я — ... . (Тетрадка).

-Откройте тетрадь и запишите:

Одиннадцатое мая.

Классная работа.

- Итак, покажите мне посадкой, что вы готовы все меня слушать.

- Посмотрите на доску, перед вами буквосочетания. Прочитайте их про себя.

- Вслух прочитает ……

пр ло же ие

- Назовите виды соединений?  

-Расположите тетрадь под наклоном, сядьте правильно, так, чтобы между вами и партой проходил кулачок.

- Пропишите буквосочетания до конца строчки, чередуя.

- Покажите посадкой, что вы готовы меня слушать.

-Кто справился с заданием, возьмите в руки простой карандаш и подчеркните 4 самых красивых буквосочетания.

-Посмотрите ниже на доску, прочитайте предложение. Что это?

Слайд №3

Корень учения горек, да плод его сладок..

-А как вы узнали, что это пословица?

-Как вы её понимаете? О чём она?

-В пословице говорится о трудностях, но и необходимости, пользе ученья. Учиться трудно и долго, зато потом это пригодится в жизни.

Значение слова: корень - основа чего-либо; плод-результат чего-либо; горький – очень тяжелый, трудный; сладкий – приятный, доставляющий удовольствие, наслаждение.

-Назовите орфограммы, которые встречаются  в данной пословице.

Корень учения горек, да плод его сладок.

-Запишите пословицу с красной строки с большой буквы и подчеркните орфограммы.

-С новой строки запишите слово словарь.

Словарь:

  1. Мебель для ночного и дневного сна.
  2. Период времени в 30 дней.
  3. Первый день недели.
  4. Дорога с твёрдым покрытием.
  5. Участок земли, где растут овощи.
  6. Инструмент, которым можно прибивать чего-нибудь.
  7. Школьная комната для занятий.
  8. Столица России.
  9. Самая большая мера длинны.

Отгадывают загадку

 

пр (верхнее)

ло (нижнее)

же (средне-плавное)

ие(средне -плавное)

Корень учения горек, да плод его сладок..

Пословица

Потому что она поучительна.

Коренья-безуд.гл

Горек-бегл.гл

Плод-парн.согл

Сладок-кр.прил

Кровать

Месяц

Понедельник

Шоссе

Огород

Молоток

Класс

Москва

Километр

10 мин

III.         Сообщение темы и цели урока

Предметные:

- распознавать синонимы, антонимы, омонимы;

- разграничивать эти понятия.

Метапредметные:

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Регулятивные:

- высказывать свое предположение;

Коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли

Прочитайте и сравните 2 предложения:

1.Солнце встало и осветило окрестность.

2.Солнце встало, и окрестность озарилась светом.

-Чем похожи предложения?

-В них одна и та же мысль.

-Чем они отличаются?

-Как вы думаете почему?

-Найдите грамматическую основу в 1 предложении

-Какую роль играет в этом предложении союз и?

-Найдите грамматическую основу во 2 предложении

-Какую роль играет союз и?

- Как называется предложение, в котором одна грамматическая основа? (простое)

-Предположите, как называется предложение, в котором больше чем одна грамматическая основа? (сложное)

-Как вы думаете, какая тема урока?

Тема нашего урока: «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях».

-Во 2 предложении стоит запятая, а в 1 нет.

Объединяет однородные члены предложения

(Солнце встало и осветило)

Соединяет 2 части сложного предложения.

(Солнце встало, окрестность озарилась)

2 мин.

IV. Изучение нового материала

Предметные:

- правильно работать с материалом;

Метапредметные:

Познавательные:

- выполнять классификацию;

-  обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию учебника

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

-Откройте учебники на странице 173-ой. Найдите упражнение 175-ое.

-Прочитайте слова. Запишите их в два столбика.

1) слова, у которых один корень;

2) слова , у которых два корня;

Переправа, лесосплав, беляк, белогрудый, гвоздодёр, передёргивать, подводник, водопад.

- Как называются слова, у которых несколько корней?

-Рядом со сложными словами в скобках напишите слова, которые дали им жизнь.

-Прочитайте значение слова «сложный»

Сложный-ая,-ое; 1. Состоящий из нескольких частей. 2. Трудный, запутанный.

-Как вы думаете сложные слова называются так потому, что это трудные, запутанные слова, или потому, что они состоят из нескольких частей?

-Я вижу, что вы устали. Поэтому предлагаю вам немного отдохнуть.

-Выйдите из-за своих пар и повторяйте движения за мной.

Физминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

-Тихо присаживайтесь за парты.

-Выполним следующее упражнение.

-Найдите упражнение 176-ое.

-Прочитайте пословицы и рассмотрите шуточные иллюстрации к ним (с.172).

1. Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.

2. Яблоко от яблони недалеко падает.

3. Лиса семерых волков проведёт.

4. Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.

-Какая же пословица зашифрована в первой иллюстрации?

-Запишите пословицу и выделите основу в этом предложении.

-Как вы думаете почему 2-ая и 3-ая картинка состоит из двух частей?

-Чтобы ответить на этот вопрос необходимо подобрать пословицы к этим иллюстрациям.

-Какую пословицу иллюстрирует рисунок под цифрой 2? (Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.)

-В этой пословице два действующих лица? Кто они?

-Что делает первый? А второй?

-Из скольки частей состоит пословица?

-Прочитайте каждую часть отдельно.

-Назовите основу каждой части. Как эти части соединены друг с другом?

- Запишите эту пословицу. Подчеркните основу каждой части . Обведите союз и знак , соединяющий части в овал.

-А теперь запишите пословицу подходящую к иллюстрации под цифрой 3.( Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.)

-Из скольки частей состоит пословица?

-Прочитайте каждую часть отдельно.

-Назовите того , кто действует в первой части?

-А кто действует во второй части?

-Подчеркните и обведите в овал то, что помогает увидеть особенность этого предложения: оно состоит из двух частей.

-Запишите оставшуюся пословицу.( Лиса семерых волков проведёт.)

-Как вы думаете сколько основ в этом предложении?

-Предложения бывают простые и сложные.

Простое предложение- предложение с одной основой.

Предложение, в котором несколько частей и каждая часть имеет свою основу, называется сложным.

Сложное предложение включает несколько основ. Между частями сложного предложения обычно ставится запятая.

-Во 2 предложении стоит запятая, а в 1 нет.

Объединяет однородные члены предложения

Соединяет 2 части сложного предложения

Яблоко от яблони не далеко падает.

Яблоко падает

Одно действие сменяет другое

Да, Знайка и незнайка.

Знайка идет по дороге,незнайка на печи лежит.

двух

Знайка бежит

Незнайка лежит

Из двух

соловей

ласточка

союз а

одна

25 мин

-А сейчас проведём небольшую самостоятельную работу.

-Вам необходимо вставить пропущенные буквы и знаки препинания ,списать предложения. Подчеркнуть грамматические основы и определить вид предложения в скобках.

-Работу выполняем  по вариантам.

- Вариант 1

Дедушка с..дел на печке и выглядывал из-за трубы.

Вот-вот дерев..я выбр..сят лист..я из почек, прил..тят грачи.

Подн..ли з..л..тые г..ловки одуванчики  и зацвел шиповник.

Со..нце сияло, но (не) грело.

Вариант 2

Выгл..нуло со..нце, и з..мля озарилась ярким свет..м.

На д..рев..ях набухли поч..ки но лист..я еще не проклюнулись.

Мы слышали бормотание тет..ревов свист рябчиков.

В дуплах старых осин расп..лагаются ночные птицы и зап..сливые белки.

Вариант 1

Дедушка сидел на печке и выглядывал из-за трубы.

Вот-вот деревья выбросят листья из почек, прилетят грачи.

Подняли золотые головки одуванчики, и зацвел шиповник.

Солнце сияло, но не грело.

Вариант 2

Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом.

На деревьях набухли почки, но листья еще не проклюнулись.

Мы слышали бормотание тетеревов, свист рябчиков.

В дуплах старых осин располагаются ночные птицы и запасливые белки.

V. Итог урока. Рефлексия

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-Наш урок подошел к концу.

-Вспомним тему урока.

-Какие предложения называются простыми?

-Какие предложения называются сложными?

-Когда в предложении ставятся запятые?

-Ребята, я очень довольна вашей работой. Вы  старались и все отлично с ней справились.  

-Молодцы!

-У кого всё получилось –поднимите руку вверх с открытой ладонью.

-Кто испытывал трудности в работе поднимите руку вверх сжав в кулачок.

-Сегодня на уроке хорошо работали..( фамилии детей)

-На этом наш урок окончен. До свидания! 

Простые и сложные предложения.

Состоит из одной основы.

Состоит из двух и более основ.

Когда предложение состоит из нескольких основ, а также перед союзом (а и но)

3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Урок по теме «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами и, а, но.»

Этот урок по русскому языку пригодится учителям, работающим в 4-м классе. Он содержит разнообразные формы работы: парную, индивидуальную, фронтальную. Урок оформлен в виде технолог...

Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного".

Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...