Урок русского языка в 4 классе по теме "Изменение частей речи по числам и родам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Малая Марина Петровна

Урок повторения и закрепления изученного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык, автор Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинин

Класс: 4

Тема  : Изменение частей речи по числам и родам.

Цель урока : через систему вопросов и упражнений повторить  изученный материал  об имени существительном, имени прилагательном, о глаголе.

Задачи урока :

- повторить основные признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола;

- через систему заданий повторить все виды разбора изученных частей речи;

-  развивать умение думать, анализировать, обобщать, развивать речь, воображение, сообразительность, способность логически мыслить;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, внимательное отношение к одноклассникам, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные: определение границ своего знания и незнания, умение осуществлять самооценку  своей деятельности.

Регулятивные УУД : коррекция, оценка, планирование, целеполагание как постановка учебной задачи.

Познавательные УУД : самостоятельное формулирование цели, построение речевого высказывания,  анализ, поиск информации, построение  логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Коммуникативные УУД: умение слушать, участие в коллективном диалоге, планирование учебного сотрудничества с одноклассниками, принятие совместного решения, умение точно выражать свои мысли.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые УУД

1.Орг. момент

Мотивация к учебной деятельности

2.Актуализация знаний

Приветствует учеников, настраивает класс на работу.

- Начинаем нашу работу.

Чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь.

-Откройте тетради,запишите число и классная работа.

 -  Все ли изученные части речи изменяются  по родам?

   

   -   В учебнике с. 12  упр.17

вы видите три утверждения. Какое из них верное, как вы думаете?

1.        По родам изменяются имена существительные. Имена прилагательные и глаголы.

2.        По родам изменяются только имена прилагательные.

3.        Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода, а прилагательные, глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Слушают учителя

и приветствуют стоя

 

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Для других частей речи, кроме личных местоимений, это признак временный: имена прилагательные, глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

 Поэтому  правильным ответом на вопрос упражнения.

Правильный ответ под цифрой 3

Коммуникативные

(умение слушать)

Регулятивные (саморегуляция, оценка).

Познавательные (общеучебные: самостоятельное формулирование цели, построение речевого высказывания; логические: анализ)

Коммуникативные (участие в коллективном диалоге)

3.Формулирование темы, цели урока

4.Минутка чистописания

- Какая тема урока ?

- А сейчас послушаем

стихотворение о роде и возьмем его за основу.

Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат,

Стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу, - моя:

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь моя.

Средний род – оно мое:

Мое окно, село мое.

Женский род запомню я

И скажу: «оно мое:

И запомню род мужской

И опять скажу:

«Он – мой».

Средний род: «Оно – мое».

Это правило твое.

Изменение частей

речи по родам

 

Слушают стихотворение и прописывают местоимения

(оно мое, он  мой, она моя)

Познавательные (общеучебные: самостоятельное формулирование цели и темы урока)

Регулятивные ( коррекция, оценка

5.Изучение материала

1.с.12 упр 18

Подберите из словарика (с. 134) по 8 слов, относящихся к 3 родам:

1 ряд — м. рода,

2 ряд — ж. Рода,

3 ряд — ср. рода

2. 5с.12 упр 19

Читают задания к упражнениям и выполняют работу в тетради.

Регулятивные  (оценка, планирование).

Познавательные ( общеучебные: построение речевого высказывания, поиск информации,  логические: анализ, построение логической цепочки  рассуждений, анализ истинности утверждений)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с одноклассниками, принятие совместного  решения, умение точно выражать свои мысли)

6.Физминутка

7.Закрепление пройденного

Учитель проводит физ. минутку под музыку «Начинаем мы шагать…»

1.-А сейчас давайте потренируемся в употреблении мягкого знака в именах существительных на конце слов после шипящих

-Какое правило мы используем, чтобы правильно выполнить запись слов?

     Так запомним — род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

Женский род — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт.

Женский род
Мозоль
вуаль
туфля
Мужской род
Тюль
лебедь
шампунь
Средний род
Какао
повидло

2.с. 12, упр, 20

3.с.13 упр 21

Дети выполняют физ. минутку

Мягкий знак после шипящих пишется только на конце имён существительных женского рода).

ночь, врач, ключ, молодежь,вещь, рожь, речь

Коммуникативные ( умение слушать и выполнять команды)

Регулятивные  (оценка, планирование)

Познавательные                 ( общеучебные: построение речевого высказывания, поиск информации,  логические: анализ, построение логической цепочки  рассуждений, анализ истинности утверждений)

8.Рефлексия учебной деятельности.

Оцените свои достижения:

Я научился….

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Подводят итоги, анализируют свою работу на уроке, выявляют трудности в выполнении заданий, пробелы в знаниях по теме и пути их устранения.

Оценивают своё эмоциональное состояние на уроке,

Личностные (границы своего знания и незнания, самооценка

9.Домашнее

    задание

 упр. 23 на с. 13 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Глагол как часть речи.

Конспект урока русского языка по теме: "Глагол как часть речи....

Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива

Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива...

Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

Конспект урока русского языка 4 класс "Наречие как часть речи " Школа России

На данном уроке учащиеся знакомятся с новой частью  речи наречием....