Конспект урока по русскому языку "Роль синонимов в русской речи" (УМК «Перспектива», 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Квашнина Елизавета Александровна

Цель деятельности учителя: выявить значение синонимов в устной и посменной речи, формировать представление о синонимах как средстве художественной выразительности языка

Планируемые результаты:

Предметные:

- учится находить синонимы;

- подбирать к словам синонимы;

- уметь употреблять их в речи и использовать в качестве синонимов фразеологизмов.

Личностные:

- формировать навыки речевого этикета;

- обогащать словарный запас словами синонимами.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование урока: Учебник Русской речи «Перспектива», презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sinonimy_3m_kl.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 07.11.2019 г.

                       ФИО учителя: Шатиллова Т.А.

Школа: № 140

                       ФИ студента: Квашнина Елизавета

Класс:

                       ФИО методиста: Колотухина Яна Александровна

Кабинет: 103

Время занятия:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Роль синонимов в  русской речи»

Цель деятельности учителя: выявить значение синонимов в устной и посменной речи, формировать представление о синонимах как средстве художественной выразительности языка

Планируемые результаты:

Предметные: 

- учится находить синонимы;

- подбирать к словам синонимы;

- уметь употреблять их в речи и использовать в качестве синонимов фразеологизмов.

Личностные: 

- формировать навыки речевого этикета;

- обогащать словарный запас словами синонимами.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование урока: Учебник Русской речи «Перспектива», презентация.

Этапы урока, методы и приёмы

Время

(мин.)

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Самоопределение к деятельности

1 мин

-Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Елизавета Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка

- Посмотрите на свои парты.  Готовы ли вы  начать урок? Всё на месте? Всё в порядке? Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили?

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

-Приветствуют учителя

-Проверяют готовность к уроку

Л: мотивация к учебной деятельности

2.

Актуализаций знаний и мотивация.

Словесный, беседа

4-5 мин

 - Ребята замените мои слова близкими по значению словами  с непроизносимыми согласным.

Показ слов на презентации.

Слайд 1.

СИЛЬНЫЙ – мощный

БОЛЬШОЙ – гигантский

ЗНАМЕНИТЫЙ – известный

ВЕСЁЛЫЙ – радостный

УМЕЛЫЙ – грамотный

 

-Отвечают на вопросы

- Работают с словами.

П: извлечение необходимой информации из  слов.

К: аргументация своего мнения и позиции, строить речевые высказывания в устной форме.

3.

Постановка учебной задачи.

Словесный, беседа

4-5 мин

Постановка цели и темы урока

- Ребята у меня на презентации два текста. Прочитайте их. Слайд 2.

1 текст: Во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

2 текст: Во дворе слышны весёлые крики ребят. Дети строят ледяную горку. Малыши сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

- Какой текст вам понравился? Почему? Выпишите слова, которыми отличаются эти два текста.

Проверяем слова, слайд 3.

Как можно назвать эти слова? Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Слайд 4.

Сформулируйте тему урока и цель.

- Слушают учителя, смотрят текс

- Отвечают на вопросы.

 

- Экспериментируют и выписывают слова.

- Изучать синонимы в речи.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;


Р.: саморегуляция

Р.: целеполагание

4.

«Открытие» нового материала

1.Словесный,

Беседа

2.Работа по учебнику

7-8 мин

Работа по теме

Словарная работа.

- Будьте внимательны

Попробуйте узнать животных по описанию, в этом нам помогут синонимы:

Слайд 5.

Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)

Хитрая, лукавая, плутоватая…(лисица)

Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)

Боевой, задиристый, воинственный (петух)

Болтает, стрекочет, трещит (сорока)

Что вы скажете о словах-синонимах?

Работа по учебнику:

Стр. 73

- Что говорит профессор?

- Прочитайте узелки на память.

- В русском языке существует словарь синонимом.

- Упр. 113 с. 73

- Можно ли в учебнике по предмету «Окружающий мир» или в научной энциклопедии встретить такие названия зверей, как Патрикеевна, Косой?

- Где допустимо употребление этих слов?

- Вспомним знакомые вам сказки.

- Кто из сказочных героев, о которых мы уже говорили на уроке часто обманывает?

- Прочитайте предложения:

Слайд 6.

1. Косой спрятался от волка.

2.Косой дождь стучит в окно.

3.Крестьянин косой косит траву.

В каком из предложений слово «косой» будет синонимом к слову заяц?

- Вывод: слово можно понять только ….

- Замените заяц испугался фразеологическим оборотом (у зайца сердце в пятки ушло)

- Слушают информацию

- Отвечают на вопросы

- Читаю профессора, узелки памяти.

П.: выделение необходимой информации

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Физкультурная минутка

1 мин

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

-Повторение движений за учителем

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

5.

Первичное закрепление.

Практический.

 Упр. 116, стр. 74

Найдите в предложениях слова-синонимы.

- Каким словарем воспользуемся для проверки?

- учитель показывает словарь синонимов

- У вас ребята есть в учебнике словарик синонимов, обратимся к нему.

- Прочитайте. Спишите.

Выполнение упражнений.

Работа в паре

- ум, разумом, рассудка

- Сейчас вам очень пригодится ум, рассудок.

Работа по учебнику. Упр. 115.

- Запишите слова по группам

- Проверка у доски

-Слушают слова, отвечают.

-Выполняют упражнения, работают в парах.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

6.

Включение в систему знаний, повторение.

Практический, упражнение

7-8 мин

 Работа в группах.

Слайд 7

- К данным словам подберите синонимы:

воин

отец

большой

бежит

- Записывают слова, работают в группах.

П: извлечение необходимой информации из текста.

К: строить речевые высказывания в устной форме

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

Дом.задание

1 мин

Слайд8.

Домашнее задание: стр.74, упр.114

-Записывают

Р: осуществление итогового контроля;

8.

Рефлексия деятельности

2-3 мин

- Ребята для чего служит суффикс?

- Какие суффиксы вы запомнили? Какой оттенок значиния они придают словам?

Оцените свою работу на уроке.

«!» - я собой доволен.

«+» выполнял задания с небольшим затруднением.

Спасибо за урок.

До свидания!

-…

-…

-…

-Берут карандаши

-Оценивают свою работу

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Л: самооценка; адекватное понимание причин успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку " Синонимы и антонимы" УМК "Школа России" 2 класс

Материал урока ставит цель совершенствовать умение учащихся подбирать синонимы и антонимы к словам, что приводит к расширению словарного запаса детей, обогащает их устную и письменную речь....

Конспект урока по русскому языку. Тема "Девять правил орфографии". 3 класс УМК "Перспектива.

Конспект проведённого открытого урока - закрепления по теме "Девять правил орфографии"....

Конспект урока по русскому языку Синонимы и антонимы

УМК: «Школа России».Тип урока: изучение нового материала.Форма урока: комбинированный.Тема: «Синонимы и антонимы».Цель: формировать умение грамотно использовать в речи слова синонимы и антонимы, расши...

Конспект урока по русскому языку "Синонимы в тексте"

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку....

Конспект урока по русскому языку "Синонимы"

Конспект урока по русскому языку "Синонимы"...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи. Обобщение" (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: "Части речи. Обобщение"Цель деятельности учителя: формирование умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.Планируемые резуль...

Конспект урока по русскому языку "Синонимы" 4 класс

Конспект урока по русскому языку...